Елена Шамардина
Консультация для инструкторов по физической культуре «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»
Научные основы физической культуры закладывались в России выдающимися учеными: П. Ф. Лесгафтом, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. А. Покровским, П. Ф. Каптеревым и др. Значительный вклад в ее развитие внесли виднейшие ученые XX века: врачи В. В. Гориневский, Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин и др. ; педагоги А. И. Быкова, Е. Г. Гори- невская, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева и др. ; психологи - А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др. Таким образом, основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.
Публикация «Консультация для инструкторов по физической культуре „Основные понятия предмета, Теория и практика физического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Остановимся на понятиях, которыми оперирует методика физического воспитания.
Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, слаженная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребенок. Если на первые два компонента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях является его прямой обязанностью.
Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни
естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность не-которых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показателей роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояния осанки; изгибов позвоночника; измерения свода стопы; динамометрии; становой силы и др.).
Понятие физическое развитие в более широком смысле слова включает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.).
Физическая культура - часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность, направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.
Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.
Консультации
С момента рождения ребенка его свобода ограничена рамками того социума, где он живет. Ограничение свободы действий часто приводит к нездоровью. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры и психофизических возможностей обеспечивает состояние относительного здоровья. То или иное заболевание - расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела (М. З. Воробьев, Л. П. Матвеев, Э. Я. Степаненкова).
Понятие "физическая культура" тесно связано с понятием "физическое воспитание".
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Оно играет важнейшую роль не только в формировании физической культуры ребенка, но и в усвоении им общечеловеческих (универсальных) и национально-культурных ценностей.
Физическая подготовленность - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование - овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.
Термин "упражнение" обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность - это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребенка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды.
Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт - достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований в каком-либо виде физических упражнений.
Консультации
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются и уточняются.
Опираясь на научный понятийный аппарат, педагог должен самостоятельно и творчески осуществлять выбор вариативных, парциальных и других программ. Ведущим принципом отбора разнообразных форм организации двигательных действий является известный принцип "Не навреди!"
В настоящее время необходимо серьезно пересмотреть методику обучения и воспитания дошкольников. Особого внимания требуют занятия по физической культуре. Во-первых, потому, что в некоторых программах к занятиям относят утреннюю гимнастику, физкультурные праздники, досуги и другую двигательную деятельность. Во-вторых, ряд авторов выступает против обучения движению несмотря на то, что все произвольные движения человека являются результатом обучения.
Физкультурные занятия - основное средство обучения детей физическим упражнениям. Методика их проведения должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребенка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приемов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребенком. Зачастую педагогами не соблюдается методика повышения физиологической, психологической и эмоциональной нагрузки. Например, наибольшая физиологическая нагрузка дается в вводной части физкультурного занятия - предлагается 2-3-минутная пробежка без соответствующего разогрева мышц, подготовки организма к такой высокой нагрузке. По утверждению известного психолога В. П. Зинченко, вопрос о том, как надо учить движениям, является одним из сложнейших. Среди тысяч реализаций элементарного человеческого движения нет двух одинаковых.
Каждый ребенок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются прижизненно как результат научения.
Важную роль в формировании грациозности, пластичности, выразительности, красоты движений, в развитии психофизических качеств играют общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения - специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц - плечевого пояса, туловища, ног; подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; также они содействуют развитию психофизических качеств ребенка.
Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. При составлении комплексов таких упражнений следует придерживаться анатомического принципа.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они тренируют сердечную мускулатуру, выпрямляют позвоночник, совершенствуют полноценное дыхание. Важную роль в этой группе играют упражнения для мышц лица, глаз и рук.
Ребенку предлагают улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки, показать, как задувают спичку, изобразить поцелуй и т. д.
В каждый комплекс включаются упражнения для пальцев и кистей рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II в. до н. э. в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей "Сороки-белобоки" и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функцию высшей нервной деятельности, на развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с лица, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное "представительство" в коре больших полушарий головного мозга.
Педагог учит ребенка простейшим манипуляциям: сжать руку в кулак и раскрыть ладонь, имитировать умывание, действовать с массажными мячами. Н. И. Озерецкий отмечал, что если в четыре года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Вторая группа общеразвивающих упражнений направлена на укрепление мышц спины, на формирование правильной осанки, что способствует развитию гибкости позвоночника (наклоны вперед, в стороны, повороты, вращение туловища).
Третья группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц ног и брюшного пресса. Это предохраняет внутренние органы от сотрясения, препятствует застою крови.
Консультации
Каждое общеразвивающее упражнение начинается с исходного положения тела (туловища, рук, ног). Смена исходного положения усложняет или упрощает выполнение физического упражнения. Приведем примеры основных исходных положений (с использованием требуемой терминологии). Для ног в положении стоя:
1) стойка - пятки вместе, носки врозь (иногда с подъемом на носки) - используется перед началом и по окончании упражнения; при полуприседании и полном приседании (прямая спина, колени разведены в стороны, пятки приподняты); при подъеме и сгибании ног в колене, при отведении ног вперед, влево, вправо, назад;
2) стойка - ноги врозь, на ширине ступни (шага, носки слегка развернуты;
3) стойка - ноги врозь, на ширине плеч, носки слегка развернуты;
4) стойка - ноги сомкнуты, носки и пятки вместе - используется при приседании;
5) стойка - ноги скрестно, одна нога находится перед другой, ступни параллельны;
6) стойка на коленях - колени, голени, носки опираются о пол, носки вытянуты - используется при поворотах сидя на пятках;
7) стойка - ноги слегка расставлены, ноги на ширине ступни, стопы слегка в стороны, но не внутрь. Для рук в положении стоя:
1) руки опущены вдоль тела, ладони обращены к туловищу;
2) руки вперед, вверх, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу;
3) руки в стороны, ладони обращены вниз или вперед;
4) руки на пояс, четыре пальца - вперед, вниз, локти и плечи - назад;
5) руки перед грудью - локти на высоте плеч, ладони обращены вниз;
6) руки за голову - локти отведены назад, пальцы касаются затылка;
7) руки вытянуты вперед, кисти согнуты в кулак, одна рука над другой;
8) руки за спину, кисти "в замок" или одна кисть положена на другую.
В положении сидя:
1) ноги вперед - прямые, сомкнутые, носки оттянуты и слегка развернуты;
2) ноги врозь - прямые, разведены, носки оттянуты и слегка развернуты;
3) ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу; ноги скрестно.
Положение рук - в зависимости от содержания упражнений.
В положении лежа:
1) на спине - прямые ноги сомкнуты, носки слегка расставлены, оттянуты, руки вдоль туловища, ладони вниз;
2) на животе - прямые ноги сомкнуты, руки, согнутые в локтях, опираются о пол, ладони перед собой (одна над другой) или, опираясь на ладони, приподнять туловище;
3) на правом (левом) боку, прямые ноги сомкнуты, руки подняты вверх.
Важную роль в развитии творчества, грациозности и красоты движений играют имитационные упражнения. Они широко используются во всех возрастных группах. Выполнению упражнений предшествует ознакомление детей с имитируемыми персонажами: чтение художественной литературы, наблюдение за окружающей природой, просмотр диапозитивов, видеофильмов и т. д. Так, например, ребенок выполняет разнообразные упражнения типа "собачка", "кошечка", "воробышек", "цирковая лошадка", "Ванька-встанька", "самолет", "любопытный котенок" и др. При этом он стремится передать характерные особенности, настроение своих персонажей: воробышек, например, может быть веселым, грустным, больным; зайчик - добрым, сердитым и т. д. Такие упражнения формируют у ребенка культуру мимики и жеста.
Известно, что обучение физическим упражнениям проводится в три этапа (А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненкова, Н. В. Полтавцева и др.) :
первый этап - первоначальное разучивание;
второй - углубленное разучивание;
третий - закрепление и совершенствование движений.
На каждом этапе педагог активизирует сознание ребенка, развивает творчество. Так, на этапе углубленного разучивания используются различные варианты упражнения, обращается внимание на то, что его можно сделать по-другому: из иного исходного положения, с различными предметами; стоя в колонне, шеренге. К составлению вариантов привлекаются дети. На этапе закрепления, совершенствования используется метод творческих заданий: "придумай, как можно сделать упражнение по-другому" (всем вместе, стоя в колонне, шеренге и т. д.).
Дети с удовольствием выполняют придуманные ими имитационные упражнения ("Цветок", "Японский зонтик", "Пловец", "Мишка" и др.). Это побуждает их к самовыражению, самореализации.
Подобная работа подводит детей к использованию двигательных навыков в подвижных играх, которым в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Эти игры, являясь основным средством и методом физического воспитания, должны занимать ведущее место в развитии движений.
В подвижной игре удовлетворяется естественная потребность ребенка в деятельности: закрепляются и совершенствуются двигательные навыки основных движений, общеразвивающих упражнений. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая свои способности.
Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости и веселья в игре. Это не означает, что воспитатель не должен быть требовательным, но его главная задача - помочь ребенку раскрыть свои интеллектуальные и физические способности.
В небольшой консультации невозможно охватить многочисленные проблемы физической культуры дошкольника. Важно, чтобы педагоги делали все для того, чтобы ребенок рос в гармонии с самим собой, окружающими людьми, природой. От нас, взрослых, зависит воспитание жизнерадостного, жизнестойкого, здорового, творческого поколения.