Любовь Левченко
Конструирование эффективного взаимодействия специалистов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста
«Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека» - В. Астафьев
Актуальность. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это актуальное, постоянно развивающееся направление. В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности — любовь к природе, нормы и правила поведения, формируется экологическое сознание. На помощь в экологическом воспитании дошкольников приходит музыка, она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.
Публикация «Конструирование эффективного взаимодействия специалистов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель нашего проекта. Посредством музыки знакомить дошкольников с природой, через использование авторских развивающих, экологических пособий, в ходе которых проявляется экологическая культура, развивается у детей наблюдательность и любознательность, пытливость и интерес к объектам природы.
В нашем детском саду углубленно работают над темой экологического воспитания, эффективного взаимодействуют педагоги с музыкальным руководителем в этом направлении. Экологические музыкальные занятия проводятся в виде путешествий, сказок. Это совместная деятельность многих педагогов – воспитателя, методиста, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя. Музыку используем в рамках продуманной системы обучения и воспитания, создали материально техническую среду, изготовили многофункциональные дидактические пособия. Для формирования положительного отношения детей к природе используем такие формы работы, как праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, наглядный многофункциональный и привлекательный дидактический материал изготовленный воспитателями детского сада.
Целью авторских пособий является- создание оптимально насыщенной целостной, многофункциональной, трансформируемой среды для обеспечения и реализации основной общеобразовательной программы детского сада, в совместной деятельности педагогов и специалистов, при проведении образовательной деятельности.
Ковры: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Весёлый огород», музыкальный «Чудо куб», Лэпбук «В мире музыке», музыкальный «Бизидом», музыкальный «Куб-трансформер». Назначение данных пособий, состоит в том, что бы каждый ребенок смог удовлетворять свои интересы, реализовывать свои возможности, создавать игровой сюжет и реализовать его, проявлять индивидуальные особенности игрового творчества. Все дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяют музыкальное восприятие в целом. Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к природным объектам и к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Развивающие дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить детей к основам экологической культуре. Основное назначение дидактических пособий, чтобы побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических и экологических пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В результате тесного сотрудничества музыкального руководителя с педагогами детского сада в экологическом воспитании детей через использование авторских развивающих пособий дало положительный результат. По итогам диагностики у детей сформировались важные ингегративные качества личности ребенка:
• проявляет любознательность, интерес к изучению природы;
• активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач;
• эмоционально отзывчив, проявляет чуткое отношение к природе;
• осознанно воспринимает образы природы в музыке;
• положительно и бережно относится к объектам природы;
• может рассказать о сезонных изменениях в природе;
• проявляет интерес к экологическим играм;
• может инсценировать содержание песен, потешек, хороводов;
• проявляет интерес к музыке;
• активно принимает участие в праздниках и развлечениях;
• расширился экологический словарь и кругозор;
• умеет описывать объекты природы и явления;
• имеет представления о труде взрослых в природе;
• умеет высказывать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки.