оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
4 неделя
Описание игрушек – собаки, лисы, лося
Цель: познакомиться с буквой «С». Отработать правильное произношение звуков [с; с’]
Задачи:
- Научить детей при описании игрушки называть её признаки;
- Упражняться в построении предложений и связывании их между собой;
- Запомнить букву С;
- Упражняться в правильной артикуляции звуков [с; с’]
- Научиться определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце слова.
Оборудование: игрушки – собака, лиса, лось, машина.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказок: р. н. с. «Лиса и собака», «Волк, лиса и собака», удегейская сказка «Как звери ногами менялись»
I этап
- Ребята, у нас в гостях сегодня три гостя, а кто это вы догадаетесь, если отгадаете загадки:
Проживает во дворе
В личном доме – в конуре.
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
- Ну конечно – это собачка. Опишите нашу гостью: «Наша собачка маленькая, белая с рыжими пятнами. Собака добрая, верная, она хороший друг»
- Что умеет делать собачка: «Она бегает, лает на кошек, сторожит дом, рычит…»
- Мы уже умеем протягивать первый звук в слове. Скажи, Настя, слово так, чтобы слышался первый звук. Какой первый звук в слове «собака»? Правильно, мы слышим звук [с]!
- Пришло время для новых открытий, мы с вами должны познакомиться с буквой «С», посмотрите, на что похожа буква «С»? (ответы детей) Наша буква похожа на луну, и мы снова изучаем звуковой стишок.
Отчего и почему
«С» похожа на луну?
Танечка, повтори ты стишок, а теперь Дима…
Ещё одна загадка:
Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней.
- Правильно. Это лиса. Лиса второй наш гость, и я прошу вас описать её : «Лиса пушистая, рыжая, хитрая, любит ловить мышей и может обмануть кого угодно!»
- Ребята, в слове «Лиса», тоже спряталась только что изученная нами буква. Давайте вместе её поищем. Протягиваем каждый звук в этом слове: [л-л-л-и-и-и-с-с-с-а-а-а]. Где наша буква? В начале, в конце, или в серединке? Правильно, буква спряталась в серединке слова. Молодцы, вы очень умные дети!
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый?
Ну конечно, это лось! Давайте мы его рассмотрим. Он какой? (Добрый, умный). Какого он цвета? (Лось оранжевого с коричневыми рогами). А рога, какие? (Большие, ветвистые). Что умеет делать лось? (Кушает травку, умеет сбрасывать рога)
В слове «Лось» мы тоже попробуем отыскать звук [с] – протягиваем звуки: [л-л-л-о-о-о-с-с-сь]. Слышите? Где спрятался наш звук? В начале, в конце, или в середине слова? Правильно, звук спрятался в конце слова.
II этап
- Теперь старшая подгруппа поработает самостоятельно (раскраски с изученными буквами (Рис. 4, а младшая подгруппа продолжает работать со мной.
- Анечка, скажи слово «лиса», так, чтобы слышался звук [с], молодец. Дима, повтори за мной: «Са-са-са - у меня лиса» Лиза, у кого лиса? (Лиса у Димы) А теперь скажи: «Са-са-са – у Димы лиса» Дима, передай Лизе лису, повторяй за мной: «Су-су-су – даю Лизе лису» У кого теперь лиса, Полина? (Лиса у Лизы) Повтори за мной: «Су-су-су, Дима Лизе дал лису» (далее в диалоге нужно задействовать всех детей).
III этап
Пришла пора нам немного подвигаться:
Собачка по траве бежала (бегут на месте,
Весело хвостом виляла (помахивают воображаемым хвостиком,
Кость у дома отыскала (приседают, поднимают воображаемый предмет,
Всю погрызла, искусала (имитируют жевание,
И в песочек закопала (сидя, «закапывают косточку»).
Шли лисята по дорожке (пальцы имитируют ходьбу по тыльной стороне ладони,
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой,
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).
Шёл по лесу лось-лось, (ходьба на месте, руки с растопыренными пальцами приставить к голове как лосинныерога)
Дерево тряслось-лось. (руки поднять верх и потрясти)
Бил копытом лось-лось, (ритмичные удары носком ноги об пол, руки имитируют рога)
Мышкам в норке не спалось. (руки к груди как мышиные лапки и потрясти-«мышки дрожат от страха)
Улыбнулся добрый лось, (улыбка и «рога»)
Чтоб всем весело жилось. (руками движения «фонарики» и покружиться на месте)
IV этап
- Младшая подгруппа может отдыхать. А мы вернёмся к нашим гостям.
- Давайте поиграем с игрушками (изображаю действия с помощью игрушек) :
Однажды лось решил искупаться. Он открыл кран (открываем вместе) : «чик-чик-чик». Потекла водичка: «С-с-с-с». ой (изображаем испуг, это холодная водичка, давайте добавим горячей: «чик-чик-чик», ну вот (вздох облегчения, водичка стала тёплой «Сь-сь-сь-сь». Посмотрите, в гости к Лосяшу спешит собака на машине, покажите, как она едет? В руки берём руль, поехали: «Ж-ж-ж-ж», ой, (изображаем испуг, спустили все четыре колеса «С-с-с-с». Давайте накачаем колёса, (изображаем насосы) : «Сь; сь; сь; сь». Ну вот, машина в порядке, поехали дальше: «Ж-ж-ж-ж». А вот и лисичка, она тоже спешит к Лосяшу на важное совещание, спешит и машет хвостиком (изображаем хвостик лисички, говорим не спеша) «С-с; с-с». Лисичка посмотрела на часы, ребята, часы на левой руке (смотрим на часы, поняла, что опаздывает и поспешила (произносим быстрее) «сь-сь; сь-сь». А вот и важное совещание, зверята никак не могут решить, у кого из них звук [c] – твёрдый, а у кого он мягкий? Мы можем помочь?
А для этого нужно вспомнить, как текла холодная водичка? «С-с-с-с» - мы слышали твёрдый звук [с], а тёплая водичка потекла, звук стал мягче [с’], спустились колёса «с-с-с-с», какой был звук? (твёрдый, а накачивали мы колёса «сь; сь; сь; сь», какой слышался звук? (мягкий). Шла лисичка не спеша «С-с; с-с», какой звук? (твёрдый, а когда стала торопиться «сь-сь; сь-сь», какой звук? (мягкий)
Теперь произносим слова «с-с-собака», какой здесь звук [с], твёрдый, правильно. «Лис-с-са», звук звук [с], (твёрдый, да. А «лос-с-сь?», какой здесь звук? (мягкий) Точно. Звук [c] бывает мягким и твёрдым.
- Что мы скажем нашим зверятам? В слове СОБАКА звук [с] какой? (твёрдый). А в слове ЛИСА? (твёрдый) Каков звук [с] в слове ЛОСЬ? (мягкий)
- Но ведь лиса, она хитренькая. Что если наша лиса, вдруг превратиться в лисичку? Давайте протянем звук [с] в этом слове: «лис-с-сичка», какой звук вы слышите? (мягкий) Правильно в словах «лиса» и «лисичка звуки [с] не одинаковые - твёрдый и мягкий соответственно.
V этап
- Давайте вспомним, кто приходил к нам в гости?
- Какую новую букву мы с вами узнали?
- А стишок, какой выучили?
- Буква С гласная, или согласная?
- Некоторые согласные звуки бывают твёрдыми и …. ?
- Молодцы, пришло время отдохнуть и поиграть.