Галина Солонская
Конспект занятия «Взаимопонимание» для школьников
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование у детей потребности в понимании другого человека.
Задачи:
Обучающие:
•Приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства;
•Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;
•Способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе.
Развивающие:
• Развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.
•Развитие творческих способностей, освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы;
Публикация «Конспект занятия „Взаимопонимание“ для школьников» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать индивидуальность.
Воспитательные:
•Привитие навыков общения и коммуникации;
•Формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям.
Способствовать осознанию ими значимости человеческого общения, уровня межличностных отношений в коллективе и своего места в его структуре.
2. Формирование навыков понимания друг друга.
3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о взаимопонимании, отношении друг к другу в нашем коллективе. Какие проблемы возникли у нас на прошлом занятии?.
Правильно, проблема постановки в пары. Мальчики не хотят танцевать с девочками, девочки не хотят танцевать с мальчиками.
Прежде чем мы начнем разбираться в этой проблеме, я прошу вас ответить на один вопрос. Возьмите листки бумаги. Внизу листа напишите фамилию, имя, чтобы потом листочки не перепутать. Теперь вверху листа напишите ответ на вопрос: «Почему я не хочу танцевать с мальчиком или, соответственно, с девочкой?». Отвечать прошу честно. Ответы мы зачитывать не будем, вы пишите это только для себя. Хорошо.
Теперь заверните листок так, чтобы вашего ответа не было видно. Мы вернемся к нему в конце занятия.
2. Основная часть.
Упражнение «Клубок».
Давайте встанем в круг. Вспомните события последней недели жизни вашего коллектива. Подумайте, кому бы вы хотели сейчас сказать «спасибо», поблагодарить за что-то. Держа в руках клубок, нужно назвать имя человека, которого вы хотите поблагодарить, и сказать, за то вы его благодарите, затем, намотав нитку на свой палец, перебросить клубок этому человеку. Поскольку клубок у меня, я и начну.
Образовалась «паутинка». Что вы представляете, глядя на нашу паутинку?.
Представьте, что это невидимые нити, которые связывают людей друг с другом. Попробуйте потянуть ниточку на себя. Что вы чувствуете?.
А теперь давайте натянем паутинку как можно сильнее. Что с ней может случиться?.
Теперь давайте ослабим наши нити. Вы чувствуете связь друг с другом?.
Так и человеческие отношения могут быть нормальными или натянутыми, ослабленными или разорванными.
Как вы думаете, что может быть причиной разрыва отношений?.
В жизни нам часто приходится страдать из-за того, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. А может быть мы сами излишне обидчивы?
Упражнение «Три сектора».
Перед вами три сектора «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ (по-разному бывает)». Когда я буду задавать вопросы, каждый из вас может переходить в тот сектор, который соответствует вашему ответу, т. е., если вы согласны с утверждением, то встаёте в сектор «ДА», если не согласны – то встаёте в сектор «НЕТ», а если вы сомневаетесь – то в сектор «МОЖЕТ БЫТЬ».
Легко ли вам испортить настроение?
Долго ли вы помните обиду и обидчика?
Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей-то недоброжелательный взгляд, едкое замечание, испачканный рукав?
Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?
Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?
Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?
Легко ли вас вывести из себя?
Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?
Подумайте над вопросами:
Как возникает взаимопонимание между людьми?
В чем причина отсутствия взаимопонимания?
Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?
Хорошо ли мы знаем друг друга?
Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, хорошо ли знаем их.
Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.
Давайте разделимся на три группы.
Задание «Словесный портрет»,
Дайте словесный портрет одного из своих товарищей. Другие группы должны отгадать, кто это? В характеристике обязательно отразить следующие пункты:
Физические данные (рост, вес, телосложение);
Внешность (цвет волос, глаз, эстетическая привлекательность и т. п.);
Выразительность поведения (осанка, походка, характер излюбленных жестов, мимика и др.);
Темперамент (вялость, пассивность, активность, быстрота смены эмоциональных состояний и т. д.);
Положительные черты характера;
Увлечения;
Привычки и слабости.
Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.
Просмотр фрагментов из мультфильмов «Гадкий утенок» и «Маугли». (о том, как их принимали в коллективе).
Вопросы для обсуждения:
- Что общего у героев этих сказок?.
- Как принимали их в коллективе?.
- Чью позицию вы принимаете?.
- Кому вы сочувствуете?.
- На чьем месте вы не хотели бы оказаться?.
- Была ли в вашей жизни похожая ситуация?.
Упражнение «Щепки на реке».
Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры – "берега" - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может кружиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда щепка проплывет весь путь, она становится краешком противоположного берега и встает рядом с другими.
Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время "плавания", описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
3. Рефлексия.
«Открой свою звезду».
Наше занятие подходит к концу. Возьмите свои листочки с ответом на первый вопрос, прочитайте его. Кому хочется изменить свой ответ? Почему? А кто остался на прежних позициях?
На этом столике вы видите звезды разных цветов. С их помощью вы сможете оценить свои действия и взгляды сегодня.
- Если занятие побудило вас к размышлению, заставило задуматься, выберите красную звезду.
- Если занятие ничего не изменило в ваших взглядах, выберите синюю звезду.
- Если вам захотелось изменить свое отношение к товарищам, выберите зеленую звезду.
Приступайте. Прочитайте, что написано на обороте ваших звезд.
А теперь все желающие могут поделиться своими мыслями, использую для начала своего выступления одну из этих фраз:
1. Во время занятия я понял (а, что …
2. Самым полезным для меня было …
3. На следующем занятии я хотел (а) бы…
И закончим мы наше занятие песней «Ты да я, да мы с тобой».