Лушникова Марина Валентиновна
Консультация для педагогов «Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»
1. Слайд. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с ним говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка и дальнейшем обучении в школе.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.
Между тем, чтобы новые слова не остались в пассивном словаре ребенка, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ, делает речь дошкольника связной и полной.
2 слайд. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, как максимум, и рассказывать стихотворение, как минимум. Образовательная область «Речевое развитие» включает:
• Предметная речевая среда;
• Звуковая культура речи;
• Обогащение словаря;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь;
• Ознакомление с художественной литературой.
3 слайд. Решая задачи речевого развития детей в первую очередь необходимо создание развивающей среды в группе. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
4 слайд. Основными направлениями работы по развитию речи являются : 1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
5 слайд. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Речевое развитие осуществляется не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности.
6. слайд. Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, а также в свободной деятельности дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, о творчестве писателей. Художественная литература служит действенным способом, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
7 слайд. Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
8 слайд. Занятия направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности 9 слайд. Развитие речевого общения на утреннем и вечернем круге.
Утренний сбор, который задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
10 слайд. Развитие речевого общения через игровую деятельность
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь. Сюжетно-ролевая игра способствует:
• закреплению навыков пользования инициативной речью,
• совершенствованию разговорной речи,
• обогащению словаря,
• формированию грамматического строя языка и т. д.
11 слайд. Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
12 слайд. Строительно-конструктивные игры.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
13 слайд. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
14 слайд. Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная : здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
15 слайд. Пополнение активного словаря в экспериментальной деятельности.
Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы, им будут понятна и доступна достаточно сложная терминология: аэронавты, аэростат, аэродром. Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведения опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимодействие педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают «давайте сделаем так», «давайте посмотрим, что будет если.».Речь детей постепенно становится более грамотной, сформированной, развёрнутой. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие.
16. Овладение речевыми нормами при выполнении трудовых действий.
В процессе труда необходимо развивать у детей внимание к речи взрослых : умение выслушивать объяснение, задание до конца и только после этого приступить к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения каких – либо действий.
В ходе обучения дети прослушивают речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого воспитатель комментирует действия детей, рассказывая о предметах, которые используются в том или ином виде деятельности. Например: во время дежурства по столовой привлечь внимание к посуде (рассказать о ней, как ее расставлять). В рассказах употреблять названия, показать форму, окраску, рисунок, материал (из чего сделана, свойства (бьется).
17 слайд. Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
18 слайд. Важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
В заключении, можно сделать вывод о том, что все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.
Поэтому работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь в разных видах деятельности»