Елена Васильевна Алексеева
Конструирование как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений речевого развития является формирование у
дошкольников грамматического строя речи. Своевременное формирование
грамматического строя речи – важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого, так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формировании социальных связей. Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности. Это обуславливает актуальность проблемы развития грамматического строя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Одним из средств формирования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи является конструирование. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Основная задача – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.).
Публикация «Конструирование как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Конструирование или элементы конструирования могут быть использованы в самых различных направлениях коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей. Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок. После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определё нное значение: «за» – это «за», «перед» – это «перед», «справа» – это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения. При конструировании ребё нок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный– короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек. Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету. Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. В процессе конструктивной деятельности совершенствуются умения, навыки, умственное и эстетическое развитие ребенка. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет представления об окружающем мире. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.