Назарова Татьяна Валентиновна
Консультация «Детско — родительские проекты как форма социального партнерства учреждений дополнительного образования и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско – родительские проекты как форма социального партнерства учреждений системы дополнительного образования и семьи.
Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории школы ранего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ «ОРИОН».
Публикация «Консультация „Детско — родительские проекты как форма социального партнерства учреждений дополнительного образования и семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Современная система дошкольного образования, ориентированная на полноценное развитие личности ребенка, выдвигает повышенные требования к учебно – воспитательному процессу. Основное требование – воспитание личности, способной активно работать в социуме, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения и навыки, а не только получать их в готовом виде и заучивать. Поэтому, повышается требование к современному педагогу, способному работать с дошкольником на результат, развивать коммуникативные навыки и стремление к самостоятельной мыслительной деятельности. Одним из эффективных средств решений данной задачи мы считаем метод педагогического проектирования, так как данная деятельность формирует исследовательские умения детей и умение прогнозировать результат, развивает креативность, совершенствует поиск инновационных средств самостоятельного обучения. И, таким образом, повышает качество воспитательно-образовательного процесса.
Совместная проектная деятельность детей и родителей – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям совместно с взрослым открывать новый практический опыт. Почему сегодня это актуально? За последние несколько лет поменялись дети, поменялись родители. Современные молодые родители заинтересованы в разностороннем развитии своих детей, более информированы, легче вступают в процесс коммуникации, но в то же время им требуется квалифицированная помощь педагогов. Важно отметить, что и педагоги, и родители стали осознавать, что сотрудничество между ними положительно сказывается на интересах ребенка. В нашем детском объединения «Лучик» школы раннего развития «Звездочка» были реализованы проекты разной направленности:
• экологические,
• творческие,
• познавательно-творческие,
• нравственно-патриотические,
• ролево–игровые,
• исследовательско–творческие,
• информационно-практико-ориентированные.
Особого внимания заслуживает долгосрочный творческий проект «Путешествие по сказкам». В реализацию данного проекта активно включились и дети, и родители. Известно, что интерес и уважение к книге закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир литературного творчества. Книга должна войти в жизнь ребёнка и занять в ней свое место. Цель данного проекта - развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством организации театрализованной деятельности. Проект был реализован на первом году обучения в группе дошкольников 4 – 5 лет. Театрализованная деятельность позволила ребёнку показать и развить свои творческие способности, не бояться публики, преодолеть индивидуальные психологические проблемы, научила использовать мимику и жесты, развить память, фантазию, речь. В рамках проекта в группе был создан уголок «Уголок юного читателя», наполненный самостоятельно изготовленными книжками – малютками и разными видами театра: настольный, теневой, театр на палочке, пальчиковый, рисованный, театр на тарелочке. Образовательная деятельность с воспитанниками реализовывалась по блокам по принципу от простого - к сложному и представляла собой систему игр - драматизаций.
• 1 блок занятий: изготовление книжек – малюток и пересказ живущей в ней сказки.
• 2 блок: пальчиковый и настольный виды театра (драматизация сказки с предметами).
• 3 блок: театр бибабо (с использование ширмы и игрушек).
• 4 блок: костюмированный спектакль (дети и родители объединялись в группы по 3-4 семьи).
Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых. Именно такая деятельность помогла дошкольникам взглянуть на близких людей как на умелых актеров, сблизила детей и взрослых. Родители приняли самое активное участие в реализации данного проекта: придумывали свои виды театров, шили костюмы, готовили декорации, помогали друг другу. Итогом данного проекта стала накопленная база костюмов – более 20 штук и огромное множество атрибутов и декораций. Дети в процессе реализации проекта полюбили театральную деятельность, научились выступать перед публикой, доставлять удовольствие ближнему. Проект «Путешествие в мир сказки» позволил дошкольникам достичь определённых результатов, которые помогут им быть успешными и самостоятельными в будущем, на следующей ступени образования. Следует отметить, родители стали чаще принимать участие в праздниках, тематических разлечениях и спортивных мероприятиях.
Проект «Осенины»реализовывался на втором году обучения в группе воспитанников 5 – 6 лет. Данный проект помог детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к празднику осени, полностью погрузиться в предпраздничную суету, сформировать у детей понятие «Осенняя ярмарка», получить массу ярких впечатлений. Вид проекта: познавательно-творческий. Одна из главных задач проекта - привлечение родителей как активных участников жизни группы к подготовке к осеннему празднику. Для реализации проекта «Осенины» дети были разбиты на несколько групп. Одна из групп готовила танец, другая – сценку, третья – читали стихи и загадывали загадки, четвертые – проводили музыкальные игры и все желающие поучаствовали в конкурсе творческих работ из природного материала.
В блоке «Здравствуй, мир!» большое внимание уделяется развитию представлений у дошкольников о растительном и животном мире. В связи с этим на третьем году обучения были реализованы следующие проекты: «Животные смешанных лесов», «Необычные животные материков», «Самое – самые – самая - самый», «Покормите птиц зимой», «Есть у животных профессии?» «Необычное в обычном». Реализация проектов природоведческой направленности при активном участии родителей позволила не только расширить у детей представления о животном и растительном мире, но и поспособствовала повышению компетентности родителей.
Дошкольное образование – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Проектная деятельность дошкольника – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. В процессе реализации детско-родительских проектов родители из «зрителей» стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса, ощущая себя более компетентными в воспитании и обучении детей.
Для примера представляю совместный детско – родительский проект «Невидимые чернила» обучающегося д/о «Лучик» Джаббарова Рината (6 лет).
Введение.
Из мультфильма я узнал про невидимые чернила. Ими пользовались разведчики и шпионы. А ещё мне подарили «ручку – шпион». Это очень интересная и необычная ручка. Когда ей пишешь, надпись на бумаге не видна. Стоит подсветить ультрафиолетовым фонариком, как все становится видно. Фонарик встроен на другом конце ручки. Оказалось, что ручка заправлена невидимыми чернилами.
Из интернет источников я узнал, что невидимые чернила были известны людям еще в древности. Существует много рецептов невидимых чернил.
По-научному невидимые чернила называют – симпатические.
Гипотеза нашего исследования такая: изготовить невидимые чернила можно в домашних условиях и выполнить эту работу сможет даже ребенок.
Целью работы является: узнать, что такое невидимые чернила; какие бывают невидимые чернила; и изготовить невидимые чернила дома своими руками.
Невидимые (симпатические) чернила –это чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные растворы. Надписи, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми только при определенных условиях, например, нагрев или химический проявитель.
В зависимости от характера взаимодействия веществ, все невидимые (симпатические) чернила можно условно разделить на такие виды:
химические;
• Фоточувствительные;
• люминесцентные;
• термочувствительные;
• влагочувствительные.
Конечно, существуют чернила, для изготовления которых необходимы сложные химические вещества, но для других все есть на кухне. Вот несколько рецептов, с помощью которых каждый ребенок сможет приготовить невидимые чернила.
Рецепт №1.
Невидимые чернила из лимона – выдавить сок половины лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла, например, прогладить горячим утюгом.
Рецепт №2.
Невидимые чернила из молока – взять молоко и использовать его в качестве чернил, высушить, проявлять воздействием тепла.
Рецепт №3.
Невидимые чернила из соды – приготовить концентрированный раствор соды – 1 чайная ложка на 3 чайные ложки воды, все перемешать, использовать в качестве чернил, проявлять воздействием тепла.
Эксперимент 1.
Приготовление невидимых чернил из лимона.
Для этого нам понадобятся: половинка лимона, стаканчик, кисточка, белый лист бумаги. Выдавили сок из лимона в стакан, добавили такое же количество воды. Обмакнули кисточку в раствор лимонного сока и воды и сделали надпись на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. Чтобы проявить надпись, прогладили листок горячим утюгом.
Выводы: Лимонная кислота темнеет при воздействии температуры и, таким образом, чернила становятся видимыми. Лимонный сок приятно пахнет, не заметен при высыхании, но долго сохнет, проявляется слабо, букв практически не видно.
Эксперимент 2.
Приготовление невидимых чернил из молока.
Мы налили в стаканчик молоко. Обмакнули кисточку в молоко и написали ей на листке белой бумаги. Дали молоку высохнуть. От букв не осталось ни следа, ни запаха. Затем прогладили листок горячим утюгом.
Выводы: Молоко действительно изменило цвет, но цвет надписи оказались не однородным, буквы проявлялись слабо, также, как и в эксперименте с лимонной кислотой.
Эксперимент 3.
Пригот овление невидимых чернил из соды.
Необходимо приготовить насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды в воде. Затем кисточкой нанести надписи. Сразу же за кистью вода испаряется, и на листе бумаги вроде бы ничего нет. Проявляется тайное письмо тоже очень просто: воздействием тепла. При нагревании утюгом проступает темно-коричневый текст.
Вывод: Этот текст оказался самым ярким и однородным из всех предыдущих. Надпись проявилась быстро, четко и ясно. Чернила не имеют запаха и не портятся.
Заключение.
1. Получить невидимые чернила самостоятельно можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок.
2. Не все виды симпатических (невидимых) чернил можно получить в домашних условиях, в основном только теплочувствительные чернила. Так как их легко проявить в домашних условиях воздействием тепла.
3. В ходе экспериментов мы установили, что самыми подходящими самодельными невидимыми чернилами можно считать – чернила из соды. Эти чернила проявляются ярче других невидимых чернил.
Таким образом, мы полностью подтвердили выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что изготовить невидимые чернила можно самому и справиться с этим может даже ребенок.