Лучший педагог года

Конспекты занятий «Патриотическое воспитание детей»

Алёна Трушникова
Конспекты занятий «Патриотическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников

месяц содержание

сентябрь 1. «Ты стоишь, Москва святая, на 7 своих холмах»

2. «Русь»

октябрь 1. «С невелика, начиналась матушка-Москва»

2. «Поначалу в жизни нашей было всё не так….»

ноябрь 1. «Башни Кремля»

2. «Раскинулась моя страна от севера до юга»

декабрь 1. «Москва златоглавая из глубины веков»

2. «Берегите Россию, нет России другой»

Публикация «Конспекты занятий „Патриотическое воспитание детей“» размещена в разделах

январь 1. «Родной свой край люби и знай»

2. «Родина бывает разная, но у всех она одна»

февраль 1. «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва»

2. «История возникновения знамён»

март 1. «Символика Москвы»

2. «Если скажут слова «Родина»….»

апрель 1. «Я люблю тебя, Россия»

2. «Символика страны – Флаг, герб, гимн»

май 1. «Как велика моя земля, как широки её просторы»

2. «Этих дней не смолкнет слава»

Сентябрь

1. «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах»

Цель: познакомить детей с историей возникновения города и его названия, древними постройками; воспитывать интерес к истории родной страны.

Оборудование и материалы: иллюстрации с видом Москвы и его древних построек; репродукции картин А. М. Васнецова.

Ход занятия

Сегодня мы с вами поговорим о столице нашей Родины.

-Кто знает, как она называется?

-Что вы можете рассказать о столице? Какая она? (ответы детей)

Давайте посмотрим, какая наша столица красивая. (Выставляет на стенд иллюстрации с видом Москвы.)

-Вы узнаёте эти места? (дети рассказывают, что они видят.)

-Вы правильно сказали, что Москва очень красивый город. Но он ещё и очень древний. Что значит древний? (предположения детей.)

Древний-это значит, что он возник очень-очень давно. Давайте посмотрим на эти иллюстрации. (Выставляет иллюстрации Кремля.)

Это центр столицы. Когда-то, давным-давно, русские люди поставили свои первые дома. Сейчас трудно представить, что на месте современных домов и улиц некогда шумели дремучие леса, а вместо площадей были лесные поляны. И вот сюда пришли люди. Посмотрели. Места им понравились, и они решили здесь поселиться.

-А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (предположения детей.)

Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи.

-А где можно было найти воду? (Предположения детей.)

Да, в реке. В те времена в Москве-реке водилось много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, - недалеко от леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. И земля здесь была хорошая: можно было выращивать пшеницу.

Место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, можно оборонятся от врагов. Вот какое удобное место выбрали люди для Москвы. Но местность около реки была болотистой, и, чтобы добираться до воды людям приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали Мостквой, а потом короче-Москвой.

В те времена на Руси правили князья. Князь – это главный, старейшина. (Показ портретов русских князей.) Все слушались князя, он руководил войском, когда приходилось воевать.

Однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя.

-Как вы думаете, почему его так прозвали? (Предположения детей.)

Долгорукий – это долгая, или по-другому, длинная, рука. А дали князю такое прозвище, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те которые находились от него далеко. Итак. Юрий Долгорукий остановился в селении у реки Москвы, и очень ему это место понравилось – богатое зверьём, рыбой, удобное по расположению. И решил он построить город. А назвал этот город Москвой, как называлась река. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищать от врагов. Поэтому они обносили свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепость, (рисует на доске несколько домов, и обводит их линией.)

Шло время. Население росло, строились новые дома, места место внутри крепости не хватала, и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда наподдали враги, жители перебирались в крепость и сражались с врагом. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.

Сначала кремль был деревянным (показ иллюстраций деревянного кремля.) Но во время нападений его не раз сжигали. Спустя много лет другой князь – Дмитрий Донской решил построить в Москве кремль из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. (Показ иллюстраций каменного кремля.) Он простоял сто лет, это очень много. Но со временем начал разрушаться.

Москва уже стала большим городом. Великий князь Иван 3 решил построить новый кремль. Но так, чтобы он был не только мощной крепостью, но ещё и самым красивым городом в России. В те времена самые лучшие в мире мастера строители жили в Италии. Вот оттуда и пригласил 3 мастеров. Начали они строить тот самый кремль, который на Красной площади. Строили более 10 лет. Итальянским мастерам помогали русские. И стоит этот Кремль – красавиц до сих пор.

-Как выдумаете почему он сохранился? (Предположение детей.)

С большой любовью строили люди Московский Кремль, очень старались. Уже давно нет этих мастеров, а мы до сих пор помним о них. Вот какой древний город Москва! Это очень красивый город. Все любят его. Поэты писали о нём стихи, композиторы посвящали музыку, художники запечатлевали его на картинах. (Показывает репродукции картин.)

В конце занятия дети подводят итог.

2. «Русь»

Цель: познакомить детей с историей нашего государства, сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказкам и с изображением древних поселений, игрушка медведь, записи русских народных песен.

Ход занятия

Звучат русские народные песни. В руках у воспитателя игрушка медведь.

Ребята, кто знает, в какой стране мы живём? (В России.)

Выслушав ответы, медведь говорит:

-Я расскажу вам, как появилась Россия, или, как раньше её называли Рось.

Давным-давно, когда ещё не было городов, жили люди небольшими селениями, обрабатывали землю, жали с помощью серпов рожь, пшеницу, собирали в лесу вместе с детьми ягоды и грибы. Мужчины с помощью лука и стрел охотились на мелкого зверя: белку, куницу, соболя, бобра. Медведь тогда считался священным животным и назывался россом. Нельзя было даже произносить вслух это имя, чтобы не навлечь беду, так считали наши древние предки. Поэтому и называли его не россом, а медведем –«мёд ведающим.»

Со временем название росс забылось лишь почтительное прозвище медведь. Место, где жили россы – медведи, стали называть Рось, потом – Русь, Россия. Наши предки думали, что они от медведей произошли. Правда, потом поняли, что это не так, и перестали бояться косолапых.

Это нашло отражение в сказках. Сначала медведя изображали этаким особенным животным, которое наказывает людей за непочтительное отношение к себе.

-Вспомните сказку «Медведь – Липовая нога». Что произошло с героями сказки? Почему? (Ответы детей)

Но потом медведь превратился в сказках в глупого, смешного простофилю. Его стали высмеивать, как бы говоря: «Чего такого боятся, смех один!»

-В каких сказках мы видим медведя, которого легко обманывает человек? (Ответы детей)

Это одна версия, почему наша страна называется Россией. Вторая версия – что это название пошло от маленькой реки Россы, около неё жили наши предки. Росса впадает в большую реку Днепр, которая протекает через всю нашу страну. Вот что рассказал вам об истории Родины медведь.

-Какие вы знаете сказки с участием медведя? («Три медведя», «Колобок», «Теремок».)

-Как ласково можно назвать медведя? (Машенька, мишутка, медведюшка.)

-А как называют большого и грозного медведя? (Медведище.)

-Как называют его уважительно? (Медведюшко-батюшка, Топтыгин, Михайло Иванович, Михайло Потапович.)

-А если в сказке глуповатый, смешной, как его можно назвать? (Косолапый, медведь-простафиля.)

-А как называют детеныша медведя? (Медвежонок, мишутка.)

В названии каких животных есть звук «ш»? (Мышка, лягушка, шмель, петушок….)

Прочитать скороговорку «Пыхтит, как пышка, пухлый мишка» затем дети произносят её с разной интонацией и прощаются с мишкой.

Октябрь

1. «С невелика, начиналось матушка-Москва»

Цель: расширять представления детей об истории создании Московского Кремля, воспитывать интерес к истории.

Оборудование и материалы: иллюстрации из серии «Древняя Москва»

Ход занятия

Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда Москва только образовалась. (Звучит музыка «Рассвет на Москве-реке» к опере М. Мусоргского «Хованщина».)

Мы не знаем точно, как возникали великие города. Зарождение Москвы – тоже тайна. Однако из древнейших преданий гласит, что город основал внук библейского Ноя, царь Мосох Иафетович, которого считали родоначальником славяно-российского народа. Другая легенда рассказывает, что Илья Муромец, возвращаясь из Киева, домой, умер в дороге и был погребён в кургане близ полноводной реки. На этом месте возникло поселение, а затем и древний город.

Представьте себе, что мы с вами перенеслись на много-много лет назад. Вместо современного города с большими домами, асфальтированными улицами, автобусами и троллейбусами мы увидели бы на холме маленький деревянный городок за высоким тыном, под холмом – реку, а вокруг – густые, дремучие леса. Городок тот назывался Москва – по реке, протекавшей под ним, и жили здесь славяне из племени вятичей. Пахали они землю, ловили рыбу, собирали в лесу мёд, разные ягоды, охотились на дикого зверя. (Показ «Москва-городок и окрестности» А. М. Васнецова.)

Земли, где жили славяне-вятичи, вместе с лесами, рекой, деревнями и самим городком Московом принадлежали князю Юрию по прозвищу Долгорукий. Однажды объезжал князь со своей дружиной свои владения. И вот среди глухих лесов и непроходимых болот на высоких холме видит он небольшую крепость, окружённую частоколом. Живший здесь боярин Стефан Кучко не встречает знатного гостя, не ведёт в свой терем. Удивился князь и послал своих дружинников узнать причину. А Кучко гордый был, непокорный. Велел передать князю, чтобы проезжал дальше своей дорогой, пока цел, потому как скоро он, Кучко, сравняется с ним богатством и силой. Не стерпел Юрий Долгорукий такой обиды и приказал убить Стефана.

А у того боярина было трое детей : два сына малолетних и красавица дочь Улита. Князь Юрий женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Стефана и повелел ему отныне жить в Москве, братьев Улиты отдать ему в услужение.

Москва строилась не сразу. Вначале выросла деревянная крепость. Тихо и незаметно простояла Москва больше ста лет, пока не пришла с Востока на Русь страшная беда. Ордынский хан Батый с несметным войском напал на русские княжества, сжигая и опустошая все на своём пути. Не устояла и Москва. Надолго воцарилось татаро-монгольское иго.

Но современен Москва стала возрождаться, а особенно окрепла, когда на престол вступил князь Иван Калита. Был он умным и хитрым. Понимал, что Русь ещё слаба и не сможет одолеть врага. Стал тогда Калита ездить в Золотую Орду к ханам и их жёнам с дорогими подарками. А за это татары не нападали на Москву целых сорок лет. (Показ из серии «Древняя Москва в творчестве А. М. Васнецова». Звучит музыка Г. Свиридова, слова А. Барто «Песня о Москве».

2. «Поначалу в жизни нашей было всё не так….»

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, сформировать понимание слова «предки», уточнить виды занятий славян в древности.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением древних славян, древних поселений.

Ход занятия

История нашей страны начиналась в давние-давние времена, когда не было ещё на земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни бабушек и дедушек, ни даже нашей строны-России.

Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, селились наши далёкие предки.

-Как вы думаете, кто такие предки? (Ответы детей)

Предки это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад, там, где сейчас живём мы. Лес давал людям дрова, пищу, из леса строили жилища, в нём прятались при нападении врагов, а река давала рыбу, воду для питья, хозяйственных нужд. Она служила преградой, помощью в обороне. Не зря говорилась: «Огонь – беда и вода – беда, а пуще беды-без огня и без воды», «Возле леса жить – голодному не быть».

Первыми поселились на территории русской земли древние славяне. Славяне – значит славные, хорошие люди, достойные, гордые, красивый и храбрый народ. (Показ иллюстраций.)

Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выгладили? (Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид древних славян: голубые глаза, светлые волосы, высокий рост.)

Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из брёвен сообща, помогая, друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжёлыми брёвнами. Да и выжить ему в те временна в одиночку было невозможно. Нужно было защищаться и от диких зверей, и от врагов, поэтому вокруг поселения строили высокую изгородь – частокол.

Мужчины занимались охотой и рыбалкой, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные травы, ведь аптек тогда небело. Жили славяне большими группами – племенами. Из - за того, что дома были из дерева, их поселения стали называть деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем именовать русскими землями.

Позже славяне стали заниматься скотоводством и земледелием. Они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю и научились выращивать хлеб. Им приходилось очень много трудится. Только представьте в те временна небело никакой техники и машин, которые помогали бы людям, и всё приходилось делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб. Вот как трудились наши предки.

В те далёкие времена не было магазинов, поэтому людям приходилось делать всё самим.

-Как вы думаете, что нужно человеку для жизни в первую очередь? (Ответы детей.)

И одежду, и посуду и обувь, и оружие для охоты всё славяне делали сами. Они научились шить, делать иглы из кости, вместо ниток использовали тонкие жилы животных, плели лапти, делали луки, копья, стрелы, а также орудия для обработки земли. Так появились первые ремёсла и мастера, которые научились делать свое дело лучше других.

Постепенно деревни, становились всё больше и больше. Появились первые города. Строили их на высоких берегах рек и озёр. Вода и крутые берега хорошо защищали от врагов. С высоты легче заметить их приближение. Славяне строили препятствие – выкапывали ров, насыпали высокий земляной вал. Со всех сторон город окружали деревянными или каменными стенами. С таких стен стреляли по врагам из луков, бросали вниз камни, лили кипящую смолу. Попасть в такой город можно только через ворота, которые охранялись.

Главным городом Древней Руси был Киев – самый красивый и богатый город того времени. О древнем Киеве было известно далеко за его пределами. Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. Он заботился о своём народе, о защите государства от врагов. При Ярославе Мудром древнерусское государство продолжало расти и процветать. Русь стала одной из самых могучих стран того времени.

Наша древняя столица

Кончаловская Н.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Ноябрь

1. «Башни Кремля»

Цель: закрепить знание детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля; познакомить с планом Кремля, рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать в детях любовь к Москве.

Оборудование и материалы: схема Кремля, иллюстрации с изображением башен Кремля и его общим видом.

Ход занятия

Воспитатель выставляет изображения Кремля. Ребята вы узнали это место в Москве? Что это? (Кремль)

Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль, каким он был сначала… (показ деревянного и белокаменного кремля.)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представляет собой Кремль. Мы уже говорили, что Кремль это крепость.

-Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите: а как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы.)

Да, стены Кремля и в самом деле очень высокие с трёхэтажный дом, а в некоторых местах и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас трудно, а в те времена было ещё труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля? Через них защитники крепости стреляли во врагов. На внутренней стороне стен находится боевая площадка. Здесь люди могли не только стоять, но и передвигаться от одной бойницы к другой.

Выставляет схему Кремля, посмотрите на схему, на ней очень хорошо видны все башни Кремле. Попробуйте их посчитать. Итак, мы с вами насчитали 20 башен.

-А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположение детей.)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там же находились продовольствие, вода, оружие.

-Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние.)

-А одинаковая ли у них форма? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)

-Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три)

-Где они находятся? (По углам.)

А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположение детей.)

Круглые башни были наиболее прочными, из них можно вести обстрел вкруговую, потому что врага видно не только впереди, но и вдоль всех стен.

В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля. Одна из башен так и называется – Водовзводная. Она качала воду из Москвы-реки в кремлёвские сады и дворцы. Это очень красивая и стройная башня.

По названиям башен можно узнать, для чего они предназначены. Вот, например, эта башня называется Угловая Арсенальная. (Как вы думаете для чего она)

Арсенал это склад оружия. А вот эта башня называется Оружейная. Вы уже догадались для чего она.

А башня Набатная имеет свою историю. Повесили колокол. В него били, когда надвигалась опасность.

В Троицкой башне есть отводные башни-стрельницы, проездные ворота, глубокие подвалы, часы. В двухэтажных подвалах долгое время хранили оружие.

Кремль занимает много места. Везде проходят стены, и негде нет просвета. А как же можно войти в Кремль? (Предположения детей.) Да через ворота которые строго охранялись. Ворота располагались так чтобы в Кремль можно было пройти со всех сторон. С двух сторон Кремля протекают реки, ас третьей стороны вырыли огромный ров. Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью. Не случайно никому не удалось эту крепость покорить. Много-много лет назад построили этот красавец Кремль итальянские и русские мастера, но до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

Чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва», звучит песня О. Газманова «Москва».

2. «Раскинулась моя страна от севера до юга»

Цель: познакомить детей с историей государства, учить поддерживать непринужденную беседу.

Оборудование и материалы: иллюстрации, детская литература.

Ход занятия

Нам всем хочется узнать, как жили люди в далёкие времена, когда не было ещё письменности и не осталось никаких других свидетельств тех времён, кроме предметов, созданных руками человека, наскальных рисунков, древних сооружений. Это было давно.

Русь – страна равнинная, в ней нет высоких горных хребтов, которые могли бы быть преградой для завоевателей, поэтому наша земля часто подвергалась нашествиям полчищ диких кочевников. В те времена россов окружали другие народы – племена: половцы, хазары, печенеги…. Они были очень воинственными: совершали набеги на русскую землю, угоняли в плен женщин, детей, мужчин, грабили селения. Чтобы противостоять врагам, россы стали строить пограничные заставы: рубили деревья, а также делали из брёвен ограждения, чтобы через них не могли пройти кони.

В то время вооружённые люди передвигались верхом на конях машин тогда не было. На высоких холмах находились наблюдатели, при обнаружении врага они зажигали костёр, дым от которого был виден далеко и служил сигналом опасности.

Россы тоже нападали на другие племена они покоряли их, заставляли платить дань. Постепенно в племенах россов произошло расслоение одни беднели, другие богатели. Большую часть получал вождь племени и он был самым богатым человеком.

Первоначально россы жили возле реки Россы, протекающей около города Киева. Потом они присоединили к своим землям земли вятичей, живших по берегам реки Вятки, а также земли других племён. Киевская Русь была очень сильным государством не только потому, что присоединила к себе много земель других племён, но и потому, что стремилась жить в дружбе и мире с другими с сильными государствами. С Киевом мечтали породниться многие королевские дворы. На русских княжнах были женаты французский, норвежский и венгерский короли.

Одним из богатейших городов мира в те времена был Константинополь – столица Византийского государства, его ещё называли Царьград (город царя). Купцы (торговые люди) со всех частей света съезжались в Царьград со своим товаром. Наш князь Владимир породнился с византийским царём из рода Мономахов. Раньше в России было много княжеств. Князья заботились только о собственной выгоде и воевали друг с другом, чтобы расширить свою власть и обогатиться. Это ослабляло Русь, и делали её уязвимой перед врагами. Владимир Мономах объединил разрозненные русские княжества в единую Русь, и Россия стала крепкой и сильной державой.

-Ребята сегодня вы узнали много интересного из истории нашей страны.

-Скажите, как россы охраняли своё государство от набегов врагов?

- Что такое дань?

-Почему Константинополь – столицу Византийского государства русские называли Царьград?

-Что такое дружина?

-Почему Владимир Мономах стремился объединить все княжества в единую Русь?

Сначала на Руси все княжества жили врозь, а когда Владимир Мономах их объединил, они стали жить (Вместе.)

Русь сначала была слабым государством, а после объединения княжеств она стала…. (Сильной.)

Заканчивается занятие чтением стихов о Родине.

Декабрь

1. «Москва златоглавая из глубины веков»

Цель: расширить представления детей об истории Московского Кремля, памятниках культуры, находящихся на его территории; воспитывать чувство любви и уважения к историческому наследию.

Оборудование и материалы: комплекты открыток «Московский Кремль», древняя Москва в творчестве А. М. Васнецова, аудио запись «Красный праздничный звон».

Ход занятия

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

В. Брюсов

При московском князе Иване 3 стала Москва столицей всей Руси. Нужно было её украсить. Итальянские мастера построили новый Кремль, который стоит и поныне.

На территории крепости располагался целый город со своими воротами.

Многие годы в Кремле находилась царская резиденция – государев двор. Здесь располагались жилые терема, которые начинались с третьего этажа и занимали два этажа. На третьем этаже – служебные помещения, а на четвёртом – жилые покои. А на верху стоял теремок, где играли царские дети.

Прошли века. Многое изменилась на территории Московского Кремля. Но и сегодня мы видим сохранившиеся здесь белокаменные храмы и соборы с золотыми куполами, сказочные терема.

Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. Вверх на колокольню вели ступени. Нужно было сделать 329 шагов по каменным ступеням.

Звучит фрагмент грамзаписи звона колоколов.

На соборной площади мы видим Царь – пушку (показ иллюстрации). Царь – пушка всем пушкам пушка! Царь пушку назвали так потому, что она была огромных размеров и на её дуле был изображён царь на коне. Вот чудо так чудо, которое отлил четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.

А вот ещё одно чудо. Это знаменитый Царь – колокол (показ иллюстрации). В мире нет более тяжёлого, чем этот. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.

Как же кусочек от него отломился? Начался пожар в Москве, а колокол в яме лежал. Его захотели спасти и стали поливать водой. Раскалённый металл и треснул.

Ни кто не собирается сегодня стрелять из Царь – пушки или звонить в Царь – колокол. Но все, глядят на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах – умельцах матушки России.

Есть в Кремле Гранатовая палата. Здесь русские цари принимали знатных иностранцев. Послы из разных стран приезжали в Москву. Гранатовая палата поражала иностранных гостей своим богатством и великолепием. Наша страна была очень сильной и богатой, все хотели с ней дружить. Слава о Великой Руси расходилась по всему миру!

Чтение стихов О. Александровой о Московском кремле.

Гранатовая палата – это великолепный зал, в котором находятся трон русского царя, символы царской власти: скипетр и держава (показ иллюстрации).

Где можно увидеть изображение скипетра и державы? Правильно, на российском гербе в лапах у орла!

Гости Москвы стремятся посетить Оружейную палату и Алмазный фонд, в которых собраны произведения искусства, личные вещи государей, предметы старины, украшения, имеющие историческую ценность.

Давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены эти исторические ценности.

А это что за здание? Посмотрите, какое оно красивое, почти всё сделано из стекла и кажется лёгким и воздушным, а вечером оно светится. В нём проходят различные мероприятия. Это Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 20 веке (показ иллюстрации).

В Кремле работает Правительство России. Кто является главой нашего государства? (Показ портрета Президента Российской Федерации.)

2. «Берегите Россию, нет России другой»

Цель: обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

Оборудование и материалы: репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязи на распутье»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; слайды И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей –разбойник», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».

Ход занятия

Во все времена на защиту нашей Родины вставали храбрые, смелые воины. Славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями. Народ сочинял о них легенды, сказки, поэмы, которые передавались друг другу. Русские люди слагали былины. Былины от слов «быль», «было». Ходил сказатель из селения в селения и рассказывал былины.

- В каких произведениях рассказывается о богатырях? («Соловей разбойник»; А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».)

Богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших дней.

Посмотрите, как русский художник В. Васнецов изобразил трёх могучих богатырей. На картине три всадника в чистом поле. Они «примечают, нет ли где врагов, не обижают ли кого». Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович – настоящие воины, защитники земли русской, которые стерегли её границы и покой.

- Посмотрите, как они одеты? (У каждого кольчуга, шлем.)

- Какое у них оружие? (Лук, стрелы, копьё, меч, щит, булава.)

- То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

В центре картины – Илья Муромец, крестьянский сын, славный богатырь. Он надежен, силён, мудр, во всём его облике чувствуется мощь, сила и мудрость. Илья хорошо вооружён. Он любит Родину и честно ей служит, зорко всматривается вдаль: не видно ли врага?

По приданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и назвали его Муромец. Просидел он ровно тридцать лет на печи: ни ногой, ни рукой шевельнуть не мог. И такая в нём сила накопилась! Предсказали ему странники, что станет он могучим богатырём, которого никто не сможет победить. Эти слова в точности исполнились

Слева от него на белом коне – Добрыня Никитич. Он из княжеского рода, вежливый, образованный, хорошо воспитанный, богато и нарядно одетый. Сидит Добрыня на белом коне. Нет никого вернее и преданнее этого богатыря.

В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чисто поле сражаться с врагами. Совершил он много славных подвигов: защищал землю русскую от врагов и даже одолел страшное чудище – Змея Горыныча. Добрыня Никитич лучше всех стрелял из лука, умел играть на гуслях и петь.

А самый юный богатырь – Алёша Попович, поповский сын. Он справа от Ильи Муромца. Самый шустрый, бойкий из богатырей, самый весёлый богатырь. Он побеждал врагов не только силой, но и умом, хитростью и отвагой. Рыжий конь у Алёши низко опустил голову, чтобы траву пощипать, но уши навострил. Не смотрит Алёша в сторону врага, а лишь косит да тугой лук наготове держит.

По преданию, Алёша Попович защищает Киев от врагов, попорол огромного Змея.

Во все времена защищать родную землю считалось делом почётным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Когда вы будете учится в школе, узнаете, сколько раз приходилось русским воинам вставать на защиту нашей Родины. Наши мальчики, когда вырастут, тоже пойдут служить в армию. Но чтобы обладать такой могучей силой, какая была у русских богатырей, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закалятся.

Теперь послушаем песню, музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила».

Январь

1. «Родной свой край люби и знай»

Цели: поддержать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине; воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города, страны.

Оборудование и материалы: изображение гербов Москвы, Новокузнецка, изображение флага России.

Ход занятия

Ребята, вы уже немало знаете о родном крае и городе, в котором мы с вами живём. Сегодня мы проведем конкурс «Знатоки родного города». Победители получат призы. Вы будете отвечать на вопросы, а я за правильный ответ буду давать фишки. У кого фишек будет больше, тот и победит. Но одно условие: кто знает ответ, тот поднимает руку, а не выкрикивает с места.

А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы. Готовы? Тогда начинаем!

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

- Как называются люди, живущие в России? (Россияне.)

- Назовите столицу России. (Москва.)

- А как называются люди, живущие в Москве? (Москвичи.)

- Как называется город, в котором мы живём? (Новокузнецк.)

- Как называют людей, живущих в Новокузнецке? (Новокузнечане.)

- Как называется наш детский сад? («Колокольчик».)

- Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (40 лет В. Л. К. С. М.)

- Название, каких улиц города вы знаете? (Тореза, Климасенко, Горьковская, и т. д.)

- Какие города расположены по соседству с нашим городом? (Киселёвск, Прокопьевск, Междуреченск, Белова и т. д.)

- Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Томь.)

Проводится физкультминутка

А теперь посмотрите внимательно, что это за символы? (показ гербы.)

- Правильно это гербы. А что такое герб? (отличительный знак города, страны.)

- Покажите, пожалуйста, гербы России, Новокузнецка. (Дети находят и показывают гербы.)

Герб благодаря своему особому символическому языку может многое поведать о родном крае и родном городе.

Флаг России – святыня и гордость нашего государства, он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины. Флаг Новокузнецка – святыня и гордость нашего города. Флаг почитают и берегут. Его поднимают в самых торжественных случаях. А сейчас давайте прочитаем стихи о нашем городе.

Любимый, светлый, ласковый наш город.

Живи, цвети, расти и ввысь, и вширь.

Пусть беды нас минуют и ненастья,

А жителям его – побольше счастья!

В завершении занятия звучит песня «Родные места», музыка Ю. Антонова, слава М. Пляцковского.

2. «Родина бывает разная, но у всех она одна»

Цель: расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к славному прошлому.

Оборудование и материалы: запись песни о Родине, детский атлас мира; портрет президента Р. Ф. изображения государственного флага и герба России; запись гимна РФ; рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество», музыкальный фрагмент «Славься, славься!» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Ход занятия

Звучит песня «С чего начинается родина», музыка М. Матусовского, слова В. Баснера.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о нашей Родине.

- Назовите город, в котором мы с вами живём. (Ответы детей.)

Москва – главный город нашей страны, её столица. О Москве написано много стихов, песен, её рисовали много художники, а народ сложил пословицы и поговорки.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о Москве, читают стихи И. Векшегоновой «Москва», Т. Ходаковой «О Москве», Ф. Глинки «Москва».

- Ребята, как называется наша страна?

- А как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)

Родина – это место, где мы с вами живём, где живут наши бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы вашего дома.

Мы с вами живём в прекрасной стране России. Люди, которые живут в нашей стране, называются…. (Россияне.)

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

- О чём этот рассказ?

- Как ещё можем назвать Россию?

- Почему мы называем Россию Отечеством, Родиной матушкой?

Воспитатель на географической карте показывает территорию нашего государства.

Посмотрите, где расположена Россия на географической карте. Она занимает большую территорию. Вот какая большая наша страна!

В России живут люди многих национальностей, говорят они на разных языках, но все хорошо знают русский язык.

У каждого народа есть слова, характеризующие его мудрость, черты характера, ловкость, смекалку, трудолюбие. Это нашло своё отражение в пословицах, поговорках, народных песен, играх и народном творчестве для детей.

Воспитатель проводит примеры, дети вспоминают потешки, короткие стихи, пословицы, детские песенки, характеризующие народную мудрость.

У любой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России. (Показ один за другим государственных символы России.)

- Где можно увидеть изображение флага (герба) России?

- Когда исполняется гимн России? (ответы детей.)

- Как зовут нашего президента? (Демонстрация портрета президента России.)

Дети читают стихотворения о родной стране: М. Пляцковский «Родина», Л. Некрасова «Эта наша Родина», Е. Аксельрод «Наш дом»,

Н. Гусев «Берегите Россию».

Россия – древнее, могучее государство. Какими словами мы можем выразить любовь к Родине? (Любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная.)

Мы прославляем Россию в стихах и песнях.

Звучит фрагмент «Славься, славься!» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Февраль

1. «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва»

Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; дать представление о том, сто Москва – столица России, в которой есть спортивные и культурные центры, и что она связана с другими городами страны железнодорожными, водными и воздушными путями.

Оборудование и материалы: слайды с видами Москвы и московских вокзалов, записи: «Вдоль по питерской», «Красный праздничный звон», «Рассвет на Москве-реке» (отрывок из оперы М. Мусорского «Хвощина»).

Ход занятия

Прекрасный город Москва, столица нашей Родины. Недаром говорится: «Москва – всем городам мать». Москва, величавая и прекрасная, древняя и мудрая, золотится куполами, шелестит листвой деревьев, зовёт прогуляться по её улочкам, бульваром. Колокольный звоном пробуждает в наших душах что-то необыкновенное и прекрасное. Когда над Москвой плывёт такой чудесный колокольный звон, в душе каждого человека появляется радость и надежда.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в своп концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы! Ф. Глинка

Воспитатель показывает слайд «Москва, 27 век».

Мы начинаем знакомство с городом с его главной и старинной улицы – Тверской. В давние времена по этой улице ехали в Москву гости из Твери и Петербурга. Поэтому она стала называться Тверской - Ямской, Питерской.

Ну, вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы….

А. Пушкин

Дети смотрят слайды с изображением московских храмов.

Сейчас Тверская улица нарядна и красива, на ней установлен памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому.

Показ слайда «Улица Тверская. Памятник Ю. Долгорукому».

С Тверской рукой подать до Красной площади.

И выхожу я с гордостью сердечной

На площадь Красную. Как круглый щит,

Лежит она, окована в гранит.

М. Вожан

Показ слайдов «Красная площадь», «Кремль», «Спасская башня».

Звучат куранты. Ветер флаг полощет.

Над ним звезда кремлёвская горит.

От имени народа эта площадь

Со всей землёй сердечно говорит.

М. Вожан

Подкупает красота Иверских ворот, они выглядят нарядно и празднично (иллюстрация). А украшает Красную площадь собор Василия Блаженного.

Ах, Блаженный! Ах, Блаженный!

Красоты семисаженной,

Упирается в зенит,

Каждым куполом звенит.

Красота завёт, трепещет,

Бьёт лазоревым крылом.

Каждый купол – витязь вещей,

В небо вскинувший шелом.

С. Островский

С Красной площади мы выходим на набережную Москвы – реки.

Показ слайда «Москвы – река. Мосты».

Проводится физкультминутка.

А теперь послушайте загадку:

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй!

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Московского метрополитена.

Станции Московского метрополитена очень красивы. Все любуются ими.

Все москвичи любят свой город, украшают его, делают всё, чтобы стал он ещё лучше, ещё красивее.

2. «История возникновения знамён»

Цель: сформировать у детей элементарные представления о происхождении знамён, познакомить с цветами российского флага и их символическими значениями, обогащать словарь детей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением знамён, русских национальных костюмов, слайды и репродукции произведений: «Богатыри» В. М. Васнецова, «Александр Невский» П. Д. Корина; исторические картины А. М. Васнецова, иллюстрации художников-графистов В. Семёнова, О. Пархаева и др.

Ход занятия

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным названием стяга было собрать – «стянуть» к себе – воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена счёт войска вели по количеству стягов.

Позже стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку с железным навершием – острожником. Древне русский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были ярко-красного или тёмно-красного цвета. Стяг, трепещущий на ветру, придавал уверенности и мужества ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них стали вышивать или рисовать красками изображения святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета – зелёные, жёлтые, красные. Их украшали богатыми узорами. Лики святых, звёзды и кресты блестели золотом и серебром.

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо – «Орёл». На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был нужен для защиты торговых судов, плавающих по Волге и Красному морю. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности к Российскому государству.

Точно не известно, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, на его решение повлияли цвета древнего герба московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развивающий плащ всадника, красный – фон, щит герба.

Изображения всадника, поражающего копьё черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. И в те времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.

Эти цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: синее море, белый свет, весна-красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белом фоне ткани. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти. Кровать застилали простынёй с узорчатым краем.

Белый, синий и красный цвета отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно они стали цветами государственного флага России.

Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

- Сколько полос у флага России?

- Что означает белая полоса? (Цвет мира, чистота совести.)

- А синий цвет? (Небо, верность, народ любит свою страну, защищает её.)

- Какое значение у красного цвета? (Цвет силы; это кровь, пролитая за Родину.)

Придумайте и нарисуйте, что можно изобразить красного или синего цвета. Из белой бумаги сконструируйте поделки.

Март

1. «Символика Москвы»

Цели: уточнить знание детей о Москве, познакомить с понятием «столица», объяснить символику города; воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Оборудование и материалы: иллюстрации с видами Москвы; изображения гербов разных городов России и герба Москвы.

Ход занятия

Дети, смотря на иллюстрации с видами Москвы.

Посмотрите на виды города и скажите, что это за город? (Ответы детей.) Да, это город – Москва.

- Расскажите, что вы знаете о Москве?

Москва является главным городом нашей страны, столицей России.

- Чем отличается столица от других городов? (Предположения детей.) Да, столица обычно является одним из самых красивых городов страны. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает президент нашей страны. (Называет фамилию, имя и отчество Президента.)

В Москве находится Белый дом, в котором работает Правительство страны. А ещё здесь много разных вокзалов – железнодорожных, речных, а также аэропортов. (Выставить иллюстрации с изображением зданий вокзалов.)

- Почему в Москве так много вокзалов? (Предположения детей.) Потому, что столица должна быть связана со всей страной.

- Как вы думаете, почему здания вокзалов такие красивые? (Предположения детей.)

Да здание вокзала – это первое, что видит человек, приезжающий в город. Во всех городах России здания вокзалов – одни из самых красивых.

Столицей государств обычно является один из древнейших городов страны. Москва очень древний город.

У каждого города есть свой герб.

Герб – это знак. Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом – города и страны. На гербе стали изображать что-то очень важное для семьи, города, страны. (Показ иллюстраций старинных зданий с фамильными гербами, гербами городов.)

Герб Москвы появился очень – очень давно. Как об этом можно узнать? (Предположения детей.)

Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в древние времена.

- А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображен воин? (Предположения детей.)

Русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами, и поэтому, изобразив на своём гербе воина, население Москвы хотело сказать всем врагам: лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно вас победим.

А всадник на коне – это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшиеся в городе люди собирались в церкви и молились о победе наших воинов. Люди верили, что Георгий Победоносец обязательно поможет. Русский народ считает его хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он на гербе Москвы.

- А что вы видите на гербе? (Змея.)

- Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей.)

Да, так русский народ изобразил врага, страшного и злого. Георгий Победоносец копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на его герб.

У каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну, свой город.

Звучит запись гимна.

2. «Если скажут слово «Родина»….

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами Р. Ф. ; воспитывать любовь и уважения к Родине, её истории и культуре, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству; развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Оборудование и материалы: картинки с изображением солнца, берёзы, ромашки, колокольчика, игрушки матрёшки; предметы декоротивно-прикладного искусства с образом солнца; запись песни «Уголок России», музыка В. Шаинского, слова Е. Шевелевой.

Ход занятия

Россия – наша Родина. Родина у нас у всех единственная. Как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает одна

- Какие три отличительных знака есть у любой страны, в том числе у России? (Ответы детей.)

Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове «Родина» представляет что-то своё, очень-очень родное. (Прочитать стихи о Родине.)

- Как вы думаете, что обычно представляют люди, когда слышат слово «Родина»?

Многие люди символом России считают белоствольную берёзоньку (показ иллюстраций, репродукция картины А. Я. Головина «Берёзы», потому что таких берёз, как у нас нет больше нигде в мире. Недаром многие русские поэты посвящали им свои стихи.

Прослушивание стихов о берёзе.

- Отгадайте загадку:

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

(Солнце.)

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть землю. Се рады солнышку, но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож месяц постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось. А солнышко сладко спит. На улице темно и не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глазки. Но время не ждёт. Надо будить землю. Солнышко потянулось и встало с кроватки. Умыло глазки, ротик, щёчки, расчесало свои волосы-лучики, поправило своё платьице и вышло на небо.

Проснулось солнце – ожила земля, заспешили солнцу навстречу жучки, букашки, птицы, звери, веселее зажурчала вода. Да и нам с вами приятней просыпаться, если за окошком солнечный свет.

Проводится игра «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».

- А теперь я хочу загадать вам загадку.

Что мы сначала ломаем, а потом играем?

(Матрёшка.)

А здесь она не одна. Вглядитесь в них: похожи друг на друга. Все румяные, ясноглазые.

- Из чего сделаны матрёшки? (Ответы детей.)

Делают матрёшек обычно из липы и других пород дерева. Мастера сначала точат самую маленькую, потом матрёшку чуть больше, потом ещё больше и, в конце концов – самую большую. Всего матрёшек может быть больше 50 штук. Потом эти фигурки расписывают, а расписывают их по-разному. (Демонстрация матрёшек.)

Апрель

1. «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь»

Цель: познакомить с принципом создания гербов российских городов; расширить представления детей об особенностях географического положения России.

Оборудование и материалы: иллюстрации и знаки гербов российских городов.

Ход занятия

В последние время мы много путешествовали по Москве, немало интересного узнали о ней: о том, как родилась Москва, как росла и изменялась, как из маленького деревянного города превратилась в великую столицу огромной страны. Дома, улицы, памятники, музеи хранят в себе историю города. Знакомясь с ними, мы открываем для себя тайны прошлого. Много интересного о городе может рассказать и его герб.

На тёмно-красном фоне изображён всадник в серебряных доспехах и голубой мантии на серебреном коне. Всадник легко поражает золотым копьём черного змея. Кто же этот герой? Это Георгий Победоносец – один из самых почитаемых и любимых святых Древней Руси. О нём рассказывает нам легенда «Чудо Георгия о Змие».

«В некотором городе Ласле правил царь Сильвий. Город процветал. Но недалеко от него, в трясине, завёлся чудовищный Змий, который стал пожирать жителей. С каждым днём число жертв росло. Тогда царь собрал войско и пошёл на Змия, но чудовище подняло такое волнение в трясине, что войско не смогло даже близко подойти к нему. Затем царь издал приказ, согласно которому жители должны были по очереди отдавать Змию своих детей, а в случае, когда очередь дойдёт до царя, он обещал отдать ему свою единственную дочь Елисаву. Все дети были отданы чудовищу, и царь с большой скорбью в сердце отправил к нему царевну.

В это время мимо Ласлия проходил Георгий: он возвращался на родину. Увидев плачущую девушку, Георгий стал расспрашивать её, в чём дело, и она рассказала ему о Змии. Отважный герой вступился за девушку и одержал победу над Змием, избавил и её, и весь город от неминуемой гибели. Добро победило зло! Недаром говорится: «В сказке ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»».

- Как вы думаете, почему именно Георгий Победоносец изображён на гербе Москвы? (Ответы детей.)

На Москву часто нападал неприятель, пытаясь захватить её. Защитники города мужественно сражались, одерживая победы, и Москва продолжала расти и процветать. Георгий Победоносец символизирует храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами…

С древних времён герб смотрит на жителей города с крепостных стен, зданий и ворот. На флаге Москвы тоже можно увидеть изображение герба. В России много городов, и у каждого из них свой герб. (Показ иллюстраций, значки гербов городов России.)

Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые рассказывают о создании города, его традициях, исторических событиях. Другие показывают, как выглядит город, какая в нём природа. Герб может рассказать об основных видах деятельности городских жителей. А есть такие гербы, которые подсказывают само название города.

- Есть в России город Орёл. Как вы думаете, что изображено на гербе этого города? (Ответы детей.)

- Правильно птица орёл. Найдите этот герб. А вот этот герб города Тулы. Что изображено на нём? (Оружие.)

- Как выдумаете почему? (В Туле находится оружейный завод.)

- Чем занимаются жители города, если на его гербе изображена, например, мельница, или плуг, или калачи, или рыба, или коса, или улей? (Ответы детей.)

- Девушка пряха на гербе города Иваново? (Ткацкое производство.)

- Кострома – город на Волге. Что может быть изображено на его гербе? (Плывущий по реке корабль.)

- Что мы узнаем о городе, если увидим на его гербе луг, горы, остров, озеро? (Ответы детей.)

2. «Символика страны – флаг, герб, гимн»

Цель: воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России; познакомить детей с изображениями государственного герба и флага РФ, гимном России и правилами поведения, которых нужно придерживаться при его исполнении.

Оборудование и материалы: карта России, изображение государственной символики, записи музыкальных произведений.

Ход занятия

Ребята посмотрите на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны? (Показ детьми границы по карте.)

Россия – большое государство, в котором много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых. В России живут разные народы, у каждого из которых своя культура, традиции и обычаи.

Мы с вами говорили о том, что у каждой страны есть три отличительных знака. Назовите их. (Дети называют символы государства.)

У каждой страны обязательно есть флаг. Под которым сражаются за свою Родину воины, флаг поднимают в честь победы, вывешивают во времена празднеств и в особых, торжественных случаях.

Мы с вами говорили раньше о том, что знамена и древние стяги – флаги служили для объединения войск. Тот же смысл имеют полковые знамёна и флаги общественных обьединений, организаций. Например, знамя Международного олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира. Есть у флага и другое название – служить знаком или символом власти. Это королевские, царские, президентские знамёна. Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы, края которого украшает золотая бахрома. На белой, синей и красной полосах в центре расположен герб России.

- Давайте рассмотрим флаг России, он трё хцветный: три полосы – белая, синяя и красная. Что же они обозначают?

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает. Белый цвет – это чистота, свет, красота.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Синий – неба над землёй.

Красный цвет – цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Красный цвет символизирует отвагу, мужество, храбрость. В древности красным называли всё самое красивое, например: весна красна, красна девица, красно солнышко, главная площадь страны – Красная.

Дидактическая игра «составь флаг».

Это государственный герб России. Герб нашей страны – двуглавый орёл, правой лапой он сжимает скипетр, а в левой лапе – держава. Это символы власти. На голове у орла – золотая корона. Крылья золотого цвета похожи на солнце. На груди – щит, на котором изображён Георгий Победоносец.

Герб и флаг – отличительные знаки государства, которые созданы в соответствии со строгими правилами, и порядок их использования определяет законом. (Демонстрирует символы государства.)

- Вспомните, где можно увидеть изображение герба?

- Какие цвета присутствуют в изображении герба?

- Где вы уже встречались с красным, синим и белым цветами?

- В гербе России присутствует черный цвет, что он означает? (Ответы детей.)

Серебряный цвет означает чистоту, золотой (жёлтый) – богатство.

- Что за птица изображена на гербе России? (Ответы детей.)

- Почему на гербе России изображён орёл? (Орёл на гербе означает силу, гордость, свободу. Государство, на гербе которого изображен орёл, сильное и непобедимое.)

- Посмотрите внимательно: орёл необычный, а двуглавый. Почему у него две головы? (Русское государство очень большое, головы орла смотрят на запад и восток. Государство большое, но единое. У орла раскинутые крылья, напоминающие лучи солнца.)

- Что держит орёл в лапах? Что у него на голове? Пояснения касаются державы, скипетра и корон. Все они напоминают о том, что наша Родина – очень древняя страна.

У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, прославляющая кого – либо. Гимн России прославляет нашу Родину. Гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Давайте послушаем гимн России. Его авторы – композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков.

Дети слушают гимн России.

Май

1. «Как велика моя земля, как широки её просторы».

Цель: закрепить знания детей о названии страны, её природе; дать детям понятия о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование и материалы: физическая карта России, иллюстрации с изображением лесов, рек, гор; запись русской народной песни «Берёзонька».

Ход занятия

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны.

- А как можно узнать, где какая страна?

Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна.

- Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России.

- А что еще может рассказать карта? Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки?

Это города. Посмотрите, как много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте.

- Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много?

Это реки. Рек в России тоже очень много.

- Какие реки вы знаете? (Волга, Обь, Амур, Енисей, Лена, Ангара и пр.)

Названия рек тоже написаны на карте.

- А что обозначают голубые пятна?

Да, это моря и озера.

- Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много?

А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?

Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. Большую территорию занимает тайга. (Выставить иллюстрации с изображением леса.)

- А что даёт леса? (Ответы детей.)

Лес это дерево, из него делают огромное количество разных предметов: бумагу, на которой печатают книги; тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, обитают различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но к такому богатству нужно относится очень бережно.

- Какой ещё цвет вы видите на карте? (Коричневый.)

- А что он обозначает? (Ответы детей.)

Да это горы. У гор тоже есть название, давайте прочитаем некоторые из них.

В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте показано, где и какие полезные ископаемые добывают.

- А что такое полезные ископаемые? (Предположение детей.)

Это то, что находится в земле и нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, они необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

А ещё на карте есть тёмно-жёлтый и жёлтый цвета. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низко рослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Показ иллюстраций.)

- Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали?

Наша страна Россия очень большая. В России очень много городов. Природа здесь очень разнообразная: много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают различные полезные ископаемые.

Необъятна наша Родина, красива и богата. (Дети читают стихи о России.)

2. «Этих дней не смолкнет слава»

Цели: пополнить знание детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны; обратить внимание на то, как ныне живущие чтут память героических бойцов; воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, памятника Г. К. Жукову, портрет Г. К. Жукова; иллюстрации с изображением сражений Великой Отечественной войны, здание Рейхстага, над которым развевается Знамя Победы; Г. К. Жукова, принимающего Парад Победы; встречи ветеранов войны.

Ход занятия

Звучит песня «День победы», музыка Д. Тухманова, слава В. Харитонова.

Сегодня знаменательный день. Вся страна отмечает 9 мая – день победы.

- А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Ответы детей.)

Да это была очень страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось!

Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. (Звучит фрагмент военной песни.)

Все мы помним тех, кто защищал нашу страну. (Называет имена героев Великой Отечественной войны.)

Многим героям поставили памятники по всей стране.

- Какие памятники вы знаете в нашем городе героям Великой Отечественной войны? (Ответы детей.)

Наша армия победила фашистов. На различных фронтах во главе армии стояли главнокомандующие, которые руководили боями. Во время Великой Отечественной войны одним из самых талантливым главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. (Показ портрета Жукова.)

Много было сражений в ту страшную войну, много битв. Фашистам удалось близко подойти к Москве, они разбомбили и почти полностью разрушили город Сталинград, очень тяжёлое сражение произошло под Курском. (Показ иллюстраций с изображением сражений, разрушенных городов.)

Тяжёлую блокаду пришлось пережить жителям города Ленинграда (нынешнего Санкт-Петербурга).

Самым последним боем с фашистами за город Берлин, столицу Германии, командовал Г. К. Жуков.

Звучит песня «Последний бой» (слова и музыка М. Ножкина).

Наши солдаты водрузили российский флаг над главным зданием Берлина – Рейхстагом. (Показ иллюстраций.)

Народ помнит Г. К. Жукова. В Москве его именем назван проспект. На Красной площади ему установлен памятник. (Показ иллюстрации памятника.)

- Скульптор изобразил Жукова на коне. Как вы думаете, почему именно на коне? Ведь в эти годы были машины, танки, артиллерия, авиация? (Предположение детей.)

Дело в том, что Г. К. Жуков принимал парад Победы на Красной площади на коне. (Показ иллюстрации.)

Тяжело пришлось русскому народу во время войны. Некоторые участники сражений дожили до наших дней. Теперь они уже очень старенькие.

Участников такой далекой войны называют ветеранами. В День Победы они надевают свои боевые награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. (Показ иллюстраций.)

Если вы увидите 9 мая человека с орденами, подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о них.

Дети читают стихи на военную тему.

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

План семинара «Дидактические игры в детском саду»План семинара «Дидактические игры в детском саду» МАДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Московской областиПлан среднесрочного семинара на 2011-12 учебный год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий «Патриотическое воспитание детей»
Опубликовано: 12 ноября 2012 в 18:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий «Патриотическое воспитание детей»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Трушникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД