Хеликова Татьяна
Консультация «Арт-терапия — лечение творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Арт - терапия - лечение творчеством»
Арт – терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Изобретение термина «арт-терапия» принадлежит английскому художнику Адриану Хиллу, который и считается основоположником метода и своим первым пациентом.
В 1938 году, находясь на лечении в туберкулезном санатории, Хилл увлекся живописью и заметил, что от рисования ему становится лучше. Врачи тоже обратили на это внимание и предложили Хиллу проводить занятия живописью для других пациентов. Уже через год терапия творчеством официально вошла в лечебную программу санатория. Врачи обратили внимание, что рисование помогает снизить уровень тревоги у пациентов и позволяет им отвлечься от переживаний.
Публикация «Консультация „Арт-терапия — лечение творчеством“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Сам метод арт-терапии существует гораздо дольше. Творчество сопровождает человечество на протяжении всей истории и становится опорой в самых сложных ситуациях.
Важно понимать, что арт-терапия — это не просто «рисовашки» или «танцульки», это отдельное терапевтическое направление в психологии, которое носит глобальный характер.
Показания для применения арт-терапии:
- тревожность;
- страхи;
- фобии;
- депрессивные состояния;
- эмоциональное выгорание;
- стресс;
- сложности с выражением эмоций;
- чувство одиночества;
- низкая самооценка;
- сложности во взаимоотношениях с близкими.
Метод арт-терапии включает в себя много направлений.
1. Изотерапия: нейрографика, цветотерапия, свободное рисование — выражение своих чувств через рисунок с дальнейшим анализом ассоциаций к нему и работой в рамках техники.
2. Библиотерапия — одна из форм лечения словом с помощью специально подобранной литературы.
3. Кинотерапия — терапия с помощью кино. Помогает через видеоряд посмотреть со стороны на похожие жизненные ситуации, проанализировать и поразмыслить о новых способах поведения.
4. Фототерапия — исследование себя через объектив камеры. Считается, что важно не то, что вы сфотографировали, а что подвигло вас сфотографировать именно это.
5. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — работа через ассоциации на выбранную карту.
6. Глинотерапия — работа с состоянием через лепку из глины.
7. Куклотерапия — разыгрывание сценок по выбранному сценарию.
8. Сказкотерапия — работа с помощью известных сказок, анализ их влияния на бессознательно выбранный жизненный сценарий и написание собственной сказки.
9. Музыкальная терапия — исцеление с помощью музыки. Бывает пассивная (прослушивание определенных произведений) и активная (участие в создании музыки, пение или игра на инструментах).
10. Танцевальная терапия — работа со свободой движений тела.
Психика ребенка с ОВЗ очень ранима и требует бережного к себе отношения, на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт - терапия.
Дети с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, лепят, сочиняют, изображают. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт - терапия подходит для детей с ОВЗ.
Арт - терапия для детей проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Бывает, что взрослые, напротив, настороженно относятся к арт -терапии: «Ну, вот я нарисую, ну и что? От этого же на самом деле ничего не изменится».
А от этого изменится самое главное - картина ситуации в вашем представлении, та самая картина мира, в котором Вы живете.
«У меня не получается» - часто говорят дети и отступают перед трудностями.
Действительно, многие дети (да и взрослые) быстро сдаются и сильно расстраиваются, когда у них что-то не получается. Как же воспитать такое качество, как целеустремленность, воля к победе, вера в успех?
Для начала можно просто посочувствовать: «Да, в начале действительно бывает очень тяжело» или «Иногда, когда долго не получается, то начинает казаться, что вообще никогда не получится».
А еще можно провести арт - терапевтическое упражнение «Путь к цели», которое поможет вам развить такие качества, как стремление к цели, воля к победе, настойчивость, гибкость мышления.
Арт - терапевтическое упражнение «Путь к цели»
Нарисуй (слепи, построй) путь к цели для своего героя с множеством препятствий. Героем может быть сам ребенок, другой человек или сказочный персонаж. У героя обязательно должна быть цель - зачем он преодолевает все эти трудности (сокровища, дом, друг?
Путь героя обычно пролегает через весь лист, и чем больше вы нарисуете препятствий - тем лучше! Когда рисунок закончен, важно обсудить каждое препятствие: как именно герой сможет его преодолеть. Важно, чтобы герой сам преодолевал их (лез, прыгал, плыл, сражался) и не пользовался сказочными способами вроде волшебной палочки или шапки-невидимки.
Здорово, если вы сможете придумать 2-3 способа преодоления каждого препятствия, взрослый может предлагать свои варианты. Но окончательное решение остается за ребёнком. И, конечно, хорошо бы нарисовать прямо на этом рисунке, как герой преодолевает все препятствия.
Рисование эмоций
Возьмите лист бумаги и карандаш. Закройте глаза и представьте себе, что переживаете определенное чувство или эмоцию. «Начните рисовать, не задумываясь, что именно получается, просто выразите свое чувство через движения руки и цвета». После того как закончите, посмотрите на свой рисунок и задайте себе вопросы: «Что я вижу на этом рисунке? Какие чувства и эмоции он вызывает у меня?»
Музыкальный коллаж
Выберите несколько песен, которые вызывают у вас определенные эмоции или воспоминания. Создайте плейлист и послушайте их.
После каждой песни возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте то, что приходит вам на ум. Не бойтесь выразить свои чувства и мысли на бумаге. После завершения каждого рисунка задайте себе вопросы:
«Что я видел на этом рисунке?
Какие эмоции и воспоминания это вызывает у меня?»
Рисуем монстров
Этот метод хорошо подходит для прорабатывания страхов с детьми. Возьмите листы бумаги для себя и для ребенка, общайтесь и в процессе обсуждения вопросов рисуйте.
Обозначение страха.
Задайте ребенку вопросы:
- «На что или на кого похож твой страх? Какого он цвета? Размера?»
- «Когда он пришел?»
- «Чтобы он тебе хотел сказать?»
- «А чтобы ты ему ответил?»
Параллельно зарисовывайте все ответы: вы — на своем листе, ребенок — на своем. Визуализируйте «монстра».
«Как ты думаешь, что ему хочется?»
Если ребенку не приходят идеи на этот счет, можно предложить:
«Может, ему хочется, чтобы вышло солнышко?»,
«Может, он голодный и его можно чем-то покормить?»,
«А может, ему грустно без друзей?»…
Чем младше ребенок, тем больше возможных вариантов проговаривает взрослый. На основе ответов трансформируйте рисунок, добавляя новые элементы и делая монстра не таким уж и страшным. По ходу практики вы заметите, как меняется состояние ребенка и страх отступает.
Рисуем сказку
В этом упражнении мы воспользуемся методом сказкотерапии. Для этого подумайте о проблеме, которая вас сейчас беспокоит, и напишите сказку, в которой герой решает ее. За основу можно взять любимую сказку и оттолкнуться от ее сюжета. Важно уделить внимание деталям и прописать все максимально подробно.
- Опишите сильные и слабые стороны героя. Какой он в начале пути?
- Где начинается его путешествие?
- Какие сложности ему встречаются?
- Какие помощники или волшебные предметы ему помогают?
- Как он приходит к своей цели?
- В конце сказки герой возвращается в то место, откуда началась история, но совершенный им путь его меняет. Каким он становится?
После создания произведения обязательно нужно его проанализировать. Герой, скорее всего, будет похож на вас, и это возможность посмотреть со стороны на свои привычные действия и реакции.
- Как герой справляется с трудностями? Как это соотносится с вашей стратегией в жизни?
- Какие помощники были у героя?
Как у вас обстоит дело с ними в реальности?
- Как себя чувствовал герой, когда вернулся?
- Что будет с вами и вашим состоянием, когда вы достигните своего результата?
- Что вы чувствовали, когда писали сказку?
-Как сейчас себя чувствуете?
Переходя от анализа к действиям, пропишите этапы, которые могли бы стать первыми в достижении цели и решении проблемы. Так она уже не будет казаться большой и страшной, и ваше эмоциональное состояние улучшится.
Арт-техника «Дружба»
Достаньте свои фотографии (телефон, диск, фотоальбомы) и выберите снимки с друзьями, желательно разных лет. Например: ваша дружба в пять лет, в школе, в институте и т. д. Если есть возможность, оформите фотографии в презентацию, или распечатайте их, или соберите коллаж.
Главная идея — собрать эти моменты воедино и выделить свою доминанту дружбы. Опишите, что вы чувствовали, когда делали такой шорт-лист дружбы. Глядя на фото, запишите ответы на вопросы: - «Что для меня дружба?»
- «Какой мой друг?»
- «Какой я друг?»
- «Насколько сейчас я удовлетворен (а) своим состоянием дружбы?»
Как видно по этому перечню, арт-терапия — это все, чем все мы занимались до того, как это стало мейнстримом. И самые первые арт-терапевты в жизни ребенка — те, кто рассказывает ему сказки и поет песни: бабушки, дедушки, мамы и папы. Недаром многие народные произведения переходят из уст в уста многие столетия. В них собрана определенная житейская мудрость, и через метафору дети проживают свои чувства, идентифицируя себя с персонажами