Елена Серкова
Консультация «Биоэнергопластика». «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Так, что же такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Публикация «Консультация „Биоэнергопластика“, „Театр пальчиков и языка“ как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с тяжелым недоразвитием речи в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к тому, чтобы быть успешным в обучении.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.
Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы.
И одним из таких методов является «Театр пальчиков и языка».
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы,является повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.
Задачи использования биоэнергопластики :
1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
3. Развивать координацию движений;
4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;
Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу начинается со среднего дошкольноговозраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждогоэтапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностейдетей.
На первом этапе работы необходимо провести обследование строения иподвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкоймоторики, мыслительных процессов. Дети знакомятся с органамиартикуляции и обучаются классической артикуляционной гимнастике. В дальнейшем необходимо изготовить варежки (имитация языка) иигровые персонажи: Лошарик, Гонзики, Лягушка-Говорушка и ВеселыйЯзычок.
Они делают артикуляционную гимнастику, наблюдают за успехамидетей, подбадривают их, дают советы и рекомендации, просят поделитьсяновостями с родителями. При проведении непосредственно образовательнойдеятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только приполном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его безошибок.
Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. Впервой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которыходновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в варежке.
Надевая варежку, дети учатся имитировать положение языка вовремя артикуляционной гимнастики. Темп выполнения упражнениймедленный. Дети с доминантной правой рукой работаютправой кистью, леворукие дети – левой.
Статические упражненияспособствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принятьправильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнениявыполняются сидя перед зеркалом. Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, накоторых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением другой руки в варежке.
Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Детиориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет иобразец движения руки.
В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, накоторых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем-логопедом и ребенком с подключением обеих рук в варежке. Ковсем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движениекисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус,переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными
В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику всопровождении обеих рук в варежках как классических, так ипридуманных самостоятельно.
Учитель-логопед может подобрать движение руки под любоеартикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делатьребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждогоребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений сработой кисти, их ритмичности, четкости. В первый и второй этапы работы включаются упражнения направильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха.
Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед идети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уженаучились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка,челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можноубрать.
На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученныенавыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголкесамостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Детипоказывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают ипоказывают самостоятельно придуманные сказки.
Таким образом, биоэнергопластикаоптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.
Артикуляционные упражнения по биоэнергопластике :
«Забор»
Ладони находятся в горизонтальном положении, пальцы сомкнуты.
«Окно»
Ладони находятся в горизонтальном положении, пальцы разомкнуты.
«Лопатка»
Одна ладонь кладется на другую, немного выходя вперед.
«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.
«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.
«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.
«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.
Таким образом, биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.