Плужникова Наталья Александровна
Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1
Тема: «Солнышкина семья»
Программное содержание:
– Познакомить детей с устройством Солнечной системы: Солнце, названия планет.
– Способствовать формированию элементарных представлений о Солнце, как огромной звезде, являющейся источником света и тепла; его роли в жизни всего живого на планете Земля.
– Развивать умение мыслить, делать умозаключения. Активизировать словарь детей.
– Воспитывать интерес, любознательность к познанию окружающего мира.
Материал:
Публикация «Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Наглядное пособие «Солнышкина семья»; большой мяч и горошина; игрушка Гном-Астроном; рисунок Планеты Земля (вид из космоса).
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
Воспитатель расспрашивает детей о близких людях, выделяя маму, делает обобщение.
Ребята, одним словом, у всех вас есть братишки и сестренки, папы и мамы, бабушки и дедушки. И всех их можно назвать одним словом – семья. Этот разговор я завела неспроста, ведь сегодня у нас пойдет речь об одной семье, дружной, но немного необычной, которая живет в космосе.
– Вы знаете, кто живет в космосе?
– Как вы думаете, кто в космосе может исполнять роль мамы?
– Почему вы выбрали Солнце, обоснуйте свой ответ?
Действительно, именно Солнце дает жизнь всему живому, несет свет, согревает нас. И сегодня мы познакомимся с Солнцем и ее семьей.
2. Беседа «Что такое Солнце?».
Ученые считают, что когда-то очень давно на месте Солнца был огромный, раскаленный шар, который в какой0то момент непонятно почему взорвался. В результате гигантского взрыва на месте огненного шара образовалось Солнце, а разлетевшиеся в разные стороны осколки превратились со временем в планеты.
– Что же такое Солнце? Какое наше Солнце?
Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей.
Солнце – это звезда, такая же какие мы видим на ночном небе. У вас может возникнуть вопрос: Почему эта звезда такая большая в отличие от других? Ответ прост. Наша звезда Солнце расположилась к нам ближе, намного ближе других звезд.
– Какого размера наше Солнце?
Когда мы видим Солнце, нам кажется, что это маленький кружочек. На самом деле Солнце – это огромный раскаленный шар – великан. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной (демонстрируем мяч с горошиной).
Без Солнца не было бы жизни на нашей планете Земля. Это поняли еще древние люди и поклонялись ему, как богу. Они благодарили Солнце за тепло и приветствовали его восход по утрам. Ведь именно благодаря ему – Солнцу, на Земле бывает день. Много стихов, песен, легенд и сказок написано в честь солнышка.
Солнышко, солнышко,
Освети нам полюшко,
Сосны золотистые,
Травы шелковистые,
Дай тепла немножко,
Обогрей нам ножки.
Воспитатель предлагает детям вспомнить названия сказок, легенд, рассказать стихи.
3. Беседа «Знакомство с Солнышкиной семьей».
Воспитатель обращает внимание на гостя (игрушку Гнома-Астронома).
К нам в гости пожаловал Гном-Астроном. Как вы думаете, почему его называют Астрономом? Астрономы – это ученые, которые наблюдают и изучают космос и все, что там есть (различные космические тела). Наш гость тоже любит наблюдать за различными космическими телами, поэтому и прозвали его Астрономом.
Наблюдая за Солнцем, Гном выяснил, что звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Гном-Астроном принес вам портрет Солнышкиной семьи.
Воспитатель выставляет наглядное пособие «Солнышкина семья».
Самые близкие родственники Солнца это планеты. Сколько же их? (дети пересчитывают). В Солнышкиной семье 9 планет. Планеты значительно меньше по размерам, чем Солнце. Они не излучают свет, а пользуются, согреваются теплом и светом своей звезды Солнца. Все планеты круглой формы.
В Солнышкиной семье царит порядок: никто не толпится, никто не толкает. Каждая планета движется вокруг Солнца по своей дорожке, по-своему пути и называется этот путь орбитой.
А сейчас мы познакомимся с планетами по порядку, начиная с той, которая ближе всего находится к Солнцу (рассказ сопровождается показом). Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Следующая планета – Венера. За Венерой расположена наша планета Земля, еще дальше – красная планета Марс. За Марсом – гигантская планета Юпитер (самая большая планета Солнечной системы). За Юпитером – Сатурн. Это тоже большая планета, у которой есть особый признак: Сатурн окружает тонкое кольцо. Далее идет планета Уран. За ней следует самая маленькая планета Нептун. И самая удаленная от Солнца планета – холодный Плутон. Он так далеко находится от Солнца, что до него практически не доходит тепло и свет звезды. Поэтому на Плутоне очень холодно, и он покрыт льдом.
Физкультурная минутка
(пальчиковая игра «Солнышко ясное!»).
Солнышко ясное, нарядись!
Солнышко красное, покажись!
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
(Рука собрана в кулак и движется снизу вверх).
Солнце в небе высоко
Греет, светит далеко!
(Раскрывают ладошку, раздвигают пальчики).
Цветочек проснулся,
К солнышку потянулся.
(Кистями рук изображаем, как раскрывается цветок).
Птичка проснулась, потянулась.
Крылышки развела, в небо полетела.
(С помощью кистей рук изображаем полет птицы).
Зайка проснулся, солнышку улыбнулся.
Прыг да скок, через кустик на лужок.
(Изображение с помощью пальцев прыгающего зайку).
4. Рефлексия.
Игровое упражнение «Отгадай загадки».
Воспитатель предлагает отгадать загадки и ответить на вопросы, тем самым, подводит итог занятию.
– Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это…
(Солнце)
– Что же такое Солнце?
– У этой мамы детки есть,
Легко могу их перечесть.
Вокруг мамы ходят,
Никуда не отходят.
(Солнце и планеты)
– Что за семья проживает в космосе?
– Сколько планет в Солнышкиной семье? Назовите их.
– Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
(Земля)
Мы (люди) живем на одной из планет Земля. Отыщите ее в Солнышкиной семье (показывают). Земля – третья планета Солнечной системы. Как и все она движется вокруг Солнца по своей дорожке – орбите. Только на нашей планете, благодаря солнечному теплу и свету существует жизнь.
Занятие № 2
Тема: «Планета земля – наш дом»
Программное содержание:
– Обобщать и углублять элементарные представления о планете Земля: огромный шар, большая часть которого покрыта водой (океанами и морями); кроме воды есть суша – твердая земля (материки – огромные участки суши); на суше есть равнины и холмы, реки и горы, пустыни.
– Формировать представление о Земле, как единственной планете в Солнечной системе, на которой существует жизнь (только на ней есть вода, воздух и земля); чувства восхищения и гордости за свою планету.
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материал:
Модель Солнечной системы, рисунок «Планета Земля из космоса».
Ход занятия:
1. Разминка «Что мы знаем о Солнышкиной семье».
Воспитатель выставляет модель Солнечной системы, с которой дети начали знакомиться на прошлой встрече.
– Ребята, кто помнит, что это? (Модель Солнечной системы).
– Что уже есть на нашей модели? Чего нет? (На модели есть солнце, но нет планет).
– Как вы думаете, почему нашу систему планет называют Солнечной? (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце объединяет все планеты).
– Что вы знаете о Солнце? (Солнце – ближайшая к нам звезда, которая дает свет и тепло).
– Почему планеты, вращаясь вокруг Солнца, не сталкиваются? (У каждой планеты свой путь, своя дорожка – орбита).
– Сколько планет в Солнечной семье? Назовите их. (Ответы детей).
2. Беседа «Планета Земля – наш дом».
На прошлой встрече я приглашала вас совершить космическое путешествие, «побывать» на всех планетах и правильно разместить их на модели. Но за один раз весь космос не облетишь. Мы будем по очереди посещать разные планеты. Будем «улетать» в космос и, конечно, возвращаться обратно. Но откуда мы будем улетать, и куда будем возвращаться? (Ответы детей). Конечно, на нашу родную планету. Как же называется наша планета? (Земля). Мы будем открывать чужие миры. А что мы знаем о нашем родном доме под названием Земля?
Воспитатель выставляет рисунок планеты Земля, выслушивает рассказы детей.
Мы живем на планете Земля, которая имеет форму шара. Поэтому мы часто называем нашу планету Земным шаром. Землю со всех сторон, словно «рубашка» окутывает воздух, состоящий из частичек воды и пыли. Иначе эту воздушную рубашку называют атмосферой. Этот атмосферный слой защищает всех нас от смертоносных космических лучей, космического холода и столкновений с метеоритами. Более того: мы дышим атмосферным воздухом. Сможем ли мы выжить, если атмосфера исчезнет? (Ответы детей). Если вдруг атмосфера исчезнет, мы не сможем прожить и нескольких минут.
3. Практическая часть «Знакомство с глобусом – моделью планеты Земля».
Сегодня люди достаточно много знают о своей родной планете. Свои знания об ее внешнем виде они отразили на модели Земли. Что это за модель? Догадались? (Ответы детей).
Воспитатель выставляет глобус, вращает его.
– Как вы думаете, почему глобус крутится, вращается вокруг себя? (Ответы детей). Оказывается, наша планета вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг себя, поэтому и глобус сделали вращающимся благодаря вот этой оси, проткнувшей глобус от «макушки» до другой «макушки».
– А как вы думаете, есть ли такая ось у нашей планеты? (Ответы детей).
Оказывается, есть, но она лишь воображаемая. Мы ее можем представить, а вот те места, где она проходит, называют полюсами. Их у Земли два – Южный и Северный полюса. Северный расположился сверху, а Южный – снизу (показываю).
Космонавты, впервые облетевшие нашу Землю, назвали ее голубой планетой. А теперь вопрос такой, так почему же голубой, наш общий дом, наш дом земной? (На нашей планете очень много воды).
Глядя на глобус, мы видим, что Земля покрыта многочисленными голубыми водами океанов. На Земле четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный. Самый большой из них – Тихий океан (показываем). Такое название дал ему Магеллан – великий путешественник. О нем вы еще узнаете. Когда он первым переплывал его, океан был удивительно спокойным и тихим. Но Магеллану просто повезло: на самом деле в Тихом океане очень часто бывают страшные ураганы и цунами – гигантские волны, обладающие страшной разрушительной силой. Кроме океанов на глобусе мы видим много морей, озер, рек и речушек. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и реки? (Ответы детей).
Но наша планета Земля – это не только вода, но и суша – твердая земля. (Воспитатель предлагает детям отыскать участки суши на глобусе). Ребята, эти огромные участки твердой земли назвали материками. Их шесть: Африка, Антарктида, Австралия, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. Последний материк имеет самые большие размеры, и его обычно делят на две части – Европу и Азию. На материках расположены равнины и холмы, горы и реки, озера и болота, пустыни.
– Как вы думаете, какой цвет выбрал художник для изображения равнин, рек и озер, пустынь и гор? (Предположения детей). На глобусе равнины изображены зеленым цветом, горы и возвышенности – коричневатым. Чем выше горы, тем темнее коричневый цвет у них. А вот пустыни художник действительно изобразил желтым цветом. Самая большая пустыня расположилась в Африке – Сахара. В какой бы уголок Земного шара мы не попали бы, всюду, и в воде, и на суше существует жизнь.
Подвижная игра «Вода, земля, воздух».
Воспитатель называет живое существо, обитающее в одной из стихий (воде, земле, воздухе). Дети изображают движениями ту стихию, в которой данное живое существо обитает: вода – руки в стороны, земля – приседают, воздух – руки вверх.
Например: слон – приседают, дельфин – руки в стороны, орел – руки вверх.
4. Рефлексия.
Вот и закончилось наше первое кругосветное путешествие по нашей планете Земля.
– Почему же нашу планету называют голубой?
– Чего больше на земном шаре: воды или суши?
– Назовите самый большой океан (материк).
– Без чего не возможна жизнь на планете Земля?
Красива и удивительна наша планета. Сколько живет человек, он всегда (всю жизнь) любуется ее красотами и постигает ее секреты и тайны.
Воспитатель предлагает детям образовать круг, читает стихотворение.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, тут – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Занятие № 3
Тема: «Отчего бывает день и ночь»
Программное содержание:
– Способствовать формированию представлений о том, что смена дня и ночи зависит от положения Земли по отношению к Солнцу.
– Закреплять представления детей о строении Солнечной системы.
– Активизировать мыслительную деятельность, словарь детей.
– Воспитывать желание, стремление добывать знания, познавать окружающий мир.
Материал:
Глобус, на котором в определенном месте прикрепляется флажок, настольная лампа, разрезные картинки «День, ночь»; рисунок «Сутки (день, ночь)»; набор картинок «Когда это бывает?»
Ход занятия:
1. Вводная часть. Разминка «Кто быстрее даст ответ?»
– Что за семья проживает в космосе?
– Какие родственники есть у Солнца? Назовите их.
– Почему планеты не сталкиваются друг с другом?
– На какой планете Солнечной системы живем мы?
– Какое место в Солнечной системе занимает планета Земля? Покажите.
– Влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле? Как влияет?
2. Беседа «Отчего бывает день и ночь?»
Игровое упражнение «Собери картинку».
Воспитатель предлагает двум детям собрать по частям две картинки и выясняет, как часть суток изображена на каждой из них (день, ночь).
– Чем похожи (отличаются) картинки? Как догадались? ( На одной изображен день: светло, в небе солнце, а на другой ночь: светит луна, кругом темнота.) Благодаря Солнышку на Земле бывает день и ночь. Причем, на смену дню приходит ночь, на смену ночи приходит день. Послушайте, как об этом написал один поэт.
Стихотворение «День и ночь»
Сев под липой на плетень,
Дожидался Ночи День.
Ждал ее до вечера
И пошел над речкою!
Только вышел из села –
Из-за леса Ночь пришла.
Ночь хотела встретить День.
Ожидала, не дождала,
По тропинке зашагала, –
А ушла за росный дол –
Из-за леса День пришел.
Ходят так в века вдвоем –
День за Ночью, День за Днем!
– Как вы думаете, могут ли день и ночь встретиться?
– Почему же день сменяется ночью, а ночь днем?
Воспитатель выслушивает ответы и обобщает их, используя рисунок «Сутки (день, ночь)».
Мы видим, как Солнце каждое утро появляется, встает на небе в одном месте, весь день передвигается по небу, а вечером скрывается, заходит на другом конце.
– Интересно, а вы никогда не задумывались, действительно ли Солнце движется? И куда же оно прячется на ночь, где ночует, ведь мы ночью его не видим? Что оно ночью делает, отдыхает как мы? (Ответы-предположения)
Солнце никуда не движется. Оно находится на одном месте, это видно на нашем портрете Солнышкиной семьи. Оказывается, оно никогда не отдыхает, Солнце – вечный труженик, всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится вокруг себя (показываем вращение глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.
Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь. Почему? (Туда не попадают солнечные лучи)
3. Практическая часть. Проведение эксперимента.
Воспитатель предлагает провести небольшой эксперимент.
Давайте представим, что настольная лампа – это Солнце, а Землю нам заменит глобус.
Воспитатель включает лампу.
– Посмотрите, всю ли Землю освещает Солнце? Какую ее часть?
– Где же день сейчас, где ночь? Покажите.
Сейчас я аккуратно прикреплю флажок к тому месту, где мы с вами живем. Посмотрите, освещен ли сейчас наш город? (Сейчас у нас светло, день) Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что наш город оказался на неосвещенной стороне.
– Как выдумаете, что сейчас скажут жители нашего города? (Сейчас у нас темно, ночь)
– Ребята, а когда снова будет день? (Когда Земля еще повернется, и нас опять будет освещать Солнце)
– Отчего же на Земле бывает день и ночь? (Оттого, что Земля вращается вокруг себя.)
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и образовать круг.
Запомните место, на котором вы стоите. А теперь давайте сделаем один круг и остановимся. Быстро мы это сделали? А вот Земле, чтобы сделать один круг – оборот потребуется целых 24 часа. Такой оборот планеты вокруг себя назвали сутками.
– Подумайте, на какие части делятся сутки? (Утро, день, вечер, ночь)
Подвижная игра «День, ночь».
Девочки изображают Солнце, мальчики Луну (образуя круги). На слова: День наступает, все оживает! (Девочки образуют круг, изображая Солнце, а мальчики изображают действия, которые люди выполняют днем). На слова: Ночь наступает, все замирает! (Мальчики образуют круг, изображая Луну, а девочки изображают действия, которые люди выполняют ночью – спят).
4. Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены различные действия людей. Дети должны определить, к какой части суток относится то или иное действие и назвать.
Например: Спящий ребенок (ночь, ребенок делает зарядку (утро, человек работает (день, человек проветривает комнату (утро, вечер) и т. д.
5. Рефлексия.
– О чем мы сегодня беседовали?
– Что нового вы узнали?
– Отчего же на Земле бывает день и ночь?
Воспитатель раздает детям альбомные листы, на которых нарисован круг, поделенный пополам, и предлагает детям изобразить смену дня и ночи на нашей планете.
Занятие № 4
Тема: «Отчего бывает зима и лето?»
Программное содержание:
– Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным существенным признакам: продолжительность дн6я и ночи, температурные условия, явления погоды, состояние растений, особенности жизнедеятельности животных.
– Формировать умение обобщать по существенным признакам, представление о том, что смена времени года происходит оттого, что Земля по-разному прогревается солнцем в разное время года.
– Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Материал:
Подарки в корзине от осени, дидактическая игра «Когда это бывает?», волшебный круг-диаграмма, по четыре разноцветные карточки на каждого ребенка (белая, желтая, красная, зеленая)
Ход занятия:
1. Вводная беседа «Какие хозяйки есть в природе»
Все мы – люди, животные, растения жители одной планеты Земля. У всех у нас один общий дом. В нем бывает солнечно и дождливо, тепло и холодно, ветрено и тихо. Что же это за дом? (природа).
Мы видим, что в нашем доме – природе погода бывает разной. Отчего же погода так меняется? Оказывается, в нем есть четыре хозяйки. Одна хозяйка сменяет другую. У каждой хозяйки свой характер. Вы этих хозяек знаете. Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.
- Я раскрываю почки
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зову меня… (весна)
- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен и елочек
Я… (осень)
- Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь! – приглашаю.
И любите за это вы все меня
Я… (лето)
Когда наступают
В лесу холода,
Неслышно ступая
По корочке льда,
Приходит хозяйка сюда
И белые кляксы
На землю роняет,
И в спорой работе себя обгоняет
И дом наш за час изменяет. (зима)
2. Основная часть. Беседа «Отчего бывает зима и лето?»
Что же за хозяйки есть у природы? Лето, осень, зима, весна – это времена года. Сколько всего времен года бывает? (Четыре) Каждое время года отличается погодой друг от друга. У каждого сезона свои приметы.
Сегодня одна из хозяек прислала нам подарки.
Выставляем корзину с подарками.
- Как вы думаете, какая из хозяек приготовила эти подарки? Почему? Какая погода осенью? (Осенью созревают семена, плоды, грибы, разноцветные листочки)
-Какое время года сейчас? (Осень)
Выставляем картину осени
– Что вы можете рассказать о погоде осенью? (Ответы детей)
– Что бывает после осени? Какая хозяйка сменяет ее? (Зима)
Выставляем картинку зимы
– Расскажите о погоде зимой.
– Какая хозяйка приходит на смену зиме?
Выставляем картинку весны
- Что вы знаете о погоде весной?
- Что бывает после весны? (лето)
Выставляем картинку лета
- Какая погода летом? (Ответы детей)
Посмотрите, что же у нас получается. Все времена года идут по кругу друг за другом. Почему же это повторяется целый год? Оказывается, это происходит потому, что наша планета кружится вокруг солнца. За год земля делает полный оборот вокруг солнца. При этом Земля по-разному подставляет солнечным лучам свои круглые бока. Поэтому зимой солнце скользит лучами по Земле и не согревает ее. Летом солнечные лучи падают прямо на поверхность Земли, поэтому в летние месяца много тепла и солнца.
Скажите, отчего бывает зима и лето? (Земля по-разному согревается солнцем, вращается вокруг него)
Воспитатель показывает круг четырехцветный.
- Из каких цветов он сделан?
- Как вы думаете, где какое время живет и почему?
3. Рефлексия.
Игра «Когда это бывает?»
У каждого ребенка по 4 карточки.
Ответьте на вопрос карточкой.
В какое время года собирают землянику?
Когда птицы улетают в теплые края?
Когда появляется лед на реке?
В какое время года чаще всего бывает гроза?
Когда птицы вьют гнездо?
Когда на дубе созревают плоды?
Когда заяц белый?
Когда люди собирают урожай?
Когда можно увидеть град?
Когда бывает ледоход?
Когда в городе можно увидеть снегирей?
Когда на деревьях появляются почки?
Отчего же бывает зима и лето?
Занятие № 5
Тема: «Как устроена природа»
Программное содержание:
– Познакомить с элементарным устройством природы на основе имеющихся у детей представлений.
– Формировать представления о животных, растениях и человеке, как о живых существах; умение составлять группы : природа – не природа (рукотворный мир); живая – неживая природа.
– Развивать логическое мышление.
– Воспитывать интерес к окружающему миру, наблюдательность.
Материал:
Панно (демонстрационный стенд); карточки «Природа Земли», «Живая природа», «Неживая природа». Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая – неживая природа»; рисунки курицы и одуванчика; схемы-модели признаков живого.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения и беседа «Что такое природа».
Предлагаем послушать стихотворение Л. Дайнеко:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем,
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– О каком доме идет речь в стихотворении?
Мы очень часто слышим слово «природа». Что вам представляется, когда говорят: «Чудесная природа! Поедим на природу. Отдохнем на природе». (Ответы детей.) Часто мы представляем встречи с природой в лесу, на полях и лугах, на берегу реки или моря.
– А в городе есть природа? Посмотрите вокруг и скажите, есть ли у нас в комнате объекты природы? А про себя вы не забыли? Человек – часть природы. Посмотрите вокруг и назовите объекты не природы.
– Почему же одни объекты относятся к природе, другие нет? Как разобраться? Что такое природа (не природа? (Предположения детей).
Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» – это все то, что сделано руками человека, иначе это рукотворный мир.
2. Работа с комплектом карточек «Природа – не природа».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, отобрать среди них те, которые относятся к природе, убрать картинки с изображением рукотворных предметов.
3. Работа с панно.
– Ребята, мы отобрали картинки с самыми разными предметами и объектами природы. А теперь посмотрите на это панно. Здесь написано «Природа Земли». Возьмите каждый по картинке с изображением природного объекта и разместите на панно. (Дети выполняют задание).
Подвижная игра «Где мы были, не скажем?»
Для игры выбирается водящий. Когда водящий выйдет из комнаты, дети договариваются, какой объект природы будут изображать. Вернувшись, водящий спрашивает у детей: «Где вы были? Что вы видели?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Дети изображают объект (зайца, медведя, рыбу, змею и т. д., водящий отгадывает.
4. Игра «Что может делать?».
Воспитатель выставляет по очереди рисунки курицы (одуванчика) и предлагает ответить на вопросы.
– Кто это?
– Что может делать курица (одуванчик?
– Всегда ли курица (одуванчик) была такой большой, взрослой?
– Что было с ней (с ним) раньше? А еще раньше?
– Что будет с курицей (одуванчиком) потом? А еще позже?
– Можно ли сказать про курицу и одуванчик, что они живые? Почему? (Ответы детей.)
Вы правы, и одуванчик, и курица живые, так как дышат, питаются, растут, двигаются и размножаются. С помощью схем – моделей это будет выглядеть вот так (выставляем схемы-модели, отражающие признаки живого и предлагаем детям отгадать, какой признак живого отображен на каждой из них).
– Сколько признаков живого мы выделили? Назовите их.
5. Работа с панно.
Что же получается? Оказывается, все объекты природы можно разделить на две большие группы : живую природу и неживую природу. Посмотрите на картинки, лежащие на столе. На них изображены те же предметы и объекты природы, что мы с вами расположили на панно. Предлагаю вам разделить картинки на группы : объекты живой и неживой природы, расположив их на панно под карточками «Живая природа», «Неживая природа» (дети выполняют задание).
– Кто составляет живую природу? Какие объекты относятся к неживой природе?
6. Рефлексия.
Воспитатель подводит итог (Как устроена природа).
На этом разделение природы не закончено и новые сведения об устройстве природы вы узнаете на одном из следующих занятий.