Гнездина Наталья
Конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние животные»
Цель: учить осуществлять действие предметом заместителем.
Образовательные задачи:
– Создавать ситуации, когда для осуществления определенного действия нет необходимого предмета
— Обеспечить усвоение детьми понимания чем и как можно заменять один предмет для выполнения игрового действия
— Отрабатывать навык использования предметов-заместителей.
Коррекционно-развивающие задачи :
Публикация «Конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Средняя группа
- Темочки
– Коррекция и развитие мыслительной деятельности через обучение переносить действия, разученные с одним предметом, на другой
– Учить осуществлять перенос действия в новые условия
Воспитательные задачи:
– Воспитывать у детей интерес к игровому материалу, который задействован на занятии
Оборудование: коробка с фасолью, разноцветные камушки, игрушки собачки и кошечки, предметы-заместители, раскраски по теме занятия и цветные карандаши,
игрушечный набор овощей для нарезки и нож, мыльные пузыри, бумажные вертушки.
Ход занятия
1. Приветствие
Двое детей и взрослый становятся в круг и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы весело здороваются «Здра-вствуй-те!».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Разогрев
Детям предлагается коробка с крупой (фасоль, в которой рассыпаны разноцветные камушки. Взрослый показывает, что камушки нужно отыскать и сложить в ведерко.
3. Формирование нового навыка
«Причеши кошечку». Взрослый показывает детям красивую кошечку, объясняет, что кошечка лохматая, ее нужно причесать. Предлагает причесать кошечку, акцентирует внимание ребенка на отсутствие расчески и находящуюся рядом палочку, показывает, как можно причесать куклу палочкой, побуждает к повторению показанного действия.
«Покормим собачку». Взрослый показывает ребенку собачку, которая пришла в гости к ребятам. Собачку надо угощать, педагог уточняет, что любит есть собачка, объясняет, что косточки у него нет, предлагает заменить косточку палочкой, показывает, как можно кормить собачку другими предметами, побуждает к самостоятельным действиям.
4. Время свободной игры, релаксация
Вариант деятельности выбирается в зависимости от предпочтений детей, от степени активности или утомленности. Варианты выполнения: 1. Предложить раскрасить домашних животных. 2. Отдыхать на матах под музыку. 3. Выдувать мыльные пузыри 4. Самостоятельная деятельность с игровым материалом. 4. Дуть на бумажную вертушку, дети делают глубокие вдохи и медленно дуют на вертушку, поощряйте детей сделать так, чтобы вертушка крутилась как можно дольше.
5. Закрепление предыдущих навыков
Игра «Готовим обед». Взрослый предлагает приготовить обед для игрушек. Варианты выполнения: 1. Детям дается игрушечный набор овощей для нарезки и нож. Взрослый предлагает разрезать овощи ножом и положить варить в кастрюлю. 2. Если ребенок не может разрезать овощи ножом, можно разъединить их руками. 3. После завершения игры можно предложить соединить разрезанные половинки овощей.
6. Уборка игрового материала
Дети совместно со взрослым убирает игровой материал, схемы и картинки, подсказывают место для размещения игрушек.
7. Прощание
Дети и взрослый берутся за руки и встают в круг (как и в начале занятия). Ритмично размахивая руками, все хором произносят: «До сви-да-ния».
Тема: «Любимые игрушки»
Цель: закреплять ранее усвоенные предметные действия; формировать у детей способы использования простейших орудий, применяемых при выполнении практических заданий Образовательные задачи:
– Продолжить демонстрировать предметы-орудия, вспомогательные предметы и уточнять способы действия с ними
– Расширить способы применения предметных действий в аналогичных условиях.
Коррекционно-развивающие задачи :
– Корректировать соразмерность движений через действия двумя предметами одновременно;
– Корректировать эмоционально-волевую сферу через обучение целенаправленным действиям
Воспитательные задачи:
– Воспитывать настойчивость в достижении результата
Оборудование: игровой набор музыкальных инструментов, пластмассовые машины разных размеров, куклы со съемными деталями, кубики, пластмассовый конструктор «болты и гайки»
Ход занятия
1. Приветствие
Двое детей и взрослый становятся в круг и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы весело здороваются «Здра-вствуй-те!».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Разогрев
Игра «Музыкальные инструменты». Можно предложить детям музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда дети научатся играть на них, можно использовать умения в сюжетных играх: "У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино. Когда поем песенку про Антошку, играем на гармошке" и т. д.
3. Формирование нового навыка
Игра «Разборные игрушки». Для конструирования по образцу подходят и разборные игрушки: пластмассовые машины, куклы со съемными деталями и др. Сама конструкция такой игрушки стимулирует ребенка воссоздать предмет из разрозненных деталей. Взрослый показывает ребенку игрушку в собранном виде, показывает, как она разбирается и собирается. Затем предлагает ребенку поиграть с игрушкой, разобрать и собрать ее. Для того чтобы побудить ребенка к целенаправленным действиям, можно обыграть ситуацию, например: «Ой, у машинки сломалось колесо! Попробуй ее починить».
«Гараж для машины». Взрослый строит из кубиков гараж для маленькой машины, а ребенку предлагает построить такой же гараж, но для машины побольше. После того как ребенок построит гараж, взрослый предлагает ему проверить, поместится ли в нем машина. Таким образом ребенок сам сможет определить, достиг ли он нужного результата, правильно ли действовал. В случае необходимости взролсый помогает ребенку, предлагая сравнивать размеры машины с деталями.
4. Время свободной игры, релаксация
Вариант деятельности выбирается в зависимости от предпочтений детей, от степени активности или утомленности. Варианты выполнения: 1. Предложить раскрасить любимые игрушки. 2. Отдыхать на матах под музыку. 3. Выдувать мыльные пузыри 4. Самостоятельная деятельность с игровым материалом. 4. Дуть на бумажную вертушку, дети делают глубокие вдохи и медленно дуют на вертушку, поощряйте детей сделать так, чтобы вертушка крутилась как можно дольше.
5. Закрепление предыдущих навыков
Игра «Закрути винтики». Взрослый предлагает помочь мишке на стройке. Варианты выполнения: 1. Взрослый предлагает детям конструктор «болты и гайки» и показывает, как нужно закручивать гайки. Дети выполняют задания без учета цвета болтов и гаек 2. Дети подбирают гайку в цвет болтика.
6. Уборка игрового материала
Дети совместно со взрослым убирает игровой материал, схемы и картинки, подсказывают место для размещения игрушек.
7. Прощание
Дети и взрослый берутся за руки и встают в круг (как и в начале занятия). Ритмично размахивая руками, все хором произносят: «До сви-да-ния».
Тема: «Мой дом»
Цель: учить ребенка соотносить обе части предмета в соответствии со свойствами и качествами обеих частей по показу действиям взрослого, самостоятельно.
Образовательные задачи:
– Показывать предметы, игрушки, используемые при формировании соотносящих действий и способов действия с ними
– Продолжить учить переносить усвоенные действия в одной ситуации на другие ситуации.
– Учить использовать предметы обихода по назначению
Коррекционно-развивающие задачи :
– Формирование ручной умелости, через обучение действиям двумя предметами одновременно, разъединению целого предмета на части
– Коррекция соразмерности движений через побуждение ребенка воздействовать одним предметом на другой; соотносить обе части предмета в соответствии со свойствами и качествами обеих частей по показу действиям взрослого, самостоятельно при контролирующей и координирующей роли зрительного анализатора.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать желание участвовать в совместной предметной деятельности
Оборудование: Мыльные пузыри, разнообразные трубочки, тазик, жидкое мыло, игрушечный набор овощей для нарезки и нож, пластмассовый конструктор «болты и гайки», массажные мячи, сенсорный игровой материал, кубики, мягкие модули, конструктор «лего».
Ход занятия
1. Приветствие
Двое детей и взрослый становятся в круг и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы весело здороваются «Здра-вствуй-те!».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Разогрев
Чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, можно предложить им, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки, например, коктейльную трубочку, склеенную из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку, получив в результате корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае дети не будет прикусывать или перегибать трубочку).
Игра "Пенный замок". В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть; одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно.
3. Формирование нового навыка
Игра «Готовим обед». Взрослый предлагает приготовить обед для игрушек. Варианты выполнения: 1. Детям дается игрушечный набор овощей для нарезки и нож. Взрослый предлагает разрезать овощи ножом и положить варить в кастрюлю. 2. Если ребенок не может разрезать овощи ножом, можно разъединить их руками. 3. После завершения игры можно предложить соединить разрезанные половинки овощей.
Игра «Закрути винтики». Взрослый предлагает помочь мишке на стройке. Варианты выполнения: 1. Взрослый предлагает детям конструктор «болты и гайки» и показывает, как нужно закручивать гайки. Дети выполняют задания без учета цвета болтов и гаек 2. Дети подбирают гайку в цвет болтика.
4. Время свободной игры, релаксация
Вариант деятельности выбирается в зависимости от предпочтений ребенка, от степени активности или утомленности. Варианты выполнения: 1. Предложить раскрасить картинку комнаты. 2. Детям делается массаж с помощью массажных мячиков 3. Отдыхать на матах под музыку. 4. Деятельность с сенсорным игровым материалом 4. Самостоятельная деятельность с игровым материалом.
5. Закрепление предыдущих навыков
Игра «Башня». Взрослый показывает ребенку, как построить из кубиков башню, просит построить самостоятельно. Варианты выполнения: 1. Дети строят башню из кубиков, мягких модулей 2. Можно усложнить задание и попросить построить дом из конструктора. 2. Дети строят башню совместно
6. Уборка игрового материала
Дети совместно со взрослым убирает игровой материал, схемы и картинки, подсказывают место для размещения игрушек.
7. Прощание
Дети и взрослый берутся за руки и встают в круг (как и в начале занятия). Ритмично размахивая руками, все хором произносят: «До сви-да-ния».
Тема: «Посуда»
Цель: формировать поисково-ориентировочное действие (ориентировку типа «Что это?», «Что с этим можно делать?», знания о назначении предметов.
Образовательные задачи:
– Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения
– Побуждать открывать различные емкости, находить в них интересные игрушки, действовать с ними;
– Учить детей совершать знакомое действие с новой, не знакомой игрушкой
Коррекционно-развивающие задачи :
– Корректировать и развивать мыслительную деятельность через совершение совместных проб, путем примеривания (наложение)
– Использовать сопряженные действия (когда ребенок одновременно выполняет те же действия, что и педагог с аналогичным предметом); отраженные действия (ребенок действует с предметом, вслед за педагогом, педагог чередует действия детей с собственным показом, а в отдельные моменты управляет рукой ребенка)
Воспитательные задачи:
– Формировать навыки сотрудничества
Оборудование: коробка с крупой, разноцветные камушки, ведерко, детский телефон, игровой набор посуды, д/и стаканчики, мыльные пузыри, бумажные вертушки, раскраски по теме занятия и цветные карандаши, коробка.
Ход занятия
1. Приветствие
Двое детей и взрослый становятся в круг и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы весело здороваются «Здра-вствуй-те!».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Разогрев
Детям предлагается коробка с крупой (фасоль, в которой рассыпаны разноцветные камушки. Взрослый показывает, что камушки нужно отыскать и сложить в ведерко.
3. Формирование нового навыка
Игра «Телефон». Взрослый показывает детям игрушечный «мобильный» телефон, произносит и показывает: «Вот телефон, будем звонить Маше». Показывает, как указательным пальцем набирать номер, говорит: «Алло, это Маша? иди к нам в гости. У нас вкусный чай. Давай нальем для Маши чай». Показывает, как налить в чашку чай. Игру можно дополнять в зависимости от возможностей детей и повторять.
Варианты выполнения: 1. Ребенок может следить за действиями взрослого, но не вступать в деятельность. 2. Ребенок одновременно выполняет те же действия, что и взрослый с аналогичными предметами. 3. Ребенок действует с предметом, вслед за взрослым, он чередует действия ребенка с собственным показом, а в отдельные моменты управляет рукой ребенка.
Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»
Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Детям предлагается сложить стаканчики друг в друга.
Варианты выполнения: 1. Взять два стаканчика заметно отличающихся друг от друга по размеру, поставить их перед ребенком, теперь стаканчик меньшего размера вкладываем в больший, проговаривая: «Это маленький, это большой», постепенно методом проб и ошибок ребенок научится зрительно соотносить стаканчики по величине. 2. Задание можно усложнить, увеличив количество стаканчиков. 3. Если дети хорошо справляются с заданиями, то можно поставить в ряд матрешек разной величины и предложить подобрать стаканчик соответствуюший размеру матрешки.
4. Время свободной игры, релаксация
Вариант деятельности выбирается в зависимости от предпочтений детей, от степени активности или утомленности. Варианты выполнения: 1. Предложить раскрасить чашку. 2. Отдыхать на матах под музыку. 3. Выдувать мыльные пузыри 4. Самостоятельная деятельность с игровым материалом. 4. Дуть на бумажную вертушку, дети делают глубокие вдохи и медленно дуют на вертушку, поощряйте детей сделать так, чтобы вертушка крутилась как можно дольше.
5. Закрепление предыдущих навыков
Игра «Что в коробке?». Взрослый показывает детям красивую коробку, побуждает ее открыть и доставать по одной игрушке, действуя с ней учитывая ее физические свойства, при этом произносит: «Что это? Ложка. Смотри, я ем – ням-ням». Необходимо обыграть каждый предмет посуды.
Варианты выполнения: 1. Один ребенок может наблюдать как взрослый демонстрирует функциональное назначение предметов, другой ребенок по показу взрослого имитирует действия. 2. Дети сначала показывают, как они умеют действовать с предметом, затем взрослый предъявляет правильный способ употребления.
6. Уборка игрового материала
Дети совместно со взрослым убирает игровой материал, схемы и картинки, подсказывают место для размещения игрушек.
7. Прощание
Дети и взрослый берутся за руки и встают в круг (как и в начале занятия). Ритмично размахивая руками, все хором произносят: «До сви-да-ния».
Тема: «Транспорт»
Цель: формировать адекватное восприятие окружающих предметов, игрушек, интерес к действиям с ними.
Образовательные задачи:
– Учить понимать и выполнять простые инструкции
– Формировать умение наблюдать за действиями взрослого, вызывая желание подражать его действиям
Коррекционно-развивающие задачи :
– Проводить развивающие игры с пальчиками, ручками, ножками ребенка при использовании потешек и коротких стихов
– Корректировать действия ребенка по захвату и удержанию предметов совместно со взрослым либо по подражанию действиям взрослого, удерживая позу кистей и пальцев рук
Воспитательные задачи:
– Воспитывать у ребенка интерес к игровому материалу, который задействован на занятии
Оборудование: фонарик (лазерная указка, зеркало, кубик, дощечка, машинки, дорожка, раскраски по теме и цветные карандаши, игрушки животных.
Ход занятия
1. Приветствие
Ребенок и взрослый становятся друг напротив друга, и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы весело здороваются «Здра-вствуй-те!».
2. Разогрев
Взрослый говорит ребенку: «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится» (включает фонарик и светит им на стенку). «А теперь зайчик будет двигаться».
Варианты выполнения: 1. Предложить ребенку понаблюдать за движением солнечного зайчика. 2. Дать ребенку фонарик и попросить запустить солнечного зайчика самому 3. Можно предложить ребенку запомнить, как двигался солнечный зайчик и нарисовать его путь
3. Формирование нового навыка
Игра «Почему машинка не катится?» Взрослый сооружает на столе горку и ставит на нее препятствие (кубик, дощечку). Затем скатывает с горки машину, которая останавливается, достигнув препятствия.
Варианты выполнения: 1. Взрослый помогает ребенку понять, почему машинка не едет дальше, затем убирает препятствие. 2. Взрослый побуждает ребенка «объехать» препятствие. 3. Ребенок сам убирает препятствие.
Игра «Едем по дорожкам». В этой игре задача координации движений ребенка и предмета усложняется. Взрослый предлагает ребенку взять машинку в руки и проехать по дорожке. Дорожки можно начертить мелом на полу или выложить резиновыми ковриками с гладкой поверхностью. Эту игру можно организовать и на столе, используя маленькие игрушки-каталки и сделав дорожки из бумаги, картона или кубиков.
Варианты выполнения: 1. Взрослый предлагает ребенку посадить в машинку зверюшку и проехать по дорожкам так, чтобы она не выпала. 2. Взрослый предлагает ребенку отвезти зверюшку в домик по дорожке, не затоптав цветочки (на дорожку выкладываются препятствия-цветочки из цветной бумаги).
4. Время свободной игры, релаксация
Вариант деятельности выбирается в зависимости от предпочтений ребенка, от степени активности или утомленности. Варианты выполнения: 1. Предложить раскрасить грузовик. 2. Подвижная игра «Полетаем самолетиком». 3. Покатать ребенка на больших надувных мячах, чтобы он постепенно расслабился. 4. Самостоятельная деятельность с игровым материалом.
5. Закрепление предыдущих навыков
Игра «Каталки» Взрослый показывает ребенку, как катают грузовик, и предлагает поиграть с ним. Варианты выполнения: 1. Ребенок учится катать грузовик, ему интересно само действие. 2. Ребенок может перевозить в грузовике мелкие игрушки. 2. Ребенку дается задание отвезти грузовик в гараж (таким гаражом может стать стульчик).
6. Уборка игрового материала
Ребенок совместно со взрослым убирает игровой материал, схемы и картинки, подсказывают место для размещения игрушек.
7. Прощание
Ребенок и взрослый становятся друг напротив друга, и берутся за руки. Ритмично раскачивая руками, участники группы хором произносят «До-сви-да-ния!».