Ирина Бухарова
Конструкт ООД по математическому развитию «Множество, элементы множества» для детей 3–4 лет
Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Бухаровой Ирины Владимировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа № 331)
Группа: 3-4 года (вторая младшая).
Тема: «Множество, элементы множества».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конструкт ООД по математическому развитию „Множество, элементы множества“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Множества
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.
Форма НОД: занятие-игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, трудовая.
Формы организации: индивидуальная, коллективная.
Планируемый результат:
• Дети умеют видеть общий признак предметов группы.
• Дети умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
• Дети умеют понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?».
• Дети умеют устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Цель: Формирование представлений о множестве, элементах множества, умения сравнивать два равных и неравных по количеству элементов множества, а также умения уравнивать их двумя способами.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
• Воспитывать положительное отношение к занятиям по формированию математических представлений.
Развивающие :
• Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
• Развивать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Обучающие:
• Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
• Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?
Список использованных источников:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, принцип деятельности.
Методы воспитания: мотивации к деятельности, поощрение.
Предварительная работа: беседа о фруктах.
Оборудование: набор фруктов (яблоки и бананы).
Ход занятия
Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на
совместную деятельность
Задача:
Смотивировать детей на предстоящую деятельность. - Беседа.
- Рассказ.
- Демонстрация.
- Эмоциональное стимулирование. Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом. Воспитатель показывает детям куклу.
- Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, давайте поздороваемся с ней!
- Здравствуй, Катя!
- Ой, посмотрите, Катя почему-то грустит!
- Катя, почему ты грустишь?
- Оказывается, что Катя хотела подарить нам игрушки (яблоки и бананы, но не знает, как разделить их поровну.
- Поможем Кате? Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети смотивированы на предстоящую деятельность.
2. Основная часть.
2.1. Установление равенства двух равных групп предметов.
Задачи:
• Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
• Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?
• Развивать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). - Беседа.
- Рассказ. Воспитатель раскладывает яблоки и бананы в разброс на столе.
- Что это?
- А чего больше, бананов или яблок?
- Как это узнать?
- Нужно поставить их парами!
Воспитатель предлагает разложить в ряд бананы и под каждым бананом поместить яблоко:
- Кристина, Кирилл, Снежана, Семён подойдите к столу и расставьте фрукты парами.
- Один банан – одно яблоко, один банан – одно яблоко и т. д. (Дети повторяют слова за воспитателем).
- Есть лишние бананы? (нет)
- Есть лишние яблоки? (нет)
- Чего больше, бананов или яблок?
- Поровну! Правильно! По 4.
Педагог, проводя рукой по каждому множеству, соотносит их:
- Бананов столько же, сколько яблок, а яблок столько же, сколько бананов!
- А сколько бананов? (много) их 4.
- А сколько яблок? (много) их 4.
Воспитатель делает вывод:
- Бананов и яблок поровну, по «много»! По 4. Дети отвечают на вопросы.
Проговаривают вместе с воспитателем.
Активно участвуют в процессе образовательной деятельности. Умеют видеть общий признак предметов группы.
Умеют понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?
Умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Физминутка
Задача:
Снять мышечное напряжение у детей, подготовить их к дальнейшей деятельности Демонстрация. «Яблочко»
Катя шла-шла-шла, (дети шагают).
Катя яблочко нашла (нагибаются, «поднимают яблочко»).
Села, поела, (приседают).
Опять пошла (шагают). Дети слушают воспитателя, выполняют упражнения, повторяя за ним. Мышечное напряжение снято, дети готовы к дальнейшей деятельности.
2.2. Установление равенства между неравными по количеству группами предметов.
Задачи:
• Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
• Воспитывать положительное отношение к занятиям по формированию математических представлений. - Беседа.
- Демонстрация.
- Рассказ. - Итак, ребята!
- Чего больше, бананов или яблок?
- Поровну, молодцы! По 4.
Воспитатель незаметно добавляет к фруктам одно яблоко.
- А теперь есть лишние бананы? (нет)
- Есть лишние яблоки? (да)
Воспитатель делает вывод:
- Бананов меньше, чем яблок, яблок больше, чем бананов.
- Что нужно сделать, чтобы бананов и яблок стало поровну? (убрать яблоко).
- Ксюша, подойди, пожалуйста, убери одно яблоко.
- Теперь есть лишние бананы? (нет)
- А лишние яблоки? (нет)
- Бананов столько же, сколько яблок, а яблок столько же, сколько бананов!
- А сколько бананов? (много) их 4.
- А сколько яблок? (много) их 4.
Воспитатель делает вывод:
- Бананов и яблок поровну, по «много»! По 4.
- Что мы сделали, чтобы яблок и бананов стало поровну?
- Правильно, ребята! Мы убрали лишнее яблоко!
- Ой, что-то наша Катя загрустила, она просит вернуть яблоко обратно!
Воспитатель возвращает лишнее яблоко обратно.
- Есть лишние бананы? (нет)
- Есть лишние яблоки? (да)
- Ребята, а как же по-другому сделать так, чтобы яблок и бананов снова стало поровну?
- Молодцы! Конечно же, нужно просто добавить еще один банан!
- Илья, подойди, пожалуйста, добавь один банан!
- А теперь, есть лишние бананы? (нет)
- Есть лишние яблоки? (нет)
- Чего больше, бананов или яблок?
- Поровну! Правильно! Их по 5.
Педагог, проводя рукой по каждому множеству, соотносит их:
- Бананов столько же, сколько яблок, а яблок столько же, сколько бананов!
- А сколько бананов? (много) их 5.
- А сколько яблок? (много) их 5.
Воспитатель делает вывод:
- Бананов и яблок поровну, по «много»! По 5.
- Что мы сделали, чтобы яблок и бананов стало поровну?
- Правильно, мы добавили один банан. Дети отвечают на вопросы.
Проговаривают вместе с воспитателем.
Активно участвуют в процессе образовательной деятельности. Умеют устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Демонстрируют положительное отношение к занятиям по формированию математических представлений.
3. Подведение итогов ОД.
Задача:
Самооценка результатов деятельности. - Беседа.
- Поощрение. - Ребята, посмотрите! Кукла Катя улыбается! Она очень рада, что ей удалось разделить яблоки и бананы поровну!
- А яблоки и бананы это овощи?
- Нет, конечно, это фрукты!
- Вы большие молодцы!
- Вам понравилось играть с фруктами? Что было сложным для Вас? (ответы детей) Отвечают на вопросы.
Выражают собственные мысли, чувства. Умеют делать вывод и аргументировать его;
оценивать результат своей деятельности; выражать свои чувства.
4. Открытость.
Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. - Беседа.
- Поощрение. - Кукле Кате пора возвращаться домой. А мы с вами можем продолжить играть фруктами, которые теперь будут храниться в нашей группе.
- А еще, вы можете поиграть дома с родителями, хотите?
- Завтра придете в детский сад и расскажете мне, как играли дома.
- Молодцы, ребята! Слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.