ИРИНА БОЛДЫРЕВА
Открытое занятие к теме «Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие к теме «Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста»
b][/b]
Цель: Повышать интерес к музыкальной деятельности, используя современные педагогические технологии.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие к теме „Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей“» размещена в разделах
Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа.
Развивающие:
Развивать представление детей о различных жанрах музыки: опера.
Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных произведений, их характера, средств музыкальной выразительности.
Развивать звуковысотный слух, музыкальную память, способность к творчеству.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, желание слушать его. Обогащать музыкальные впечатления.
Краткое содержание занятия :
1. Музыкальное приветствие: «Добрый день»
2. Восприятие-слушание музыки: «Белка» (отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
3. «Дирижер» - видео
4. Певческая деятельность:
Упражнения на развитие слуха и голоса:
• Дыхательная гимнастика
• «Все игрушки любят смех» Л. Волошиной
• Фонопедическое упражнение «Что случилось?»
• Изобразить голосом направление мелодии (Презентация «Самолет»)
• Попевка «Эхо» М. Андреевой
• Попевка «Мы ребята лучше всех»
Песни для разучивания:
• «Наш огород» В. Витлина
• «Желтенькие листики» О. Девочкиной
5. Дидактическая игра : «Лесенка»
6. Игра на музыкальных инструментах: «Во саду ли, в огороде» р. н. п.
7. Игра «Грибники и грибочки» Н. Глебовой.
Активизация словаря: композитор, опера, симфонический оркестр, дирижер, игривая, приветливая, ласковая, мягкая, нежная, шаловливая.
Материал к занятию: «волшебные» листочки, музыкально-дидактическое пособие «лесенка», детские музыкальные инструменты.
ТСО: музыкальный центр, проектор мультимедиа.
Ход занятия:
Дети заходят под музыку в зал и становятся врассыпную.
Педагог: Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся.
Музыкальное приветствие «Добрый день»
Педагог: Ребята, посмотрите, мы попали на лесную поляну. Наверное, мы встретим здесь сказочных героев. Тихо, я слышу чей-то плач, сюда кто-то идет.
Входит Антошка и плачет.
Дети, кто это? Что с тобой случилось, Антошка, почему ты плачешь?
Антошка: Я собирал в лесу грибы и потерял свою гармошку. Как я теперь буду песни петь?. Помогите мне, ребята, найти ее.
Педагог: Ну что, поможем Антошке? (Да) Для этого нам надо выполнить несколько заданий. А волшебные листочки нам укажут тропинку. А ты, Антошка, пока иди грибы собирай. (Антошка уходит)
Итак, постараемся? Садитесь все на коврик.
Восприятие-слушание музыки: «Белка» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - развивать восприятие оркестрового звучания, сравнить с легким звучанием пьесы в верхнем регистре фортепиано.
Нужно угадать произведение. (Звучит отрывок «Белка» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
(Дети отвечают)
Кто сочинил музыку к этой сказке? (Композитор Римский-Корсаков)
А что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все герои поют)
Скажите, кто для нас исполнил эту пьесу? Звучал один инструмент, или много?
Как называется, когда исполняют много музыкантов (Симфонический оркестр). А кто руководит оркестром? (Просмотр видео «Дирижер»).
Подберите слова, которые передают характер этой пьесы. (Ответы детей: легкая, добрая, ласковая, нежная, приветливая, шаловливая, игривая).
Вы узнали песенку, которую поет белка? (р. н. п. «Во саду ли, в огороде»). Я могу эту мелодию сыграть на фортепиано. (специально играю в низком регистре. Дети в недоумении: какая же это белка)
Что я сделала не так? А как надо?
Какими звуками по высоте? (Высокими). Играю в верхнем регистре.
Вот видите, ребята, на фортепиано высокие звуки тоже звучат легко и нежно.
Молодцы, ребята, справились с первым заданием, и волшебный листочек укажет нам первый шаг к поиску гармошки. (Воспитатель кладет листик).
Педагог: следующее задание: красиво исполнить песенку. Но для этого нужно сначала сделать зарядку для горлышка. (Дети встают в круг на ковре)
Дыхательная гимнастика:
«Все игрушки любят смех» Л. Волошиной - упражнение на активизацию работы диафрагмы, на различение регистров.
Фонопедическое упражнение «Что случилось?» - формировать звуковысотный слух, координацию между слухом и голосом, творческие способности.
Презентация «Самолет» - глядя на слайды на звук «У» изобразить голосом траекторию движения самолета.
Игровое распевание: попевка «Эхо» М. Андреевой – упражнять детей в чистом интонировании, развивать широкое дыхание (тянуть гласные, формировать самоконтроль.
Пение с педагогом приемом «эхо».
Попевка «Мы – ребята лучше всех» - формировать звуковысотное восприятие, развивать артикуляцию.
Пение методом «дразнилка» (дети встают в два ряда, поют по фразам)
Разучивание песни: «Наш огород» В. Витлина – знакомить с песней, побуждать детей запоминать и повторять фразы с движениями.
Песня исполняется без музыкального сопровождения
1часть куплета – педагог,
2часть куплета – дети.
Пение песни «Желтенькие листики» О. Девочкиной – развивать умение передавать характер песни, слушать вступление, правильно интонировать мелодию, мягко заканчивать музыкальные фразы.
Песня исполняется с музыкальным сопровождением
1куплет – девочки, припев – все вместе.
2куплет – мальчики, припев – все вместе.
Педагог: Спасибо, ребята, вы так старались, красиво и дружно пели. Еще один листик покажет нам тропинку. (Воспитатель кладет листочек).
Дидактическая игра «Лесенка» - формировать музыкально-аналитическое мышление; умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз.
Педагог: Ура! Еще с одним заданием справились! Еще один листочек ложится.
Игра на музыкальных инструментах: р. н. п. «Во саду ли, в огороде» - побуждать детей играть ритмично, добиваться слаженности, четкости исполнения.
Дети исполняют р. н. п.. играя на металлофоне, бубнах, ложках, маракасах, педагог – на фортепиано.
Педагог: Молодцы! Со всеми заданиями справились! Ложится последний листик – получилась тропинка. Пора искать гармошку. (Дети находят гармошку. Под грустную музыку входит Антошка. Обрадованный, он благодарит ребят и приглашает поиграть в игру).
Игра : «Грибочки и грибники» Н. Глебовой – побуждать детей согласовывать движения с музыкой, выразительно передавая образы.
Антошка еще раз благодарит ребят, прощается и убегает.
Педагог: Ребята, какие вы молодцы, не бросили Антошку в беде, выручили друга. Давайте попрощаемся с нашими гостями и со мной.
Музыкальное прощание «До свидания»