Татьяна Светлакова
Консультации для педагогов и родителей по укреплению здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Босиком за здоровьем
Любой человек, хоть немного заботящийся о своем здоровье, выбирает для профилактики заболеваний собственный путь. Благо, что многовековый опыт человечества рассказывает нам о существовании десятков и сотен методов сохранения здоровья без применения лекарств. Среди подобных методов есть немало сложных, требующих подготовки и длительного изучения. Но иногда, чтобы противостоять недугу, достаточно просто походить босиком.
Публикация «Консультации для педагогов и родителей по укреплению здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
Дело в том, что подошва является наиболее мощной рефлексогенной зоной человеческого тела. На одном ее квадратном сантиметре сосредоточено больше рецепторов, чем на любом другом участке кожи. При хождении босиком активность их повышается, «пробуждаются» расположенные на ступне биологически активные точки. А поскольку каждая из таких точек связана с тем или иным внутренним органом, то их «пробуждение» стимулирует работу всех внутренних органов и систем нашего организма.
Необходимо учитывать, что обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат, из-за чего функции биологически активных точек снижаются. И в результате постоянного нахождения в «тепличных» условиях даже кратковременное охлаждение ног может вызвать простуду. Хождение босиком возвращает наши ноги к естественным природным условиям, тренирует нашу стопу, закаляет ее, делает более выносливой и вместе с ней благоприятно воздействует на весь организм в целом.
Есть у хождения босиком и еще один плюс. Известно, что при движении от соприкосновения с одеждой на теле человека накапливается электрический заряд, который особенно увеличивается, когда одежда является синтетической. Для удаления электрических зарядов живому организму, так же как и любым техническим средствам, требуется заземление. Обувь препятствует удалению скопившихся на поверхности нашего тела электрических зарядов. Если же стопа напрямую соприкасается с землей, заряды свободно уходят в землю.
Утро начинается c зарядки.
Делаете ли вы утром зарядку? Или задаетесь вопросом: нужна ли она? Не-об-хо-ди-ма! Большинство людей считают, что зарядка – штука нехитрая. Каждый из нас вспоминает несколько упражнений, знакомых еще со школьного урока физкультуры. Но как только начинает их делать, обнаруживает в своем комплексе однообразие и однобокость. Во избежание этого рекомендуем вам основные принципы составления комплекса утренней гимнастики.
Ваш комплекс обязательно должен включать в себя: упражнения для развития органов дыхания и кровообращения, упражнения для отдельных мышечных групп и укрепления суставов, упражнения для развития гибкости и подвижности суставов, упражнения для выработки правильной осанки.
Необходимо соблюдать рациональную последовательность в выполнении упражнений и правильную их схему:
1. Ходьба, спокойный бег, подскоки, прыжки – для того, чтобы активизировать работу нервной системы, кровообращение, дыхание, повысить обмен веществ.
2. Потягивание, поднимание на носки, движения руками в стороны, вверх, назад; махи руками, повороты туловища – все это для растягивания мышц плечевого пояса, выпрямление позвоночника в грудном отделе, облегчения притока крови к сердцу и улучшению дыхания.
3. Приседания, выпады, сгибания и разгибания из различных положений в различном темпе – для укрепления мышц и создания подвижности суставов ног и таза, притока крови к работающим при этом мышцам.
4. Силовые упражнения: поднимание и опускание ног и туловища в различных плоскостях и из различных исходных положений – это для укрепления мышц спины и живота, выпрямления позвоночника, выработки правильной осанки.
5. Сгибание и разгибание рук в упоре и висе – для развития силы мышц рук и плечевого пояса.
6. Максимально широкие махи руками и ногами в различных направлениях и плоскостях – для развития гибкости, подвижности в суставах, укрепления связок и суставных сумок.
7. Упражнения на одной ноге или на одном колене с различными положениями рук, а также с движениями туловища и рук – для выработки хорошего чувства равновесия, тренировки вестибулярного аппарата.
8. Быстрая ходьба, бег с умеренной скоростью, прыжки – все это для укрепления и развития сердечно-сосудистой системы, улучшения кровообращения, выработки общей выносливости.
9. Упражнения на расслабление мышц и успокаивающие дыхательные упражнения – для того, чтобы понизить напряжение мышц, успокоить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Составляйте для себя и своего ребенка подходящий комплекс и занимайтесь на здоровье!
Башкирские народные детские игры.
Любая область познания мира основывается на истории народа. И организация игровой деятельности детей должна начинаться с популяризации национальных игр, существовавших в народе веками и не потерявших воспитательного значения и поныне. Через игры дети не только получают навыки в двигательной активности, но и знакомятся с историей, жизнью, бытом народа. Народные игры были тесно связаны с жизнью и занятиями народа, служили средством подготовки ребенка к жизни. Исходя из применяющегося оборудования, игры можно объединить на группы.
• Игры в кости. Игры в кости считаются древнейшими из всех существующих игр. Их происхождение связано с занятием скотоводством башкир и других тюркских народов.
В играх в кости основным игральным предметом служат копытные косточки убойных животных – альчики из овечьих и козьих копыт и бабки из копыт лошадей и коров. Игры в кости можно играть в старшем дошкольном возрасте, используя фабричные макеты костей. («Игра в альчики», «Золотой альчик», «Сбор табуна» и др.).
• Игры с шаром, городки, чижик. Игры этой группы рассчитаны в основном на мальчиков, требуют большого количества детей и деления на команды. Играя в эти игры, у детей воспитываются чувства дружбы, товарищества, коллективизма, самостоятельность, стремление к достижению определенной цели. («Игра в сакан»-с клюшками, «Городки», «Суряка» - чижик и др.)
• Игры с мячом. В играх этого вида основным игровым орудием является мяч. Значение игр – закалить организм ребенка, формировать его нравственность. («Мяч - пятнашка», «Утки и лисы», «Черный баран» и др.).
• Игры со стрельбой из лука. Лук и стрела – древнейшее оружие башкирского народа. Это национальное оружие в нынешних условиях сохранено в играх и спортивных состязаниях. Стрельба из лука развивают силу рук, глазомер, меткость. Игры с луком и стрелой должны проводиться только под руководством воспитателя, соблюдая дисциплину и порядок. Возможно использование только фабричных луков и стрел (стрелы с наконечниками-присосками – не заостренные). («Стрельба в кольцо», «Стрельба по земле»).
• Игры в прятки, жмурки. Игры в прятки требуют от детей сознательности, смышлености, бдительности, находчивости, ловкости, подвижности, ориентировки, внимательности, решительности. Эти игры благотворно влияют на настроение, поведение и нервную систему детей. («Прятки», «Жмурки», «Колокольчик», «Разбей кувшин» и др.)
Для проведения башкирских народных игр с детьми в физкультурно-оздоровительных центрах групповых комнат могут быть: кости (фабричного изготовления, городки, деревянные шары, «чижик», выполненный из мягких материалов, мячи разного размера и качества (резиновые, набивные, лук и стрелы (только фабричного изготовления, а стрелы с присосками на концах, атрибуты-символы для национальных игр: кушак, тюбетейка, колокольчики, маски и т. д.)
Советы родителям
1. Поощряйте ходьбу детей на лыжах.
2. При покупке лыж учитывайте быстрый рост детей. Обычно длина лыж должна быть такой, чтобы лыжник мог без труда достать пальцами до конца поставленной рядом вертикально лыжи. Для пятилетних и семилетних детей покупайте лыжи «на вырост», т. е. на 5 см длиннее.
3. Выбирая лыжи, обращайте внимание на ровность скользящих поверхностей, проверяйте, нет ли перекосов. Лыжи должны быть без сучков. Приложив друг к другу скользящие поверхности обеих лыж, посмотрите, не покороблены ли они. Затем проверьте лыжи на гибкость, особенно в носовой части; проконтролируйте, имеется ли у них достаточный прогиб в том месте, где находится площадка для стопы. Установите лыжу на указательном пальце под прорезью для носкового ремня; если носковый конец лыжи опускается вниз, то лыжи правильные. К лыжам приобретите палки, они должны доходить детям до подмышек.
4. Одежда лыжника должна отвечать не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям. Аккуратный, хороший спортивный костюм вызывает у детей положительные эмоции, поднимает у них настроение.
5. Приучайте детей к тому, чтобы они по возвращении домой очищали лыжи и палки от снега, насухо вытирали и убирали их в предназначенное для хранения место.
ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. В последнее время число детей с нарушением осанки увеличивается. К числу важнейших причин следует отнести сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий; все большего проведения времени перед телевизором и компьютером, за настольными играми и «тихими» играми с игрушками, то есть нахождение детей в статическом положении без сохранения правильной осанки.
Проведенный в декабре осмотр детей нашего детского сада врачом ЛФК городского физкультурного диспансера выявил детей с нарушением осанки и плоскостопием. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
В Толковом словаре В. И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья». В практической работе осанка характеризуется как непринужденное положение человека в покое и движении. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка.
В нашем детском саду, так же как и в других дошкольных учреждениях, используются практически все существующие формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия физической культуры с выполнением корригирующих упражнений, самостоятельные занятия (под контролем воспитателей, прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия, физкультминутки во время «интеллектуальных» занятий.
Выработке правильной осанки помогают подвижные игры на координацию движений, равновесия, в которые мы предлагаем вам поиграть дома со своими детьми. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистого аппарата. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Приобретение правильной осанки – процесс длительный, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, т. к. частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки.
«Качели – карусели»
Цель: расслабление мышц туловища, улучшение работы вестибулярного аппа-рата.
Ход игры. Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой – за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпус-кает ноги) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со сло-вами: «Полетели карусели». Желательно проводить игру под ритмичную музыку. Игру лучше проводить, когда ребенок почувствовал усталость.
«Маленький гимнаст»
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка равновесия.
Ход игры. Родители рассказывают ребенку о гимнастах, показывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы, прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой на руку папы, а другой – на руку мамы. Родители медленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, предлагая ребенку продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно ускоряя шаг. Через 1-2 минуты родители опять становятся на корточки, ребенок соскакивает на пол. Это упражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребенка и родителей, т. к. редко удается играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.