Папки-передвижки

Консультация для родителей «Дисграфия»

Вера Бутько
Консультация для родителей «Дисграфия»
▼ Скачать + Заказать документы

ДИСГРАФИЯ.

Научить детей читать и писать — задача не из легких. Ребенок может пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

Многие родители относят эти ошибки к невнимательности. Учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Публикация «Консультация для родителей „Дисграфия“» размещена в разделах

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма —дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

- воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия. Дисграфия —это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?

Для начала необходимо знать, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок :

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

- пропуски гласных букв: комнта — комната;

- пропуски согласных букв: комата — комната;

- пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

- замена гласных: пище — пищу;

- замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай;

- перестановки букв и слогов: онко — окно;

- недописывание букв и слогов: чере — через;

- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети;

- искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

- слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся;

- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

- нарушение смягчения согласных: болшой—большой, мач — мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

- нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки;

- нарушения управления: с ветка — с ветки;

- замена слов по звуковому сходству;

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще;

- пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

- зеркальное написание букв: с, э, ю; — пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб;

- обозначение смягчения согласных;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

Выделяют различную классификацию дисграфии, но вся она основывается на причинах возникновения нарушений.

Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

1. Дисграфические : они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит.

3. Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие

4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

- пропуски согласных;

- пропуски гласных;

- перестановки букв;

- добавления букв;

- пропуски, добавления, перестановки слогов;

- слитное написание слов; — раздельное написание слов;

- слитное написание предлогов с другими словами;

- раздельное написание приставки и корня.

5. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

6. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв.

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Азбука для родителей. Учим ребенка правилам безопасности» «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности) Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста. Будьте.

Консультация для родителей «Типичные ошибки родителей при воспитании детей» Типичные ошибки родителей при воспитании детей Симон Соловейчик писал: «Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение.

Консультация для родителей «Права и обязанности родителей в детском саду» Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей.

Консультация для родителей «Права и обязанности родителей в детском саду» Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей.

Консультация для родителей «Познакомить родителей с нормальным речевым развитием ребенка» Цель: Познакомить родителей с нормальным речевым развитием ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить.

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей. Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни» Уважаемые родители, большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей» Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т. е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура - это образ жизни.

Консультация для родителей «Уберечь ребенка от беды — обязанность родителей» Консультация для родителей"Уберечь ребенка от беды - обязанность родителей" Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Уважаемые родители.

Консультация для родителей «Учись, играя. Добрые советы для родителей» Ребенок в возрасте 6-7лет физиологически готов к развивающему обучению. Именно в этом возрасте у ребенка появляется желание и интерес к.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителейРечевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Дисграфия»
Опубликовано: 21 января 2019 в 20:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дисграфия»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Бутько (УИ 809084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД