Анна Огородникова
Конструкт познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 года жизни «Как сохранить озеро»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 года жизни
Автор: Огородникова Анна Александровна, воспитатель детского сада МАДОУ №21 "Сказка"
Тема: «Как сохранить озеро?»
Возрастная группа: дети 5-6 года жизни.
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая.
Публикация «Конструкт познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 года жизни „Как сохранить озеро“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Учебно-методический комплект: Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Средства:
Наглядные: мультфильм «Адибу – миссия на планете Земля. Что такое озеро?», для опытов: колбы, стаканы, воронки, земля, подсолнечное масло, марля, фильтр, галька, белый халат; для моделирования: таз с водой, камни, искусственные водоросли, ракушки, набор рыбок, набор насекомых, полотенце; дидактическая игра «Кто в озере живет», для творчества: бумага, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, кисти, непроливашка, клеенка, салфетки.
Мультимедийные: проектор, экран, компьютер.
Обогащение словаря: глобальная экологическая проблема.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Обобщение представлений детей о типичных экосистемах (озеро).
Развивающие: Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при загрязнении водоемов могут погибнуть животные и растительность водоема, воду нельзя будет употреблять в пищу не только человеку, но и животным из ближайших мест обитания.
Воспитательные: Воспитывать экологическую грамотность, правильное отношение к экосистемам и поведению в них, стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Задачи индивидуальной работы с детьми
Образовательные: Ребенок 1: Учить обобщать слова в группы (щука, налим, лещ, окунь – рыбы; жук, муха, водомер, паук – насекомые).
Развивающие: Ребенок 2: Развивать умение договариваться в коллективе сверстников.
Воспитательные:Ребенок 3: Воспитывать самостоятельность, инициативность, желание брать главную роль на себя, тем самым оказывать помощь в формировании положительной самооценки ребенка.
- Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадки (Воспитатель собирает детей вокруг себя. Устанавливает контакт с детьми. Улыбается. Стимулирует интерес, вовлекает в совместную деятельность).
1. Течет, течет 2. Стоит корыто
Не вытечет, Полно воды налито (Озеро).
Бежит, бежит -
Не выбежит (Река).
- Дети, озеро, река – это что? Как их можно назвать одним словом?
- Правильно, водоём.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, а посмотрите и догадаетесь, о чем мы сегодня будем говорить, присаживайтесь на ковер и внимательно смотрите мультфильм (В. задаёт вопросы, беседует,включает мультфильм, наблюдает за детьми).
- Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об озере.
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Что вы поняли из мультфильма? Что такое озеро? ОЗЕРО – это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
- А вы знаете, кто живет в озере? Правильно, рыбы.
- В озёрах живёт много разных растений. Растения использует не только животные, но и само озеро, для очищения воды, обогащения кислородом.
- В озере вода чистая не соленая, ее называют пресной. Как вы думаете, чем озера полезны людям? (В. задает вопросы, мотивирует детей на диалог. С интересом выслушивает мнения детей, их предположения).
МОТИВАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- Посмотрите на иллюстрации, какое красивое озеро, вода в нем прозрачная, плавают рыбы (В. показывает иллюстрации. Пускает картинки по рядам. Задает вопросы, стимулирующие к рассуждению, поясняет, выслушивает мнения детей).
(Совместно с воспитателем обобщение знаний о том, что, если озеро будет загрязнено, в нем не смогут жить животные (рыбы, птицы и т. д. Важно привлечь внимание детей к глобальной экологической проблеме).
- А теперь посмотрите вот на эти иллюстрации, здесь озеро загрязнено.
- А теперь, давайте подумаем, что будет, если люди будут засорять озера?
- Правильно, ребята. Нельзя засорять природу, эту проблему уже называют глобальной, значит очень большой проблемой всего мира.
(Совместно с воспитателем дети делают выводы о том, что озеро – это естественный (природный) водоем, вода в нем пресная (не соленая,вода из озер пригодна для питья, при определенной очистке, в озерах можно ловить рыбу, купаться, заниматься спортом).
РАБОТА В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ ПО ПОДГРУППАМ
- А теперь, я предлагаю вам разделиться на группы, и отправится в наши интересные центры, где вы сможете проверить свои знания.
В «центре науки» вы сможете узнать, как можно очищать загрязненную воду и самостоятельно поэкспериментировать, там вас ждет Светлана Викторовна (младший воспитатель).
В «центре моделирования» вы сможете создать макет чистого озера, где все в порядке, чистая вода, растут растения и живут рыбы и насекомые.
В «центре познания» вам предлагается проверить свои знания о том, какие животные обитают в озерах (рыбы, лягушки, насекомые) и какие растения растут в озерах (водяная лилия, водяной солдатик).
В «центре творчества» вы будите рисовать, предупреждающие знаки, что нельзя делать, чтобы озеро оставалось чистым (В. ставит цели подгруппам детей, которые отвечают их интересам и потребностям, предоставляет возможность для сотрудничества детей, наблюдает за детьми во время выполнения задания, организует работу в центрах активности, при необходимости оказывает помощь).
РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Ребята, давайте обсудим, что же нового вы узнали? Поделитесь своими результатами. Давайте начнем с первой подгруппы, где дети экспериментировали.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня общались?
- Что нового вы узнали?
- С помощью чего?
- К какому выводу мы сегодня пришли?
- Вы сегодня хорошо потрудились, проявили самостоятельность и находчивость. Теперь, я предлагаю вам, показать всем детям, что же у вас получилось, выставить свои работы вот на этот стол и мы все вместе порадуемся вашим успехам (В. стимулирует детей к ответам, рассуждениям, инициирует общее обсуждение, предлагает место, где дети могли бы выставить свои работы на всеобщее обозрение).
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:- Знания детей о том, что нельзя засорять природу, в частности водоемы, о том кто живет в озере, о различных способах очистки воды, наличие таких качеств как самостоятельность, инициативность, фантазия и воображение, стремление к экспериментированию. Проявление у детей способностей анализировать, обобщать, стремление делать добрые поступки по отношению ко всему живому