Чооду Чойган Шимит-ооловна
Консультации для родителей «Мы идем в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?
І этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача — понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.
II этап. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка чувствовать радость от первых успехов.
Публикация «Консультации для родителей „Мы идем в первый класс“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
III этап. Постепенное увеличение самостоятельной работа, вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки, Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.
IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.
И ещё несколько советов:
• признавайте право ребёнка на ошибку;
• научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
• учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
• научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать.
Литература: Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С. 50.
ИзображениеПОГОВОРИМ О ШКОЛЕ
Разговор о школе поможет ребёнку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Представьте, что вы едете в незнакомую страну. Вы волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, советуетесь.
Первое сентября для ребёнка тоже начинается путешествие в неизведанную страну – школу. И провести ему в этой стране придётся куда больше лет, чем он уже прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе, тем легче он переступит её порог.
Часто дети задают вопрос: «А что будет, если я вдруг получу «двойку?» Не спешите с ответом. Подумайте, что при этом чувствует ребёнок. Ему нужна поддержка. Дайте ему понять, что он имеет право на ошибку, что от этого ваша любовь к нему не уменьшится, потому что вы его любите таким, какой он есть. И не заставляйте его давать какие-либо обещания.
Вы спрашиваете: «Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»?
Мы отвечаем. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков и умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение – стать школьником.
Родителям важно знать уровень сформированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и, прежде всего — эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребёнка, создаст положительную установку на учёбу в школе.
Вы спрашиваете: «В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок – педагог» в детском саду и школе?», «Какие советы вы можете дать по воспитанию чувства долга у дошкольника?»
Мы отвечаем. При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Они становятся более деловыми, тогда как в детском саду были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых отношений в школе,
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное всё же не долг, а чувство. А чувство воспитывается не окриком: ты должен сделать! Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, на вашу любовь и понимание.
Литература: Коренева, Л. Ребенок на пороге школы /Л. Коренева //Пралеска. – 2006. – № 6. – С. 50.
ИзображениеКАКУЮ ШКОЛУ ВЫБРАТЬ?
Коллеги, по работе советуют отдавать девочку в языковую школу. Правда, добираться до нее нужно на двух транспортах. Школа же в нашем районе совершенно обычная. Иностранный язык в ней изучается только с пятого класса. Нанимать репетитора — очень накладно. Вот и не знаем, как поступить?
Садик, в который мы водим Дениску, осуществляет набор двух групп непрерывной подготовки. Прямо на базе детского сада дети будут осваивать программу начальной школы. Это, конечно, удобно. Но еще четыре года платить за обучение, точнее за набор детсадовских услуг: питание, игры, прогулки, тихий час, — когда в обычной школе дети учатся бесплатно! Нас агитируют воспитатели и администрация. Но стоит ли это делать? В чем преимущества такой системы?
В нашем районе две школы. В одной, как говорят, сильное начальное звено, а в другой — среднее. Даже преподаватели вузов ведут занятия со старшеклассниками. Но ведь очень важно, у кого ребенок будет учиться с самого начала. А переводить из школы в школу не хочется. Заявления мы подали в обе еще в апреле. А куда лучше отдать, никак не можем решить.
Пока ребенок мал, вопрос, где он будет учиться, за него решают родители или опекуны. Выбор школы — не всегда дело простое. Средние общеобразовательные учебные заведения пока не занимаются рекламированием предоставляемых ими основных и дополнительных услуг. Поэтому родители будущих первоклассников вынуждены пользоваться слухами и досужими мнениями своих знакомых, родственников и соседей. Многие стараются выбрать школу попрестижнее, другие руководствуются соображениями территориальной близости и удобства расположения (ребенку не придется пересекать оживленные автомагистрали, стройплощадки, пустыри, территории гаражных кооперативов и т. д.).
Однако часто они забывают поинтересоваться мнением своих детей. Многие дошкольники хотели бы учиться в той же школе, что и их братья и сестры. У них уже сформировалось о ней определенное представление, основанное на ранее услышанных рассказах.
Посещая детские сады, малыши могут устанавливать между собой тесные дружеские контакты, которые хотели бы сохранить на последующие школьные годы. Не стоит забывать и о дворовых привязанностях. Обычно дети, живущие в одном доме, подъезде, дворе и обучающиеся у одного педагога, образуют сплоченные группировки внутри класса. Они могут вместе ходить в школу и возвращаться домой. По дороге происходит обмен впечатлениями, осуществляется своеобразная психологическая разгрузка, планируются предстоящие игры и более важные мероприятия.
Итак, решая на семейном совете, какую школу выбрать, не забудьте поинтересоваться мнением будущего ученика. Возможно, он терпеть не может математику или хотел бы продолжить изучение иностранного языка, начатое в воскресной школе. А если ваш ребенок категорически заявляет, что пойдет в первый класс только вместе с другом Мишкой или Вовкой, то не пытайтесь уверить его в том, что учится каждый сам и для себя.
Если малыш с трудом переносит поездки в транспорте или крайне негативно реагирует на раннее пробуждение, лучше откажитесь от мысли возить его в школу, отвечающую самым высоким вашим требованиям. Все ее преимущества будут перечеркнуты утренними депрессиями, которые вскоре могут перерасти в утрату желания учиться. Идеально, когда малыш сможет уже через неделю — две добираться до школы сам. Близкое ее расположение от дома позволит наладить тесные дружеские связи с одноклассниками и выкроить побольше времени для игр и отдыха, так необходимых маленьким ученикам.
Наконец, выбирая класс и конкретного педагога, не забывайте, что богатый педагогический опыт убережет только от грубых ошибок, а отнюдь не от просчетов. Молодые же педагоги, как правило, больше внимания уделяют своим воспитанникам. Они с легкостью используют на практике новейшие достижения современной науки. И кто сказал, что первая учительница не должна быть красивой! Привлекательный образ учителя очень много значит для малышей. И если на собрание родителей будущих первоклассников приглашают и детей, не поленитесь захватить своего ребенка. Может быть, его детская интуиция позволит безошибочно выбрать ту или того, под чьим руководством он будет наиболее плодотворно овладевать всеми премудростями знаний. Гораздо приятнее каждый день видеть перед собой человека, который уже на уровне подсознания вызывает симпатию и доверие, нежели пусть заслуженного учителя, один только внешний вид, которого заставляет в страхе сжиматься сердце маленького человека.
«Устами младенца глаголит истина», — эта фраза как нельзя лучше подходит к разрешению заданной ситуации о выборе школы для своего ребенка.
Литература: Корнеева, Е. Н. Эти загадочные малыши (100 ответов на родительские «почему») / Е. Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. – 1999.
ИзображениеГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе — одна из главных задач воспитателей и психологов. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение первых классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки к школе» в развивающих центрах, домах культуры и т. п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс ( хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребенка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований, а вот уже в школе начинаются проблемы.
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, — это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т. е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться — учителя или соседа по парте.
Таким детям непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учеников первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают», «тетрадки с котенком на обложке», «что все вещи новые» или льстит, что теперь они «взрослые почти что», «встают сами по будильнику», что «некоторые еще не пошли в школу и остались в саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,5-7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.
Что же нужно сделать? Родители еще в старшей группе могут объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами, картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картинке нарисована девочка, делающая уроки, на другой — два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей — стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картинка ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас — уроки или игрушки, а что — когда пойдет в школу.
Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать : «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители) : «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе».
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог или сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник
• заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
• правильно понимать с первого раза простейшие задания — например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
• действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
• действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок — квадрат, кружок — квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
• хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх — низ, над — под, направо — налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т. д.);
• ориентироваться в понятиях больше — меньше, раньше — позже, сначала — потом, одинаковое — разное;
• запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину ( например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.
С тревожными и аффективными детьми психолог детского сада должен работать в союзе с родителями. Уже к 6-6,5 годам, возможно, научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения» (например, «уговаривать самого себя» : «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится.»). При этом важно избегать формулировок с частицей «не» : «Не надо плакать», «Мне нельзя нервничать» и т. п.
Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов-выдохов, технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгорожены толстым стеклом, текучей водой и т. д.).
Родителям даются рекомендации, как реагировать на аффективные вспышки ребенка,— помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом-втором классах. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированными, посильными ему нагрузками и помощью взрослых.
Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности.
Если же малыша, еще не готового психологически к обучению в школе, родители все-таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать все возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Литература: Раншбург, Й. Секреты личности / Й. Раншбург. – М. : Педагогика. – 1983.