Анжелика Шалаева
Конструкт по заучиванию стихотворения Агнии Барто «Кораблик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ. 03. «Организация занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Шалаевой Анжелики Владимировны (специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата:
ДОО: МБДОУ Детский сад № 17 «Березка».
Группа: Младшая группа (дети 3 - 4 лет).
Воспитатель:
Руководитель практики:
Методист: Соломина Елена Владимировна.
Тема: стихотворение Агнии Барто «Кораблик»
Публикация «Конструкт по заучиванию стихотворения Агнии Барто „Кораблик“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Корабли. Конструирование, поделки
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Кораблик», Барто А.Л.
- Темочки
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе.
Форма НОД: игра – занятие.
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности.
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети знакомятся со стихотворением Агнии Баото «Кораблик».
- Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения.
- Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.
- Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи (Идти по пятам).
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение;
- Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
- Дети выразительно читают наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники.
- Дети умеют воспроизводить ритм стихотворения.
- Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
- Дети проявляют умение подводить итоги.
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Цель: развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения Агнии Барто «Кораблик»
Задачи образовательной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения.
Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать у детей любознательность.
Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
Отрабатывать речевое дыхание.
Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнений.
Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения.
Обучающие задачи:
Познакомить детей со стихотворением Агнии Баото «Кораблик».
Обогащать словарь детей (Идти по пятам, уточнять смысл слов и использовать их в речи;
Побуждать детей запоминать стихотворение Агнии Барто «Кораблик»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники.
Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствии условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов).
Принципы развития речи: принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Методы воспитания и обучения.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, беседа, чтение, поощрение, ситуация свободного выбора.
Методы обучения:
• Словесные: беседа, художественное слово, выразительное чтение.
• Наглядные: иллюстрация, демонстрация, приемы мнемотехники (мнемоквадраты, показ.
• Практические: игра, упражнение.
Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихов : приёмы мнемотехники, досказывание детьми рифмующего слова.
Приемы, направленные на формирование выразительности речи: образец выразительного чтения, прием выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Средства обучения: игрушка журавль, портрет поэта П. Н. Воронько, листы бумаги, цветные карандаши, краски, мнемоквадраты, листочки, сделанные из цветной бумаги на ниточке для каждого ребенка.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
3. Конструкт занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заучивание стихотворения Агнии Барто «Кораблик»»
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Разновидности кораблей», беседа о водном транспорте.
Ход занятия.
Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивационный этап.
Задачи:
- Мотивировать детей на предстоящую деятельность.
- Развивать у детей любознательность.
- Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
Словесный:
- Беседа.
- Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
- Игровая ситуация.
Наглядный:
- Демонстрация.
Педагог эмоционально включает в действие детей, вовлекает в слушание, создает условия для принятия игровой задачи.
Стук в дверь.
- Ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.
Педагог подходит к двери, берет в руки игрушку лягушонка и заходит обратно в групповую комнату.
- Дети, узнаете? Кто это? (Лягушонок)
- Верно. Поздоровайтесь с ним.
- Здравствуйте!
Л: Здравствуйте, ребята!
Лягушонок, а почему ты такой грустный?
Л: Я сегодня встретил мальчика, он катил по реке красивый кораблик и мне так захотелось на нем прокатиться, но он меня не взял с собой.
- Ребята, скажите, чем мы можем с вами помочь Лягушонку, чтобы он смог уговорить мальчика прокатить его на корабле?
- Ой, кажется, я придумала нужно помочь Лягушонку выучить стихотворение «Кораблик» что бы он смог рассказать его мальчику и тогда мальчик обязательно прокатит его на своем кораблике.
- Хотите помочь Лягушонку выучить стихотворение?
- Но для начала его нужно прочитать. Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание,
слушают, вступают в диалогическое общение.
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности.
- Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
2 этап.
2.1. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание.
Задачи:
- Познакомить детей со стихотворением
Агнии Баото «Кораблик».
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения.
- Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.
Словесный:
- Беседа.
- Художественное слово.
- Выразительное чтение.
Наглядный:
- Иллюстрация.
Педагог предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Педагог организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
- Присаживайтесь на стульчики, а я пока возьму книгу со стихотворением «Кораблик».
- Ребята о корабликах написано очень много стихов, а я вас хочу познакомить со стихотворением Агнии Барто
Ребята Агния Барто Русская детская поэтесса, писательница. (Обращает внимание на ее портрет) Она написала множество замечательных детских стихотворений и с одним из них я вас познакомлю, называется он «Кораблик». Послушайте его.
Педагог выразительно читает стихотворение.
«Кораблик»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, сосредотачивают внимание, внимательно слушают стихотворение.
- Дети знакомятся со стихотворением
Агнии Баото «Кораблик».
- Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения.
- Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.
2.2. Работа над текстом.
Задачи:
- Обогащать словарь детей (Идти по пятам, уточнять смысл слов и использовать их в речи;
- Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Отрабатывать речевое дыхание.
- Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнений.
Словесный:
- Беседа.
- Чтение. Наглядный:
- Иллюстрация.
- Показ.
Практический:
- Упражнение, игра.
Педагог вовлекает детей в совместную деятельность, задает вопросы, поощряет детей к высказываниям.
- Ребята, кто запомнил, как называется стихотворение? (Кораблик).
- Кто написал это стихотворение? (Агния Барто).
- Кто может сказать, о чем это стихотворение?
- Ребята, кто помнит, как начинается стихотворение?
- Ребята, кто скажет, с каким настроением идет мальчик? (Веселым)
- Почему?
- Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией? (Нет)
- Не все стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией. А в каком месте голос нужно изменить? (Когда лягушки просят прокатить)
- Произнесите как лягушки просят «Прокати капитан»
- Правильно.
- Ребята, вы внимательно слушали стихотворение и теперь вместе попробуем его прочитать.
- Я начну строку из стихотворения, а вы её заканчиваете.
Матросская (шапка,
Веревка в (руке,
Тяну я (кораблик)
По быстрой (реке,
И скачут (лягушки)
За мной по (пятам)
И просят (меня) :
- Прокати, (капитан!
- Молодцы, ребята! Вы внимательно слушали стихотворение, все старались.
- Ребята, кто скажет, что означает фраза «За мной по пятам» Воспитатель с уважением выслушивает высказывания детей.
- Хорошо, молодцы. По пятам это значит идти за кем либо, не отставая.
Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания.
- А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику для губ и языка.
- Вытяните сомкнутые губы вперед. (Педагог показывает движение) Молодцы, сделаем, ещё раз. Повторяйте за мной.
- А теперь, ребята, растяните губы в улыбку (зубы сомкнуты). Вот так. (Педагог показывает движение) Очень хорошо. Молодцы, сделаем ещё раз.
- А теперь, мы чистим зубы. Делаем круговые движения языком. Вот так. (Педагог показывает движение) Хорошо.
- А сейчас выполним качели. Широко открываем рот, высовываем язычок и двигаем им вверх-вниз. (Педагог показывает движение) Молодцы, очень хорошо.
(Педагог демонстрирует дыхательное движение «Лягушки»)
- А теперь, ребята, давайте покажем лягушонку, как мы умеем надувать щеки. Сделайте вдох через нос, надуйте щеки и потом подуйте, вытянув губы «трубочкой» сдувая свои щеки.
(Педагог показывает движение)
- Молодцы, ребята!
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои эмоции, мысли.
Дети повторяют за воспитателем и выполняют артикуляционную гимнастику, дыхательное упражнение.
- Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи (Идти по пятам).
- Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
Физкультминутка
Задача:
- Способствовать снятию мышечного напряжения у дошкольников, переключению их внимания.
Словесный:
- Эмоциональное стимулирование.
Наглядный:
- Показ. Практический:
- Упражнение, игра.
Педагог предлагает детям встать около стульчиков и сделать физминутку, и наблюдает за детьми во время выполнения упражнений.
- Ребята, а вы знаете, как скачут лягушата?
- Лягушонок предлагает вам превратиться в лягушат и сделать зарядку для лягушек.
На болоте.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Будем прыгать, как лягушки,
Чемпионки - попрыгушки.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Вправо, влево наклонялись
И в ребяток превратились.
- Молодцы ребята! Лягушонку очень понравилась с вами делать зарядку. Дети выполняют упражнения по образцу. Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.
2.3. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание.
Задачи:
- Побуждать детей запоминать стихотворение Агнии Барто «Кораблик»
- Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
Словесный:
- Беседа.
- Выразительное чтение. Наглядный:
- Иллюстрация.
- Ребята лягушонок пока делал зарядку, забыл стихотворение про кораблик.
- Он просит, что бы вы помогли ему вспомнить.
- Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение Агнии Барто «Кораблик», а вы слушайте внимательно и тоже запоминайте, вдруг лягушонок снова забудет стихотворение, а вы ему подскажете. А запомнить стихотворение вам помогут картинки. Вы готовы?
Педагог читает еще раз стихотворение, раскладывая картинки - мнемоквадраты.
Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами.
- Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение;
- Проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
2.4. Выразительное чтение детей.
Задачи:
- Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники.
- Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
Словесный:
- Беседа.
- Выразительное чтение.
- Поощрение.
- Объяснение. Наглядный:
- Иллюстрация. Практический:
- Упражнение.
Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных.
Педагог использует приемы: подсказ, многократное повторение, отраженную речь, метод поощрения.
Затем педагог сам выразительно читает по мнемоквадратам наизусть стихотворение ещё раз. Дети выразительно читают стихотворение по картинкам – мнемоквадратам. Осуществляют самоконтроль. - Дети выразительно читают наизусть стихотворение
Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники.
- Умеют воспроизводить ритм стихотворения.
- Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
3. Рефлексия
Задачи:
- Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи.
-Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
Словесный:
- Беседа.
- Эмоциональное стимулирование.
Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.
- Дети, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня рассказывали по картинкам?
- Какие вы молодцы! Правильно «Кораблик».
- А кто его написал? Правильно Агния Барто.
- Ребята, вы запомнили стихотворение «Кораблик»?
- Ребята, помогли вам картинки запомнить стихотворение?
- Трудно было запомнить стихотворение?
- Ребята, как вы считаете, мы помогли Лягушонку? Как мы ему помогли?
Дети слушают, вступают в диалог.
- Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи
- Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
4. Открытость
Задача:
- Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Словесный:
- Беседа.
- Эмоциональное стимулирование.
Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности.
- Ребята, Лягушонку пора идти домой, а то его уже заждалась мама. Но он сказал, что к вам еще обязательно придет в гости. Говорите Лягушонку до свидания.
Педагог провожает лягушонка за дверь.
- Ребята у меня есть вот такие раскраски с разными корабликами и если вы захотите вы можете для лягушонка сделать сюрприз раскрасить много корабликов, он сможет поделиться ими со своими друзьями лягушатами.
- Кто хочет, можете выбрать листочек с изображением корабля, взять карандаши или краски и начать раскрашивать.
- А потом вы можете подарить свои рисунки Лягушонку.
Педагог помещает рисунки детей на мольберт.
Дети рассказывают, какими цветами раскрасили свои рисунки.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, раскрашивают. - Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах.