Светлана Трусова
Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе произведения художественной литературы
Ценность: о дружбе и смелости, о том, как важно найти верного друга.
Тема: мордовская сказка «Как собака друга искала».
Цель: формирование у воспитанников представлений о ценности дружбы, о том какими качествами должен обладать друг.
Образовательные задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- воспитывать любовь к устному народному творчеству (сказкам, эмоциональное отношение к литературному произведению и его героям;
- воспитывать интерес к совместной деятельности, дружеские добрые отношения;
- воспитывать умение дружить и беречь дружбу.
Обучающие:
- обогащать активный словарь;
- совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.
Развивающие:
- развивать умение слушать, понимать художественное произведение;
- развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки, способность к творческому самовыражению.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
предоставлять детям возможность выбора в разных видах деятельности; поощрять детскую инициативу, творчество, воображение.
Материалы: карта России, книга со сказкой; иллюстрации к сказке или картинки с изображением собаки, зайца, волка, медведя, человека; фонограмма спокойной мелодии.
Понятия: мордовская сказка, смелый человек, верный друг, надёжный друг.
Планируемые результаты: дети воспринимают и понимают смысл текста, выделяют в тексте главную мысль; насыщаются впечатлениями, увлекаются творческим процессом; осознают ценность дружбы.
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Организация на совместную деятельность «Круг»
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня нас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь,
И тихонечко садитесь.
(Педагог создает положительный настрой у воспитанников. Дети приветствуют друг друга и педагога, заинтересованы предстоящей деятельностью, настроены общаться.)
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем).
Краткий подводящий диалог к теме:
- Ребята, вы любите сказки?
- А что такое сказка?
(Педагог фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов».)
- Сегодня мы продолжаем знакомство с народными сказками.
- Какие сказки называются народными?
- А какие виды сказок вы знаете?
- Какие сказки мы с вами уже читали?
- Сегодня я хотела бы познакомить вас с новой сказкой, с мордовской народной сказкой.
- А кто знает, что значит мордовская сказка?
- Ребята, в нашей стране проживает множество разных народов. Демонстрирует карту России с представителями народов, проживающих на её территории. Назовите какие-либо народы, проживающие в России. А всего в России живет более 190 народов. Среди них есть такой народ, как мордва. Они и придумали сказку, которую мы сегодня прочитаем.
(Дети отвечают на вопросы.)
Знакомство с ценностью.
Ценностный диалог. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
(Педагог побуждает детей к высказываниям, поддерживает интерес.)
- Посмотрите, пожалуйста, на картинку.
- Как вы думаете, о ком эта сказка? Предположите, что произошло в сказке?
- Сказка называется «Как собака друга искала».
- Как вы думаете, нашла ли собака друга? Кто мог бы стать другом собаки?
- Хотите узнать, что произошло на самом деле?
(Педагог эмоционально читает сказку, делает паузы, пояснения. Задает детям вопросы по ходу чтения сказки.)
- Ну вот, мы познакомились с новой сказкой.
- Как она называется? С каких слов начинается сказка?
- Что сказочного в этой истории?
- Расскажи, кого встретила собака в лесу? Кто стал дружить с собакой?
- Почему собака не захотела дружить с зайцем, волком и медведем?
- А собака, какого друга хотела себе найти?
- Почему собака хотела, чтобы её друг был смелым?
- А чем опасен друг, который всего боится?
- Смелый друг постарается помочь другу, если он попал в беду.
- Как называется друг, который тебя не бросит в беде, выручит и спасет?
- Какой у сказки конец? Почему собака выбрала другом человека? Быстро собака нашла себе друга или пришлось поискать его подольше? Легко ли найти себе хорошего, надежного, верного друга?
- А какие пословицы и поговорки вы знаете о друзьях и дружбе? (Без друга на сердце вьюга. Верному другу цены нет. С хорошим другом горы свернешь, с плохим – горя хлебнешь.)
- Какой вывод можно сделать после того, как мы прочитали сказку «Как собака друга искала»?
- А у вас есть друзья? А вы надежные друзья для своих друзей?
(Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы, слушают сказку, включаются в обсуждение, с опорой на наглядность умеют выстроить ответ, проявляют познавательный интерес в процессе слушания. С помощью взрослого дают нравственную оценку героям произведения, демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение строить полные, выразительные ответы на вопросы.)
Игровая ситуация
(Педагог мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).
Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Круг друзей». Вспомним и назовем лучшее качество своего друга.
Звучит спокойная музыка. Дети играют в игру. Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к деятельности.
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации
- Мы с вами прочитали сказку о чем? Кто её главные герои? Могла ли сказка закончиться по-другому? Давайте пофантазируем.
- Если бы звери знали, что они потеряют такого хорошего друга, они бы постарались быть смелыми. А еще какими?
(Дети отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов.)
- Собака могла бы подружиться с каждым из животных. И у неё было бы больше друзей.
(Педагог вовлекает детей в продуктивную деятельность, стимулирует интерес, инициативность, самостоятельность.)
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики). Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности.
- Как мы с вами можем помочь зайцу, волку и медведю найти новых друзей? Что мы можем для них сделать?
(Дети предлагают свои варианты, решения.)
- У меня тоже есть для вас предложение. Для всех, кто захочет найти себе друзей, мы с вами составим Правила дружбы. А также у меня есть много предложений, чем можно сегодня заняться в наших центрах. Выбирайте, кто и куда сегодня отправится.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
(Педагог инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.)
(Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.)
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
Центр познания.
В центре познания дети могут разработать опорные карты для составления рассказа о друге.
Центр искусства.
В центре искусства ребята могут разучить песню о дружбе, сделать постановку танца для друзей, организовать выставку портретов «мой лучший друг».
Центр кулинарии
В центре кулинарии дети могут попробовать сделать, используя технологические карты, фруктовый салат при помощи безопасных пластмассовых кухонных приборов и принадлежностей и угостить своих друзей.
Центр мастерская
В мастерской все желающие могут изготовить открытки для своих друзей, а также нарисовать стенгазету «Мои лучшие друзья».
Центр грамоты
В центре грамоты можно придумать свой шифр и записать секретное послание для своего друга.
Центр игры
В центре игры можно сразиться с командами друзей или попробовать дружбу на прочность и сыграть на пару с другом.
Центр конструирования
В центре конструирования можно дать волю фантазии и соорудить из конструкторов или подручных средств домики для друзей, как в сказке, про крокодила Гену и Чебурашку.
Центр математики
В центре математики можно подсчитать, сколько чайных пар, и какое количество угощения нужно приготовить для чаепития с друзьями. А также попробовать угадать настроение своего друга.
Центр книги
В центре книги можно познакомиться с новыми сказками о друзьях.
Центр безопасности и здоровья
В центре безопасности и здоровья можно попробовать разработать и записать, зарисовать Правила для дружных ребят.
Двигательный центр
В двигательном центре ребята составят комплекс упражнений для утренней гимнастики друзей.
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Рефлексивная ситуация
- Ребята, как называется сказка, которую мы сегодня прочитали? О чем она? Вам понравилась сказка? Что конкретно вам понравилось в сказке? Что вы узнали про дружбу и друзей? Хотелось бы вам стать таким же надежным другом? Хотели бы вы иметь верного друга?
- Что нужно для этого сделать?
- Как вы чувствовали себя на занятии? Что вам понравилось в сегодняшнем занятии, а что не понравилось?
(Дети выражают собственные чувства, эмоции, мысли, свое мнение. Умеют делать вывод и его аргументировать.)
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать)
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы помогли зверятам из сказки, научили их, как стать хорошими друзьями. Создали правила дружбы, по которым мы с вами будем стараться жить в нашей группе.
- Расскажите, что вы делали сегодня в центрах.
- Все ли у вас получилось? Хотели бы вы еще позаниматься в других центрах?
- Можем ли мы с вами назвать друг друга своими друзьями?
(Дети делятся впечатлениями. Показывают результаты своей деятельности. Дарят друг другу открытки. Настроены на дружеское общение.)
4. Открыто-перспективный этап. (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
- На кого из героев вы хотели бы быть похожим? Хотели бы вы еще прочитать новые сказки и истории о дружбе?
(Дети выражают свои мысли, заинтересованы, проявляют любознательность.)