Cветлана Ворончихина
Консультация для педагогов «Стили семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стили семейного воспитания»
Описание стилей
Родители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят с различными понятиями и явлениями. Взрослые учат ребенка устанавливать тесную взаимосвязь: мысль – действие — последствие. Жизнь каждого человека, его история начинается с семьи, маленького социума. От того, в какой среде воспитывается ребенок, будет зависеть содержание его личности и будущее в целом. В каждой семье существуют сложившиеся веками ценности и устои. Существуют так же различные стили семейного воспитания. Одни родители вкладывают в детей все самое лучшее, воспитывая честных, сознательных и высоконравственных людей. В других семьях наряду с любовью к чаду царит безнаказанность и попустительство. Полная свобода выбора, отсутствие каких-либо норм и правил поведения приводят к плачевным последствиям. Рассмотрим основные стили воспитания в семье.
Публикация «Консультация для педагогов „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Авторитарная семья
Основная характеристика такого стиля семейного воспитания – это стремление родителей принимать все решения за своего ребенка. При этом самостоятельность маленького человека подавляется, любые нарушения установленных правил караются. Наказание может быть в форме физического воздействия, морального давления или словесного порицания.
Опасности такого воспитывающего метода в следующем : Во-первых, дети, чью инициативу и волеизъявление «задавили», не имеют внутреннего механизма анализа (контроля) своих поступков. Поэтому все их действия оцениваются лишь по отношению к возможно, последующему наказанию, а не в связи с их социальной ценностью или личной безопасностью. Если наказания нет, или его можно избежать, то ребенок будет демонстрировать откровенно асоциальное поведение. Во-вторых, часть детей находят в себе силы сказать «нет» давлению со стороны старших. В любом случае подобные воспитывающие методы ведут к формированию агрессивной, асоциальной или пассивной, зависимой личности.
Авторитетный или демократический стиль общения
Демократическая семья сегодня считается наиболее предпочтительной средой для развития ребенка. Причины? Большинство решений родители принимают совместно с ребенком. Предварительно маленького человека знакомят со взглядами старшего поколения на конкретную проблему. Кроме того, обязательно выслушивают мнение ребенка. После этого решение принимается коллегиально.
Благодаря такому – совещательно-размышляющему, воспитательному методу, у ребенка формируется адекватная возрасту ответственность. В этом случае дети доверяют родителям, прислушиваются к их мнению даже при наличии юношеского максимализма, а родители получают некий депозит доверия, который можно использовать во благо ребенку. Авторитарные решения принимаются крайне редко. А родители на долгое время становятся истинным авторитетом (примером) для своих наследников.
На выходе – уже во взрослом возрасте, дети из таких семей прекрасно адаптируются в обществе. Умеют договариваться с коллегами, решать проблемы с членами собственной семьи исключительно мирным путем. Для них не характерна агрессия. Они психически устойчивы, стабильны.
Либеральный или попустительский стиль
Этот тип семейного воспитания достаточно дискуссионный. По идее, родители перепоручают ответственность за свою жизнь, воспитание, образование самим детям. В одном случае дети становятся действительно ответственными, учатся осознано принимать решение, получают жизненный опыт в раннем возрасте. В другом случае дети воспринимают свободу, как вседозволенность, поэтому часто совершают вредные для себя или асоциальные поступки. Отдельного внимания требует минимизация эмоциональных связей между детьми и родителями – побочный эффект подобного типа воспитания ребенка.
Личностные особенности детей в условиях разных стилей семейного воспитания
Стили семейного воспитания, их характеристика изучаются педагогами, психологами многих стран. Самым правильным и грамотным вариантом взаимоотношений в семье считается демократический стиль. Ученые признают этот формат взаимоотношений самым плодотворным и благоприятным для развития полноценной, всесторонне сформированной личности. Независимо от материального положения семьи, культурного уровня и религиозной принадлежности, главными векторами являются признание интересов ребенка и соблюдение его прав. Ребенок, который наравне с любовью и заботой получает свободу выбора и возможность принимать решения, всегда соблюдает интересы другого и духовно наполнен, вырастает счастливым и свободным человеком. Он способен понять позицию собеседника, умеет с достоинством признавать свои ошибки, ему не чуждо прощение. С детства он знает, что все ошибаются и из каждого промаха нужно извлекать урок.
Либеральный и авторитарный методы воспитания никогда не приведут к формированию полноценной личности, гармонично развитого человека. Взрослые, взаимодействуя, со своими детьми, оставляют без внимания многие важные аспекты психолого-педагогического развития. Дети ловят каждое слово родителей, реагируют на любое действие, тонко чувствуют эмоциональную атмосферу в доме. Ребенок отдаляется от родителей, как при чрезмерной опеке, всесторонней ограниченности, так и когда отсутствуют любые правила и чадо всегда одобрительно гладят по головке. Человек, выросший при либеральной или авторитарной системе воспитания, не способен адекватно оценивать себя и свои поступки.
Как выбрать свой стиль воспитания детей
Все зависит от того, каким хотят видеть родители в будущем своего отпрыска. Так же важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Кому-то необходимо давать больше свободы для выражения своего «я». Другим важно установить определенные рамки, контролировать и во время направлять.
Важно помнить, что стиль воспитания – это гибкая система мер воздействия взрослых на детей. Но в основе всего должна лежать безусловная, искренняя любовь к своему чаду. Уважение, принятие и содействие – вот база для здоровых отношений в семье.
Для того, чтобы узнать какой стиль воспитания преобладает в семьях наших воспитанников, мы провели анкетирование среди родителей.
При наблюдении за детьми, за их взаимоотношениями с родителями опираясь на данные анкетирования мы пришли к выводу: в нашей группе преобладает авторитетный или демократический стиль воспитания.
Результаты анкетирование родителей
Для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :
• Принимать активное участие в жизни семьи;
• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
• Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
• Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
• Уважать право ребёнка на собственное мнение;
• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.
Чтобы найти общий язык с ребенком, нужно придерживаться следующих основных принципов:
Признавать уникальность ребенка.
Уважать ценности ребенка.
Осознавать собственные ошибки
Подавать хороший пример
Установить в семье правила
Любить своего ребёнка таким, какой он есть!
И в заключении хочется привести слова Ш. А. Амонашвили «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».