Лариса Щербенкова
Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с романским стилем
Программное содержание:
Обогатить знания детей о прошлом человека.
Через ретроспективный метод познакомить детей с жизнью рыцарей в средние века (снаряжение, образ жизни, обычаи).
Познакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей (романский стиль); закреплять умение анализировать графическое изображение постройки (во фронтальной проекции, выделять в ней существенные части конструкции; учить планированию процесса сооружения постройки; отрабатывать навыки сотрудничества с партнёром по работе.
Публикация «Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе „Знакомство с романским стилем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Развивать у детей понимание ценности таких качеств, как мужество, достоинство, благородство.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о рыцарских временах из кн. Пименовой И. К., Соломадина И. М., Соломадиной Н. А. Честь, крест и меч.
Рассматривание иллюстраций с изображением рыцарских гербов.
Просмотр фрагментов видеофильма «Чудеса света».
Составление творческих рассказов «Я – на рыцарском турнире».
Проведение игры «Путешествие по ленте времени».
Изготовление макетов зданий различных стилей архитектуры (деревянное зодчество, древнеегипетская архитектура, конструктивизм).
Материал:
Иллюстрация рыцаря.
Материал к игре «Собери правильно»,
«Лента времени».
Макеты замков.
Модели щитов.
Макеты конструкций различных стилей архитектуры.
Видеоматериал «Десять самых лучших замков Англии».
Набора строительных деталей.
Активизация словаря:
Латы, доспехи, с открытым забралом, собираться за круглым столом, снаряжение, турнир, герб. Романский стиль, пилястры, шаблоны.
Ход занятия:
1 часть:
Мотивация:
- Хотите услышать интересную историю?
На одной из улиц большого города находился обыкновенный дом. Но в одной обыкновенной квартире жил совершенно необыкновенный человек. Он был историком и путешествовал в прошлое. Каждое утро человек отправлялся в разные времена.
- Дорогу, по которой ходил историк, (а мы с вами пойдём) можно представить в виде ленты времени. (Стр. 5 кн. Е. В. Саплина и А. И. Саплиной «Введение в историю»).
- Давайте посмотрим на отрезок ленты времени. Кого вы там видите? (Рыцаря, мушкетёра, солдата времён Петра 1, гусара, красноармейца, солдата Российской Армии).
- Отправляемся вместе с историком в удивительное время, которое лежит как раз посередине всей истории человечества и называется «средние века»?
Звучит запись – топот лошади.
- О! Я вижу конного воина. Как вы думаете, кого? (Помещается иллюстрация рыцаря на коне).
Нам, как исследователям-историкам, очень важно точно запомнить снаряжение рыцаря. Опишем его. (Рыцарь одет в железные латы (или доспехи, на голове – шлем с забралом; щит, меч и копьё).
- Что хорошо, что плохо в таких доспехах? (Плохо – слишком тяжёлые, в них жарко летом, не переплывёшь через реку. Хорошо – надёжная защита в бою).
- Латы закрывали рыцаря полностью. Как же узнать рыцаря, различит, кто свой, кто чужой? (На щитах рисовали разные фигуры – гербы).
Познавательно-коммуникативная игра «Найди свой герб».
(дети ищут пару и объясняют значение герба рыцарских времё н:
Журавль – бдительность и осторожность,
Лилия – расцвет и успех,
Единорог – символ непобедимости,
Гриф – бесстрашие и свирепость).
- Как вы думаете, что обозначает сегодняшнее выражение, которое я слышу от рыцаря: «Я иду с открытым забралом, с открытым лицом». (Человек не собирается воевать, он мирный и дружелюбный).
- Ребята, наш историк зовёт нас заглянуть в замок Камелот к королю Артуру. Там собрались славные рыцари за круглым столом. Они составляют правила поведения настоящего мужчины – «Кодекс рыцарской чести».
Мы тоже сделаем круг и вспомним рыцарские правила. (Рыцарь должен быть храбрым. Защищает бедных. Не может напасть на безоружного. Рыцарь не может обманывать. Он должен хранить верность прекрасной даме).
- К посвящению в рыцари готовились долгие годы. Кем вначале были мальчики? (Пажами, потом оруженосцами и после посвящения – рыцарями).
- Когда сегодня говорят, что человек поступил как рыцарь, значит, это какой человек? (Честный, храбрый, благородный).
- Что было самым любимым занятием рыцарей в редкие перерывы между походами? (Турниры).
Гимнастика для глаз «Посмотри в бинокль».
- Что мы увидели в турнире?
Игра «Что относится к рыцарскому времени?»
- История как наука любит точность. Давайте и мы разделимся на группу рыцарей и прекрасных дам и выберем то, что относится к рыцарскому времени. (Дети по группам выбирают рыцаря, его доспехи, оружие, коня. Оставляют лапти, сапоги мушкетёра, головной убор гусара и т. п.).
2 часть:
- Также многое о прошлом человека может рассказать и его жилище. В нём отражаются традиции народа, его привычки, вкусы. Хотите узнать, каким было жилище у жителей того времени? Совершенно особенным. Климат в те времена в Европе был суровым, часто выпадал снег, дули постоянные ветра.
- Из какого материала лучше было строить дом? (Из камня и глины, чтобы сохранить тепло).
- Частые войны привели к тому, что своё жилище человек стал рассматривать как крепость. Появляются замки, окружённые мощными стенами и рвами.
- Тогда и появилось выражение «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту фразу? (Это не только жилище, но и место, где можно укрыться в случае нападения. Место неприступное, надёжное, мощное, крепкое).
- Место для строения выбирали очень тщательно. Чаще всего замки возводили на краю утёса или на высоком холме; на потухшем вулкане или по середине рек, озёр. Давайте порассуждаем, почему? (Непроходимые места, с высокого места далеко видно). Вокруг замка рыли огромный ров, наполняли его водой. Через ров перекидывали подъёмный мост, что держался на крепких цепях.
Дети рассматривают макет.
- Что вы можете сказать об архитектуре этого замка? (Тяжёлые, глухие, мощные каменные стены; огромные дубовые ворота; узкие щелевидные арочные окна; массивные зубчатые смотровые башни).
- Мы рассмотрели макет. Я же предлагаю вам посмотреть видеосюжет о настоящем замке и определить, в чём его отличие от нашего замка. (Этот замок больше, мощнее. Внутри у каждой щели место для трёх лучников).
- А вот здесь, на столе, стоят макеты различных зданий. Нужно отобрать макеты замков.
Упражнение «Выбери макет».
- Этот архитектурный стиль называется «романский». Я знаю один секрет романского стиля. Хотите его узнать? Тогда посмотрите на замки сверху. (Сверху можно увидеть, что все замки строились в виде креста).
- Чтобы стать сильными и выносливыми, как рыцари, давайте выполним упражнение со своими щитами.
Физкультминутка
В правую руку щит свой возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне неспеша положи,
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика щит мой коснётся
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне!
- Итак, вы узнали много о замковой архитектуре. Хотели бы сами сейчас стать архитекторами, начертить, а затем построить свой замок? Но сначала мы рассмотрим чертёж.
3 часть
Вывешивается графическое изображение постройки замка в фронтальной проекции.
Педагог: Какая часть здания изображена? (Передняя, фасад).
- Какой это замок? (Большой, с тяжёлыми стенами, с массивными зубчатыми смотровыми башнями по углам, с центральным арочным входом, с узкими арочными окнами, с колоннами – пилястрами).
- Из каких частей состоит фасад? (Цоколь (фундамент, левая часть фасада, правая часть фасада, перекрытия, украшения).
- Как расположены эти части по отношению друг к другу? (Центральная часть самая высокая, левая – пониже, правая – самая низкая).
- Из каких деталей будем строить фундамент?
- Как расположим детали и почему?
Самостоятельная работа.
Дети объединяются в пары, договариваются о распределении обязанностей. Строят. Затем чертят или «вид сбоку» или «вид сверху».
Ребёнок – контролёр сверяет, находит неточности и исправляет. Украшения к башням дети выбирают самостоятельно на столе у педагога.
Педагог: Ребята, я вас приглашаю к выставке иллюстраций. Слева – знакомые вам сооружения. Какого стиля? (Романского). А справа – новый стиль архитектуры, который возник на основе романского, он называется «готический», но с ним мы будем знакомиться позже.
Используемая литература:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков.
2. Военная техника. Сборник. М., 1937.
3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.
4. Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. Честь, крест и меч: Пособие для развивающего обучения. М. :ЭКСМО – Пресс, 1998.
5. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю.