Елена Орлова
Конспекты занятий к проекту «Краски и дары осени»
Занятие по лепке : «Овощи: огурцы, помидоры».
Цели:
Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить лепить овал и круг;
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей;
- чтение сказки «Пых», стихов об овощах;
- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Оборудование:
иллюстрации овощей
кленки
Публикация «Конспекты занятий к проекту „Краски и дары осени“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
пластилин
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Чтение стихотворения:
Наши умные головки. Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать, Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать, Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся.
Сейчас у нас с вами будет занятие лепкой. А, чтобы узнать, что мы будем сегодня лепить, вам надо отгадать загадки.
Внимательно слушаем первую загадку.
Он круглый да красный, Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … (Помидора)
(воспитатель показывает иллюстрацию помидора)
Правильно, ребята, это помидор. Теперь слушаем вторую загадку.
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
(воспитатель показывает иллюстрацию огурца)
Верно, ребята, это огурец. Молодцы. Сегодня мы с вами будем, лепит овощи: огурец и помидор.
Игра «Собери овощи».
Но сначала немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери овощи.» Для этого мы с вами отправимся туда, где растут овощи. Ребята, а скажите, где растут овощи? Верно, на огороде. Берите корзинки и по моей команде пока играет музыка не зевайте, урожай весь собирайте!
(дети бегают и собирают овощи)
(воспитатель останавливает музыку)
Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь садимся на свои места, приступаем к лепке.
2. Объяснение материала.
(воспитатель показывает готовые образцы огурца и помидора)
Ребята, внимательно посмотрите на огурец. Какой он формы? (овальной). Какого цвета? (зеленого).
Теперь посмотрите на помидор? Какой он формы? (круглой) Какого цвета? (красного)
Мы с вами рассмотрели наш огурчик и помидор. Теперь начинайте лепить.
(дети самостоятельно лепят, воспитатель помогает.)
3. Заключительная часть.
Ребята, какие вы все молодцы. Какие у вас красивые овощи!
Ребята, а какие овощи мы лепили?А где растут огурец и помидор? Какой формы огурец? Какой формы помидор? Молодцы, наводим порядок на столах.
Конспект НОД по художественно эстетическому развитию
Разноцветный ковёр из листьев
Цели: Расширить представления детей о природном явлении листопаде;
Учить классифицировать листья по цветам: жёлтый, зелёный, красный цвета;
Рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги;
Развивать умение работать кистью; Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдая элементарные правила при игре, ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование: Букет из опавших листьев разных деревьев, краски зелёного, жёлтого, красного цветов, кисти, пейзаж осени, кукла Катя.
Непосредственно образовательная деятельность детей
Воспитатель. Читает стих об осени.
Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают, Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.
Давайте ребята подойдём к окошку и посмотрим что нам осень подарила. Какая красота, какая берёзка в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю- это явление природы называю «листопадом». Так назвали потому что листья сами без помощи ветра отрываются от веточек дерева. Их так много на земле, как всё покрыто красивым,ярким ковром.
Стук в дверь. В гости пришла кукла Катя в руках у неё букет из листьев.
–Здравствуйте ребята, в парке так красиво, ходила по листикам они шелестят под ногами, вот собрала букет из листьев, а листья падали с деревьев как снег зимой, так здорово!
-А мы знаем, как называется это явление природы когда падают с деревьев листья? Ребята,как называется это явление природы скажите кукле Кате.
-Мы сейчас с вами поиграем с листочками которые принесла Катя.
Дидактическая игра «Разноцветные листочки» .
Послушайте задание, вы возьмите каждый по одному листику кленовый -красный, берёзовый -жёлтый, дубовый –зелёный листики, Внимательно следите что я буду говорить и показывать какого цвета и формы листик и вы бежите – «летите» ко мне. Я посмотрю какие вы внимательные, как вы умеете меня слушать и слышать.
Летят, летят берёзовые, жёлтые листочки.
Летят, летят красивые, кленовые листочки.
Летят, летят овальные,зелёные листочки.
-Осенние листья так красивы, пройдёт время и на деревьях не останется ни одного листочка. А так жаль, что после осени золотой наступит зима. Снег укроет землю белым чистым снегом, и деревья будут стоять голыми. А так хотелось бы продлить немного осень золотую. Как же нам сохранить листочки? Да мы можем их нарисовать. Для этого мы можем их нарисовать, но нам понадобятся краски. Кто же мне поможет выбрать зелёную, красную и жёлтую краски? (Дети выбирают) .
Физкультминутка
Мы листики осенние. На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели. Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
(Дети выполняют действия в соответсвии с текстом).
Рисование «Разноцветный ковёр из листьев»
В: Сегодня мы с вами нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же ковёр, что лежит на земле. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять её излишки о край баночки.
Вот теперь я нарисую первый листочек (рисую листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета.
Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковёр. Поможете мне?
Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги. Наиболее подготовленные дети могут работать по2-3ч-ка самостоятельно. Индивидуально работает с остальными детьми. В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги. По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.
В. Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так мы все вместе создали красивые ковры который будет украшать нашу группу.
За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетел, Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала.
Воспитатель. Хвалит детей за их старания.
Кукла Катя. Какие вы молодцы у вас такие красивые ковры получились, и еще я узнала от вас про явление природы листопад спасибо ребята пойду домой и тоже нарисую ковер как вы.
Рисование пальчиками «Листопад»
Программное содержание:
1. Рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки (разноцветные)
2. Вызвать интерес к созданию образа листопада.
3. Развивать чувство цвета и ритма.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за листопадом на прогулке и из окна группы.
2. Рассматривание пейзажей с изображением листопада.
3. Сбор красивых осенних листьев и составление букетов.
4. Дидактические игры: "Найди такой же листок", "С какого дерева листик"
5. Подвижные игры: "Ветер дует нам в лицо", "Листочки летят", "Покружись, как листок"
6. Пение песни "Падают, падают листья"
7. Составление короткого рассказа совместно с воспитателем на тему листопада.
8. Математическая игра "Где один листок, а где много?"
9. Лепка рельефная из пластилина "Листопад"
Материалы:
1. Лист бумаги белого цвета.
2. Гуашь разного цвета.
3. Бумажные салфетки
Процесс рисования:
Ребенок окунает в краску пальчики и ставит отпечатки.
Пальчиковые игры очень полезны для детей - они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Потешкивпальчиковым играм формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Произносить потешки для пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе совзрослым или с его помощью.
Для некоторых игр надевайте на пальчики бумажные колпачки или рисуйте на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, обязательно хвалите его.
Пальчиковая гимнастика "Дождик"
Дождик, дождикСтучи пальчиками поочерёдно. Целый день, Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки) Вся земля. От воды размокла.
***Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Так капусту мы рубили. И вот так ее солили. Отжимали ручками. И сложили кучкою.
В банку затолкали. Крышкой закрывали.
Хороводная игра «Огуречик»
Программные задачи: Развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; Формирует творческие способности.
Ход игры.
Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили,
На ноги поставили. Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь. Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает другого ребенка, игра продолжается.
Подвижные игры
Программные задачи: развитие быстроты, выносливости. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Воспитывать желание действовать сообща.
КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами — кегли, кубики и т. п.
Загадки об овощах.
Программные задачи: Учить детей отвечать на вопросы. Развивать память, мышление. Расширять словарный запас детей.
Красна - девица сидит в темнице, А коса на улице. Ответ: Морковь
***
Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. Ответ: Морковь
***
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, Если я. Ответ: капуста
***
Сто одёжек, и все без застёжек. Ответ: Капуста
***
Неказиста, шишковата, А придёт на стол она,
Скажут весело ребята: "Ну, рассыпчата, вкусна!" Ответ: Картошка
***
Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Ответ: Лук
***
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я?. Ответ: свекла
***
Щёки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, Вся на солнышке она. Ответ: Редиска
***
Как на нашей грядке. Выросли загадки
Сочные да крупные, Вот такие круглые.
Летом зеленеют, К осени краснеют. Ответ: Помидоры
***
Голова на ножке, в голове горошки. Ответ: Горох
***
На жарком солнышке подсох. И рвётся из стручков. Ответ: горох
***
Без окон без дверей Полна горница людей. Ответ: Семена в огурце
***
Драматизация сказки «Репка»
Программные задачи: Помогать, детям находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Развивать творческие способности каждого ребенка. Воспитывать интерес к общению друг с другом через драматизацию, и культуру поведения в театре.
Русская народная сказка «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет- потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку,дедка за репку -тянут- потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:внучка за бабку,бабка за дедку,дедка за репку -
тянут- потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:Жучка за внучку,внучка за бабку,бабка за дедку,
дедка за репку -тянут- потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:кошка за Жучку,Жучка за внучку,внучка за бабку,
бабка за дедку,дедка за репку -тянут- потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:мышка за кошку,кошка за Жучку,Жучка за внучку,
внучка за бабку,бабка за дедку,дедка за репку -
тянут- потянут, - вытянули репку!
Заучивание стихотворений об овощах
Программные задачи: формирование произносительной стороны речи, накопление и обогащение словаря. Развитие связной речи, памяти.
Баба сеяла горох (шутка). Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,Ох-ох-ох. Лук взошел, а не горох,Ох-ох-ох.
Да еще чертополох, Ох-ох-ох.
Баба руки развела, Ох-ох-ох. Видно память подвела,Ох-ох-ох.
(В. Кудлачев)
***
Огород
В огороде много гряд,Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,А картофель разве плох?
Наш зеленый огородНас прокормит целый год.
(А. Прокофьев)
***
После дождя
После теплого дождя-Подросла картошка,
Помидоры, огурцы, Даже я немножко.
(Т. Дмитриев)
Консультация для родителей
«Осень»
Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие краски. Потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, одежда становиться объемной и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
Одно из интереснейших занятий в это время года – сборка гербария, изготовление поделок из природного материала.
Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать детям знания и возможность усвоить понятие времени года.
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?
Наблюдение во дворе.
Пусть во дворе растет одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему как можно чаще – рассматривайте и трогайте листочки. Обязательно обратите внимание на пробегающую собачку, кошечку, пролетающих птиц. Поговорите о частях тела, способах передвижения, их размере и о том, как они кричат. В песочнице – потрогайте прохладный, сухой и мокрый песок. Обратите внимание и на одежду детей, играющих рядом. И покажите ребенку фокус. Дайте в руку тонкую корочку льда, и кроха почувствует и увидит, как льдинка растает.
Прогулка в парк.
Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в пасмурные дни, и в погожие деньки листопада. Во время прогулки прислушивайтесь к звукам вокруг: к шуршанию листвы, пению птиц. Вспомните об осенних признаках, возможно вам повезет и вы сможете показать их ребенку.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Оденьте сь попроще. И позвольте ребенку веселиться в свое удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать листья и зарываться в них с головой.
В разных частях парка можно наблюдать разнообразие пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь кленом и соберите под ним букет из листьев. Завтра добавите в композицию веточку рябины. Дуб будет прекрасным дополнением, да еще если под ним вы найдете гладкий желудь с симпатичной шляпкой.
Беседы.
Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите рукой ребенка по коре дерева, обнимите и прижмитесь к нему.
Проговаривайте все, что рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клена. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот – желтый. А вот – красный. Фотографируйте своего малыша на роскошном фоне. Такие фотографии помогут оживить в памяти прогулку, закрепить впечатления и еще раз полюбоваться красотой родного края.
Заготовка природного материала.
Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Чем разнообразнее материал, тем легче и интересней с ним работать. Листья можно использовать в аппликации. Шишки применить в работе с пластилином, делая разных зверушек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно рассмотреть их и спросить ребенка: «На что походе? Что напоминает?» Это помогает развить память, мышление и воображение. Сравнивая, дети вспоминают сказочных героев, фантазируют, придумывают, что из чего модно сделать, какую композицию (с участием человечков, зверей, птиц и т. п.)
Художественная литература.
И читайте как можно больше и чаще. Прививайте любовь к литературе, а через нее любовь к родному краю.
Дети с удовольствием слушают сказки В. Бианки о животных с заниматель-ными сюжетами. Это такие, как «Кто чем поет», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок».
Так, из сказки В. Ф. Адаевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной корке, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти как ни в чем не бывало.
Много интересного и поучительного содержат народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».
Стихи о природе – это первый шаг на пути познания окружающего мира.
М. Познанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», Ю. Капотов «Листопад», И. Демьянов «Осень», И. Токмакова «Осенние листья».