Вера Маркова
Консультации для родителей «Плавание»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение плавания в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
Плавание — это маленькая жизнь и даже больше.
Плавание как возможность передвижения в воде человек использует с давних времен. Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях, так как плавание является одним из богатейших источников здоровья детей. Чем раньше приучить ребенка к воде и научить его плавать, тем полнее будет положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Публикация «Консультации для родителей „Плавание“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Основная цель занятий в бассейне – обучение плаванию; закаливание и укрепление детского организма; формирование у каждого ребенка осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.) В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
— обучить навыку плавания;
— формировать бережное отношение к своему здоровью и навыки личной гигиены;
— формировать навык безопасного поведения на воде.
— развивать физические качества.
Плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений. Движения в воде ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног и туловища. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, что благоприятно отражается на развитии органов дыхания дошкольников.
При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник.
Таким образом, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей и тазового пояса.
В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений,
необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Свойства воды оказывают на здоровье ребенка термическое (закаливающее, гигиеническое и механическое воздействие.
Механическое воздействие воды можно отметить в следующем: при передвижении ребенка по поверхности воды он получает легкий, приятный
и полезный массаж, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела, а также облегчает периферическое кровообращение, т. е. деятельность сердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевание дыхательных путей. Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.
«Что должны знать родители перед первым посещением бассейна»
Как помочь ребенку преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Предлагаемые нами простые упражнения в обычной домашней ванне подскажут вам ответы на них.
Посадите ребенка в ванну, попросите задержать дыхание, опустить лицо в воду. Проверьте: глаза остались открыты или закрыты? Ребёнок должен в воде научиться контролировать своё поведение: установка «закрыты или открыты» глаза этому способствует.
Примеры заданий ребенку:
* Посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки разбросаны на дне).
* Сосчитай, сколько игрушек на дне.
* Посмотри, какого цвета в воде игрушки.
* Выбери самую твою любимую игрушку.
Вы уже догадались, что эти задания направлены на закрепление навыка погружения лица в воду и открывание глаз.
Если ребёнок не может выполнить первого задания, «отступите» чуть-чуть «назад» :
* Намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно выжимайте воду.
* Следующее, чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребёнка.
• Не спеша, поливайте воду из кувшина на лицо, шею, на голову ребёнка. Ребёнок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываться руками, т. д.
Учимся дышать в воде и на суше.
Древние греки называли человека, который не умеет читать, считать и плавать, неграмотным. Если два первых навыка уже освоены, а плавать ребёнок ещё не научился, то сейчас – самое подходящее время. Начать обучение плаванию Вам помогут простейшие упражнения на дыхание, ведь существует присказка: «Плавать умеет тот, кто владеет дыханием».
Задержка дыхания. Попросите малыша на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.
Длительная задержка дыхания. Делаем вместе глубокий вдох, задерживаем дыхание, считаем «про себя» до 7-8. Делаем выдох.
Громкий выдох. Делаем глубокий вдох, задерживаем чуть-чуть дыхание, плотно сомкнув губы. После этого делаем быстрый энергичный выдох, пытаясь при этом громко произнести «ху!».
Крошки на столе. Просим ребёнка сдуть со стола крошки, которые он видит.
Листочек. Теперь давайте возьмём на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Просим ребёнка поднять ладонь до уровня подбородка, чтобы листочек оказался на расстоянии примерно 15 см ото рта. Пусть сдует его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось?
Надуй шар. Пусть малыш пробует надувать воздушный шарик, а мы на него посмотрим и похвалим. Сопротивление воздуха, наполнившего шарик, и постоянное стремление шарика «сдуться» естественным образом заставляют ребё нка надувать шарик с помощью быстрых энергичных выдохов: условия отчасти аналогичны дыханию в воде.
Ребёнку эти упражнения могут показаться непонятными и бессмысленными. Когда же он научится хотя бы окунаться в воду с головой и будет делать это непринужденно, многократно, выполнение выдоха в воду станет естественным и своевременным. А сейчас продолжим знакомство с водой.
Выполним несколько упражнений, направленных на формирование навыка дыхания в воде.
Сделай ямку. Попросите ребёнка сесть в ванну, набрать в ладони воду и дуть на неё, как на горячий чай, чтобы образовалась «ямка».
Дырка. Также сидя в ванне, ребёнок должен резко сделать быстрый выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась «дырка» (большая глубокая ямка на поверхности воды).
Подуй на игрушку. Дуем на плавающую игрушку, выдыхая через рот так, чтобы игрушка перемещалась вперед.
Выдох в воду. Сидя в ванной, ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание, опускает лицо в воду. Пусть сделает выдох через рот произвольно, как ему хочется, и поднимет голову на поверхность. Это задание пробуем выполнить несколько раз.
Пузыри. Повторяя предыдущее упражнение, ребенок должен открыть в воде глаза и посмотреть, как образуются пузырьки во время выдоха. Красиво?
Выдохни в воду. Выполняем выдох в воду по типу разных звуков: "пэ. " (чуть длинно, но энергично); "фу. " (энергично, чуть затянуто).
Эти последние задания дают возможность ребёнку самостоятельно отыскать оптимальный вариант выдоха в воду. Энергичный выдох нужен потому, что огромное гидростатическое давление воды затрудняет его.
Систематические занятия плаванием ведут к усовершенствованию органов кровообращения и дыхания. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения вашего ребёнка. Занятия в воде повышают сопротивляемость растущего организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Недаром плавание называют «крепостью здоровья».
Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными, гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство.
Основные упражнения при обучении плаванию.
1. «Поплавок» Цель: учить оставаться под водой с открытыми глазами
2. «Медуза» Цель: учить свободно лежать на воде.
3. «Морская звезда» Цель: учить детей задерживать дыхание, ложиться на воду, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.
4.«Стрела» Цель: обучать скольжению на воде с задержкой дыхания.
5.«Катамараны» Цель: научить работе ног как при плавании кролем у опоры.
6.«Лодочки». Цель: совершенствовать работу ног (кроль) с подвижной опорой и выдохом в воду.
7.«Быстрые лодочки» Цель: учиться плавать с помощью ног кролем без опоры с выдохом в воду.
Подготовительные упражнения. Младший дошкольный возраст.
«Мячики». Прыжки на двух ногах одновременно и поочередно.
«Ледокол». Ходьба, наклонившись вперед, заложив руки за спину.
«Спрячемся под воду». Приседания с задержкой дыхания.
«Стрела». Встать прямо, поднять руки вверх, сделать вдох, потянуться. Опустить руки – выдох.
«Лодочки с веслами». Обычная ходьба, помогая себе гребковыми движениями рук.
«Мельница». Вращательные движения прямыми руками вперед. Вначале двумя руками вместе, затем попеременно правой и левой.
«Крокодилы». Имитационные движения ног кролем, лежа на животе, руки под подбородком.
«Цапли». Ходьба с высоким подниманием колена, стараясь перешагнуть через предмет (кубик).
Подготовительные упражнения. Средняя группа.
«Кто выше?». Прыжки на месте, выполняя имитационные движения руками.
«Мы веселые ребята». Бег с высоким подниманием колена, догоняя друг друга.
«Зайки». Прыжки на месте на двух ногах. Дети стоят в парах, держась за руки.
«Насос». Поочередное приседание в парах. При приседании производится выдох и задержка дыхания.
«Мельница». Имитационные движения рук кролем.
«Стрела». Встать прямо, поднять руки вверх, сделать вдох, потянуться. Опустить руки – выдох.
«Дровосек в воде». Дети стоят в кругу. Наклонившись вперед, выполняют маховые движения рук вперед – назад (имитационные движения рук кролем).
«Покажи пятки». Дети выполняют движения ног кролем, лежа на спине.
«Плывем на лодке». Сесть на пол, ноги вытянуть, наклониться вперед вытянуть руки, затем сесть прямо, прижав согнутые руки к туловищу.
«Поплавок». Поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, присесть – сгруппироваться, задержать дыхание. Выпрямиться, сделать выдох.
Подготовительные упражнения. Старший дошкольный возраст.
«Прыжок дельфина». Присесть, поднять руки вверх и немного вперед. Затем выпрыгнуть вперед, немного согнуться – вдох – задержать дыхание.
«Винт». Повороты с груди на спину и наоборот. И. п. : лежа на спине.
«Коробочка». Присев, руками обхватить голени, сделать вдох, задержать дыхание – опустить голову (у коробочки закрылась крышка).
«Медуза». Сделать глубокий вдох – лечь, задержав дыхание. Затем сделать выдох.
«Краб – носильщик». Сесть, согнув ноги в коленях, опереться руками сзади. Затем приподнять таз как можно выше. На живот кладется предмет. Ребенок должен постараться пройти как краб вперед и назад, не уронив груз.
«Покажи пятки». Дети выполняют движения ног кролем, лежа на спине.
«Мельница». Выполнять маховые движения руками в и. п. : наклонившись вперед.
«Фонтан». Принять и. п. : упор сзади, лежа на спине. Выполнять попеременные маховые движения ногами как при плавании кролем на спине.
«Велосипед». Принять и. п. : лежа на спине. Выполнять поочередные вращения ногами.
«Полоскание белья». Стоя в кругу, наклонить туловище вперед и выполнять маховые движения рук вправо – влево.