Папки-передвижки

Конспекты занятия по развитию речи

ольга тамайчук
Конспекты занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия развитие речи. Дата:___

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цели: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, формировать умение делить слова с открытыми слогами на части. Развивать звуковую культуру речи. Воспитывать интерес к познанию нового.

Ход занятия

Речевая разминка.

Публикация «Конспекты занятия по развитию речи» размещена в разделах

Повторение изученных скороговорок.

Игра «Не зевай - отвечай» воспитатель дает ребенку мяч, ребенок вспоминает и проговаривает скороговорку и передает мяч другому.

Разучивание скороговорки: Каша, каша, простокваша

Повариха наша Маша

Вместо каши на обед приготовила омлет.

Воспитатель: Ребята вы помните, что в прошлый раз приходил Незнайка за помощью?

ДЕТИ: Он не мог определить професии. Мы ему помогли.

Воспитатель: Незнайка вернулся в свой солнечный город и рассказал своим друзьям Пончику, Винтику, Знайке о том, как вы помогли разобраться ему с различными профессиями. И вот незнайка вернулся к нам снова. Он узнал, что вы скоро пойдете в школу и решил тоже вместе с вами готовиться к школе. А Знайка приготовил для вас и Незнайки интересные игры и задания со словами.

Воспитатель: Для начала Незнайка со своими друзьями предлагает нам подготовить свой язычок к работе. Сначала слушаем внимательно, потом говорим вместе со мной.

АД – АД – АД - наш любимый детский сад

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду

РА – РА – РА – нам готовят повара

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду

АС – АС – АС – няня кормит нас

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят здесь детей

Дети произносят вместе с воспитателем.

Игра «Назови одним словом»

Мяч, кукла, пирамидка, машинка – (игрушки)

Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка – (посуда)

Дуб, береза, ель, сосна – (деревья)

Роза, лилия, астра, тюльпан – (цветы)

Шуба, платье, брюки, майка – (одежда)

Трактор, машина, трамвай, мотоцикл (транспорт)

Игра «Договори слова»

Следующее задание. На листе написаны слоги. Ваша задача договорить слова.

Те ру жа но ши зе

Ф/минутка

Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз!

Д\И «Раздели на слоги»

А теперь будем делить слова на слоги: я вам показываю картинку, вы произносите слово, определяете, сколько в нем слогов.

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

Упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы

ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла

ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

"Лишнее слово"

ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например) :

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки.

Далее детям предлагается самим составить цепочку слов с одним лишним и загадать детям.

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью)

Организация окончания занятия.

Кружок «АБВГДейка» конспект занятия № 20 дата : 04.02.19 г

Тема: Звуки [Б], [Б']. Буква Б.

Цели: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [Б'] в слогах, в словах.

Знакомство с буквой «Б». Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК, БОК, БЫК.

Деление слов на слоги. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

Артикуляционная гимнастика.

1."Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд.

2 «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

3 «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Игра на звукоподражание «На птичьем дворе»

Наша уточка с утра «кря, кря, кря»

Наши гуси у пруда «га, га, га»

Наши курочки в окно «ко, ко, ко».

Ну а петя-петушок рано поутру «кукареку»

Что кричит ворона нам? «кар, кар»

Повторение скороговорки: Было весело на горке …

3. Сообщение темы.

- К нам в гости пришли весёлые клоуны Бом и Бим. А в имени Бом какой первый звук? (Звук [ б].) Ребята какой первый звук вы слышите в имени Бим? (Звук [ б’].)

- Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] и [б’] и научитесь их чётко произносить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Ребята давайте произнесём звук [ б]

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.

- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.

- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

5. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

- на барабане – бам-бом-бум-бим.

6. Развитие фонематических представлений.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [б], хлопните в ладоши.

Ха, ба, па, ты, бы, мы, бо, но, по, бу, ту, пу….

Игра «Поймай слово»

- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].

(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-назовите слова, которые начинаются со звуков б или бь.

-Назовите слова с данными звуками в середине слов. (обед, обувь, уборка, обруч и тд) В конце слова. 9хлеб, дуб, зуб. куб)

- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’] :

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

8. Произношение звука [ б] в связной речи.

- Повторите за мной чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба Не нужна уже труба.

Физкультминутка.

Я на скрипочке играю…

9. Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? (Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р, каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

Работа в тетради.

Организация окончания занятия.

- Вот вы и справились со всеми заданиями. Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали так много слов со звуками [ б] и [б’]. Давайте вспомним слова со звуками [ б] и [б’]. (Бант, бумага, белка, барабан, банка.) Ребята вам понравилось занятие?

Конспект занятия кружка «АБВГДейка» занятие 19 28.01.19 г.

Тема: Звуки [З], [З']. Буква З

Цели: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [З'], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. Учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова. Знакомство с буквой «З». Закреплять умение давать характеристику звуку.

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

-Мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. –Кто наши помощники?

-Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата:

«УЛЫБКА» : широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА» : языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА» : языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

Речевая разминка

1. Упражнение на звукоподражание

Часы тикают – ТИК — ТАК Вода капает – КАП — КАП – кап.

Малыш топает – ТОП — ТОП Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК.

2. Повторение скороговорки: Водовоз вез воду из водопровода.

3. Разучивание скороговорки: Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.

Знакомство с темой занятия.

Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки чаще встречаются.

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда.

Запустят звездолёт туда.

(Звук [з]). Давайте произнесем звук [з] все вместе. ….)

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] – гласный или согласный.)

Верно. Его нельзя петь. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?)

Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.). Твердый или мягкий?). Верно. Это согласный твердый звонкий звук.

Игра «Громко хлопай».

А теперь внимательно послушайте и хлопайте, как только услышите звук [з].

Материал: з, с, д, з, ж, з, т, ц, з, с; зап, ду, со, зу, жа, зо, то; зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый.

Молодцы!

3. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

з о н т р о з а в а з а з а б о р зь и м а зь э б р а

Определите место звука [з] в словах: забота, коза, зубы, медуза.

Разделите эти слова на слоги.

4. Чистоговорки.

Проговорим чистоговорки со словом коза

За-за-за-на лугу стоит коза

Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу

Зы-зы-зы- колокольчик у козы

Зе-зе-зе – травки мы дадим козе

За-за-за – уходи домой коза

Игра «Доскажи словечко»

1. Называем начало слова, дети договаривают:

За (бор, зе (мля, зу (бы, зо (нтик, зи (ма)

2. Загадки с договариванием:

Мчится что есть духу.

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (Зайка.)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Значит к нам пришла… (зима).

То вприпрыжку, то вприсядку,

Дети делают … (Зарядку) Главный наш источник света

Дарит жизнь зимой и летом,

Согревает нас всегда

Солнце — яркая. (Звезда)

В коридоре топот ног,

В класс зовёт детей. (Звонок)

Верёвка по земле ползёт,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я — … (Змея)

Знакомство с буквой З

На что похожа буква З?

На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три.

Работа по карточкам в тетради.

Кружок «АБВГДейка». Занятие №___ ___

Тема: Звуки [П], [П']. Буква П.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [П']. Учить давать характеристику согласному звуку. Знакомство с буквой П, учить находить данную букву среди других.

Повторить понятие «заглавная буква».

I. Организационный момент.

1. Общее расслабление «Снегопад»

Снежинки тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Снежинки нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами скрипят, шелестят, Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

2. Развитие мимических мышц.

Вот после снегопада выглянуло солнышко. Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись

3. Повторение скороговорки:

Водовоз вез воду из водопровода.

II. Введение в тему.

1. Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

Гномики принесли нам загадки

Попытайтесь их отгадать.

Проживает в странах жарких,

А в нежарких — в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

В магазин сейчас пойду,

Всё, что нужно мне, куплю.

Только если сумки нет,

Надо мне купить. (Пакет)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился. (Парашют)

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Твои помощники — взгляни —

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

2. Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Назовите картинки. Какой звук часто повторяется во всех этих словах? (звук П)

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

3. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

- Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

Расскажем о звуке П.

Как вы думаете, какой характер у звука П?

Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П - П – П мы его обозначаем синим цветом

А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.

4. Развитие фонематического слуха. Игра «Топай-хлопай»

Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – топаем, на звук П’ – хлопаем

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень

Игра «Место звука в слове»

Выделение звука П в словах.

Гномики приготовили еще одну игру.

На доске картинки Домики для гномиков, на столах у детей картинки, нужно для каждой картинки найти свой домик.

Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)

паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа…

III. Физминутка

IY. Соотношение звука с буквой.

Ребята, а вы знаете, звуки[п],[п'] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).

Пальчиковая гимнастика.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота)

Y. Работа в тетрадях.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование словаря и звуковая культура речи» 1. Развивающая речевая среда. Цель. Обогатить и уточнить представления детей о предметах ближайшего окружения. Дидактическая игра «Чудесный.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой речи» Задачи: Образовательные: развитие речевого творчества; формирование умения обобщать, классифицировать; учить слышать и выделять противоположные.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [с]» .

Конспекты игровых занятий по развитию свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Альбицкая Наталья Дмитриевна МБДОУ Детский сад № 20 «Дельфин» МО г. Саяногорск РХ, воспитатель старшей группы детей с ОВЗ Конспекты игровых.

Конспекты интегрированных занятий по развитию речи «Галерея шедевров» Занятие по картине В. Васнецова «Снегурочка». Тема: «Зима в творчестве русских художников». Цель: «Знакомство детей с новой картиной Виктора.

Конспекты занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста Организация: МБДОУ «Детский сад № 363 Камертон Населенный пункт: г. Нижний Новгород Величина БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Цель: Научить ребенка.

Конспекты занятий по познавательному развитию Конспект№1 Тема: «Наша группа». Цель: познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ» Программное содержание: • Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять.

Автор публикации:
Конспекты занятия по развитию речи
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 11:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятия по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем ольга тамайчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД