Светлана Кузнецова
Конструкт НОД для подготовительной к школе группы «В поисках утраченной драгоценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт НОД
для подготовительной к школе группы «В поисках утраченной драгоценности»
ДОО: Детский сад № 96, г. Каменск-Уральский
Возрастная группа : подготовительная
Тема: «В поисках утраченной драгоценности»
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Виды деятельности: познавательная, игровая
Публикация «Конструкт НОД для подготовительной к школе группы „В поисках утраченной драгоценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Планируемый результат:
• Проявление интереса к учебной деятельности, позитивная мотивация к обучению
• Проявление детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
• Способность эмоционально сопереживать героям сюжета, передавать общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими
• Умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила выполнения заданий
• Способность планировать и согласовывать свои действия
• Владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей положительное отношение к себе, к окружающим, к школе посредством диалога, беседы, вопросов, анализа ситуации.
Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха.
Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми (сочувствие, помощь) в процессе общения со взрослым и сверстниками
Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
Развивающие задачи:
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
Развивать познавательные психические процессы посредством выполнения заданий в соответствии с правилами (инструкцией).
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе.
Развивать умение анализировать, оценивать поступки героев в процессе рефлексии совместной деятельности.
Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
Развивать эмоциональную сферу детей посредством создания ситуаций удивления, страха, радости, эмоциональных переживаний.
Развивать активность, любознательность, инициативность посредством создания ситуаций
выбора материалов (места, участников совместной деятельности и др.).
Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения упражнений, игровых заданий.
Обучающие задачи:
Формировать позитивную мотивацию к обучению, способствовать развитию внутренней позиции ученика.
Дима: развивать внимание, саморегуляцию
Даша: развивать способность согласовывать свои действия
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастая адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.
Принципы обучения:
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип диалогизации;
принцип проблематизации;
принцип индивидуализации.
Методы воспитания: беседа, поощрение
Методы и приемы обучения: рассказ педагога, беседа, объяснение, проблемные вопросы, стимулирование занимательным содержанием, упражнение, показ.
Средства:
Наглядные презентация (кадры из диафильма «Сказка о потерянном времени»; слайды с заданиями, раздаточный материал (индивидуальные задания на листах формата А5, цветные и простые карандаши)
Мультимедийные ноутбук, проектор с экраном
Литературные сокращенный текст сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Музыкальные отрывки из музыки П. И. Чайковского «Нянина сказка», «Сладкая греза»; музыка к логоритмике.
Учебно-методический комплект:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н. Ю. Куражева, Речь, 2014
Предварительная работа:
реализация Программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой (сентябрь-январь, 19 занятий) : знакомство со сказками для школьной адаптации в игровой форме с элементами учебной деятельности; выполнение упражнений, игр, развивающих познавательные способности, эмоциональную и волевую сферы.
Ход занятия
Психолог здоровается с детьми, называя своё имя и образуя пирамиду из рук.
Ребята, посмотрите, какой у меня сегодня волшебный цветок! Посмотрите, он меняет свой цвет – это он радуется каждому из вас! Давайте тоже порадуемся друг другу, передадим этот цветок с хорошими пожеланиями!
Организует диалог, задает вопросы, направленные на выявление уровня сформированности учебно-познавательного мотива, стимулирующие процесс мышления
От таких добрых пожеланий сразу поднимается настроение! А ещё настроение поднимается от хороших новостей! И одной такой новостью я хочу с вами поделиться!
Сегодня, когда я шла в детский сад, мне навстречу попались ребята. Весёлые, радостные, они спешили в школу! А ведь совсем недавно они тоже, как и вы, ходили в наш детский сад!
А вы хотите пойти в школу? А что вам больше всего нравится в школе, что для вас там самое интересное?
Представьте себе, что мама вам говорит: «Я считаю, что ты ещё маленький. Хочешь, я попрошу, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год», что бы вы ответили маме?
Стимулирует любознательность, интерес, поощряет детей к высказыванию
Ну если вы готовы пойти в школу, давайте поиграем в игру «Что вы знаете о школе». Я буду задавать вопросы, отвечает тот, кто получает мяч
Игра «Что вы знаете о школе?»
- Как обращаются к учительнице?
- Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
- Как узнают, что настало время начинать урок?
- Для чего нужна школьная перемена?
- На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
- Какие школьные оценки вы знаете?
- Какие из них хорошие, а какие плохие?
- Что такое школьный дневник?
- Что такое каникулы?
Инициирует общее обсуждение, понимание основных идей сказок о Лесной школе
Да, ребята, в школе очень интересно, ведь там не только получают знания, но и учатся дружить, помогать друг другу, заботиться о своих близких и друзьях. А ведь мы с вами знаем очень много школьных историй, правда о Лесной школе, где учатся зверята и учитель Ёж. Скажите, какие истории особенно запомнились вам и почему?
Эмоционально вовлекает в ситуацию
А сегодня мне хочется познакомить вас с очень интересной, просто сказочной историей. Она произошла с детьми, которые всего на год-два старше вас. Вы же будете не просто слушать, но и сможете попробовать свои силы в увлекательных испытаниях. Сядьте поудобнее. Итак, я начинаю рассказ.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Нянина сказка», изображение на экране)
«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в первом классе, не старался, часто опаздывал в школу и ни капельки не переживал. И вот как-то раз Петя Зубов пришел в школу с опозданием и невыполненными заданиями. Взглянув в зеркало, он увидел, что превратился в старика с бородой и усами. А морщины покрыли всё его лицо»!
Продолжает свой рассказ
Крикнул он: «Мама!» – и выбежал прочь из школы. Бежит он и думает: «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало». Прибежал Петя домой и позвонил. Мама открыла ему дверь. «Вам кого, дедушка?» – спросила мама. Что же теперь Пете делать? Пойду, куда глаза глядят, - решил он. Он шагал долго, и сам не заметил, как оказался за городом и попал в лес».
Давайте вместе с Петей пройдем его путь до леса!
Ребята, чтобы проследить путь Пети до леса, необходимо выполнить важное задание, но чтобы его выполнить нужно потренировать наше внимание и разбудить пальчики.
Пройдите за столы. Давайте сделаем несколько упражнений.
Пальчиковая гимнастика: упражнения «Мама», «Кулак, ребро, ладонь»
Предлагает выполнить задание
Упражнение «Лабиринт»
А теперь постарайтесь точно, не отрывая карандаша от листочка, провести дорожку, по которой прошел Петя. Но для начала проследите путь глазками или проведите его просто пальчиком.
Выполнили? Прекрасно, вы хорошо постарались!
Продолжает свой рассказ, стимулирует интерес
«Дорожка эта привела Петю к необычному лесному домику, в котором не было хозяев. Он зашел в дом, увидел в углу сено, лег на него и уснул. Ему приснился сон, будто он в школе, и учительница даёт ему задания. Ему очень захотелось постараться и выполнить все задания учителя»!
Поможем Пете, ребята? Представьте, что я – учительница! Сядьте прямо, ребята, и послушайте задание. Сначала я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на задание № 2 и дорисуйте недостающие детали на предметах.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Упражнение «Дорисуй»
А теперь проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.
Стимулирует самостоятельность, настойчивость в достижении цели
Следующее задание, которое задала Пете учительница, было сложным, но я-то знаю, что вы справитесь с этим заданием! Посмотрите внимательно на задание № 3. Вам необходимо увидеть закономерность и продолжить ряд. Кто справится, поднимет руку.
Упражнение «Продолжи ряд»
А теперь посмотрите на экран– правильно ли вы выполнили задание! У вас хороший результат!
Укрепляет интерес к задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
«Пете снилось, как учительница задала ещё одно задание, сложнее предыдущих. Постараемся помочь Пете?»
Упражнение «Соедини буквы»
На экране гласные буквы соединены стрелкой. Назовите их (А, О, У, Ы). Назовите порядок соединения, начиная с буквы А (буква А соединена стрелкой с буквой О, О соединена с Ы, Ы с У, У с А). Правильно! А теперь посмотрите на задание № 4. Буквы расположились по-другому, но вам нужно соединить те же буквы в том же порядке, что и в образце
А теперь посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание? Молодцы, я горжусь вами!
Способствует двигательной активности детей, снятию мышечного напряжения
«Когда дети в Петином сне выполнили задания, прозвенел звонок на перемену». Давайте и мы отдохнём!
ФИЗМИНУТКА (Логоритмика)
Мы ногами топ-топ-топ,
А руками хлоп-хлоп-хлоп,
Головою круть-круть-круть,
Постучали в грудь-грудь-грудь.
Мы конфетку ам-ам-ам,
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики!
Хлопнем мы в ладошки
И погладим ножки,
А на улице мороз
Заморозил деткам нос,
Заморозил ушки
Щёчки, словно плюшки!
Продолжает свой рассказ
Снова располагайтесь на ковре. Я продолжу свой рассказ.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Сладкая греза»).
Когда Петя проснулся, в доме было тепло. Он увидел, что за столом сидят дети, которые кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики. Что они делают ночью в избушке? Петя прислушался, они говорили о секрете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Это были волшебники, которые нашли таких детей. Время, потерянное детьми, они забрали себе: так волшебники стали детьми, а дети – стариками.
Но ребята, которые превратились в стариков, смогут помолодеть, если они разыщут друг друга, придут сюда ровно в полночь, и повернут стрелки часов на 77 кругов назад. Тогда они станут снова детьми, а мы погибнем. И волшебники ушли.
Петя тоже не стал терять время, а побежал искать стариков-школьников. Вскоре в сквере он увидел старушечку, которая сидела на скамеечке, читала детский журнал вслух и ковыряла изюм в булочке. «Бабушка! Честное слово, вы школьница?» «Да, я ученица первого класса Надя, а ты кто? Петя рассказал ей всё, что знал, и они побежали искать остальных. И тут они увидели старушку, играющую в классики и старичка, который перебегал улицу в неположенном месте. Это оказались первоклассники Маша и Вася. Все они хотели было скорее бежать к лесному домику, но Вася их остановил и попросил выполнить задания, которое он поленился сделать, когда был мальчиком-учеником.
Чтобы не терять время даром, они решили поехать на трамвае за город. Дорога предстояла дальняя. В трамвае и поможем тебе - решили дети!
Создаёт условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы
Ребята, а что произойдет, если Вася и другие дети не смогут выполнить задание? Как выйти из положения? (Ответы детей).
Поддерживает индивидуальность и инициативу детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности
Верно, нужно прийти на помощь! Предлагаю вам задания на выбор. Вы можете выбрать понравившееся вам изображение.
Упражнение «Нарисуй по точкам»
В левой части задания графически изображены разные фигуры. Вам необходимо нарисовать по точкам в правой части задания точно такую же фигуру. Кто быстро справится с заданием, скопирует по точкам одну фигуру, может выполнить и второе.
Справились! Помогли Васе! Молодцы!
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Вася стал вспоминать, что учительница задала ему несколько вопросов, на которые он, к сожалению, не знает ответа. Поможем, ребята?
1. Чем столб отличается от дерева?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Мама выглянула в окно и говорит: «Ночью был дождь!» Как она догадалась?
4. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
5. Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?
Я очень рада, что и это задание вы помогли выполнить!
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми участников совместной деятельности, развитие умения работать в группе сверстников
Упражнение «Тайное послание»
Но есть ещё одно трудное задание! Тайное послание!
(педагог раздает детям на каждый стол одно задание на двоих)
Вам необходимо его расшифровать, то есть вписать в пустые клеточки соответствующие буквы и прочитать, что получилось. Но при этом нужно суметь спокойно, вдвоём постараться выполнить задание! А чья пара выполнит задание быстрее – выйдет с выполненным заданием и тихонько скажет ответ мне на ушко!
Молодцы, ребята, не подвели! Сумели договориться, подошли к общему решению, работали с удовольствием и помогали друг другу!
Продолжает рассказ
Садитесь на ковер. Дослушаем мой рассказ! (звучит музыка «Тревожная минута»). «Между тем трамвай, в котором ехали дети, подошел к лесу. Школьники-старички соскочили – и бегом в чащу! Уже наступила ночь. И тут они увидели дом, в котором светились окна. Дети заглянули в окно и увидели волшебников, которые спали. Оставалось всего 5 минут! Они вошли в дом, и ровно в полночь Петя начал поворачивать стрелки часов: 1,2,3…
Ребята, кто из вас помнит, сколько раз надо повернуть стрелки часов обратно? Верно!
В это время волшебники с криком вскочили, но не могли сдвинуться с места. С каждым оборотом часов они превращались в дряхлых, сгорбленных старичков. И вот на 77 обороте стрелок часов злые волшебники вскрикнули и пропали! А дети снова стали детьми и были очень счастливы!
Какое чувство испытали дети? Покажите эту эмоцию!
Упражнение «Покажи эмоцию»
Создаёт условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, побуждает детей к речевой активности
Так мы добрались до конца рассказа. Наши школьники с вашей помощью смогли спастись от наказания. Ребята, понравилась вам история? Скажите, а почему именно этих детей злые волшебники превратили в стариков?
Поделитесь с нами, что очень важное вы сегодня узнали?
А ещё я сегодня увидела, какие вы дружные, что умеете договориться и прийти на помощь! Вы сегодня были настоящими первоклассниками! Я думаю, вы будете хорошо учиться в школе, никогда не будете опаздывать на уроки, ведь потерянное время – это утраченная драгоценность!
Знаете, а мне хочется рассказать эту историю еще кому-нибудь! А вам? А кому вы ее расскажете?
А давайте в следующий раз нарисуем то, что вам больше всего запомнилось из этой истории. Кого мы познакомим с нашими рисунками? А что, если мы пошлем рисунки в Лесную школу нашим друзьям, чтобы они тоже учились беречь время?
Закрепляет эмоционально-положительный настрой в группе.
А теперь давайте еще раз передадим друг другу наш волшебный цветок с улыбкой, чтобы сохранить хорошее настроение до конца дня!
Игра «Передай по кругу»
До свидания!