Екатерина Белова
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью
её развития.
Задачи:
раскрыть понятие мелкой моторики;
раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой
моторики дошкольников в условиях семьи;
сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторики в
дошкольном возрасте;
Публикация «Консультация „Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать“» размещена в разделах
познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.
Наглядные материалы: кинетический песок, шнуровки, прищепки, счетные
палочки,конструктор, образцы картин из ниток, объемная аппликация, пластилиновая
мозаика, шарики, бусы, пазлы,картины из пластилина.
Развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием и
полноценным становлением психологических функций детей.
Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие
движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий
самых важных систем : костной, мышечной и нервной.
Относительно мелкой моторики пальцев рук и кистей часто употребляют
определение «ловкость». В сферу мелкой моторики входит большое количество
разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма
непростых движений, таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая
моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.
Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими.
Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами
(указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть,
карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую
связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.
Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры
находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные
навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того,
чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую
моторику ребенка. Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости
рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.
От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем
его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в
порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью,
хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к
обучению письму.
Что такое мелкая моторика и
почему так важно ее развивать
Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для
каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного
пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая
моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и
умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и
успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут
совершенствованию мелкой моторики ребенка.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда
будет достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики
рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и
переутомления. А теперь не только словестно познакомимся с данной темой, но и
практически освоим некоторые игры и упражнения, которые помогут организовать
интересное общение с ребенком дома, развить мелкую моторику дошкольников.
При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить
внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут
способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих
способностей малыша и координации движений пальцев рук детей. Сегодня наших
детей мало чем можно удивить, а тем более занять чем - то надолго.
Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к
письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить,
штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело
взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии.
Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о
том, как зверек собирал себе плоды на обед. О поразительной связи между
развитием мелкой моторики и интеллектом сейчас знают все. Фантастика, но это
действительно так: чем быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем
быстрее начинает говорить, быстрее развивается.
Можно использовать счетные палочки. Основное их предназначение очевидно
и понятно, но пока дети маленькие мы используем их несколько иначе. Игры со
счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и
пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать
представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение.
Из счетных палочек мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной
жизни, окружающие нас предметы.
Предложите ребенку «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком,
солнышко или кораблик. Из счетных палочек совместно с малышом вы можете
выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку
сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик
одному из поросят, что поможет защитить его от волка. Полет вашей фантазии здесь
безграничен.
Помимо привычной нам шнуровки, мы используем шнуровку, как
опосредованную деталь. На шнуровку можно нанизывать бусины различные по
форме, величине и материалу. При такой игре, ребенок не только развивает мелкую
моторику пальцев рук, но ещё и закрепляет понятия больше – меньше, понятие
формы и цвета.
Сегодня их представлено неограниченное множество, это и деревянные бусины
и пластмассовые, бусины из полимерной глины и многие другие. В комплект входят
разнообразные деревянные бусины и нитки. С их помощью можно создать красивые
украшения и просто потренироваться в нанизывании. Эта игра прекрасно развивает
мелкую моторику пальчиков вашего малыша, что самым благотворным образом
влияет на развитие речи.
Наряду с такими привычными и давно известными предметами есть и более
современные приемы развития мелкой моторики рук.
Разработка шведских производителей «Kinetic Sand» или «кинетический песок».
Это поистине уникальная разработка. Дело в том, что данный песок содержит 2%
силиконовой добавки, это делает песочную массу более тягучей и менее рассыпчатой.
Этот песок предназначен как для детей раннего возраста, так и старших
дошкольников. Строя башни и замки, изготавливая куличики, ребенок невольно
втягивается в такую игру.
При этом происходит непосредственное развитие мелкой моторики рук,
развитие тактильных ощущений. Использование различных фигурок позволит ребенку
создать свою сюжетную игру, создать свой маленький мирок. При этом свои действия
он будет сопровождать различного рода репликами, комментариями и т. д., что
способствует становлению речевого развития.
Следующие, о чем хотелось бы рассказать, это объемная аппликация и
пластилиновая мозаика. Это уже готовые наборы, представляющие собой картинку, на
которою предстоит наклеить объемные детали. При такой работе ребенок
самостоятельно, или с помощью взрослого, отрывает бумажку с клеящей часть детали
и располагает её согласно аналогичному цвету на картинке. Данное занятие не только
развивает мелкую моторику, но и способствует лучшему усвоению и запоминанию
цвета и формы, развивает тактильные ощущения и организует совместную работу с
родителем.
Пластилиновая мозаика подразумевает выполнение аналогичных действий.
Отличие в том, что нам необходимо отделить маленький кусочек пластилина от
целого куска, размять его, скатать шарик, затем расплющить и прикрепить на
указанное место на картинке. Это является не только отличным способом развития
тонкой моторики, но и оказывает успокаивающие действие на непоседу.
И последнее, о чем хотелось бы рассказать это пуговицы. С пуговицами можно
делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не
обязательно их наклеивать на рисунок, выкладывать пуговицами верную дорогу в
лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения
(бусы, например). А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или
ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или
ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или
ножек.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте
мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда
уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье –
наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное
участие в этом увлекательном процессе.
Выше представленные игры и упражнения - это далеко не весь список, который
можно использовать при формировании мелкой моторики и развитию сенсорного
восприятия детей. В него можно включить игры с бельевыми прищепками, игры с
крупами, раскрашивание пластилином, пазлы и пазлы 3D, мозаика, конструктор, а
также изготовление ниточных картин.
И естественно нельзя забывать о каждодневных пальчиковых играх, которые
отнимают совсем мало времени, но при этом оказывают непосредственное влияние
на становление всех психических процессов вашего ребенка. Наступит время, когда
ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами,
движения рук будут точными и аккуратными.
Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока
еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем. Вы и только Вы
способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это –
залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Спасибо за внимание!