Папки-передвижки

Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»

Лариса Щербенкова
Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с романским стилем

Программное содержание:

Обогатить знания детей о прошлом человека.

Через ретроспективный метод познакомить детей с жизнью рыцарей в средние века (снаряжение, образ жизни, обычаи).

Познакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей (романский стиль); закреплять умение анализировать графическое изображение постройки (во фронтальной проекции, выделять в ней существенные части конструкции; учить планированию процесса сооружения постройки; отрабатывать навыки сотрудничества с партнёром по работе.

Публикация «Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе „Знакомство с романским стилем“» размещена в разделах

Развивать у детей понимание ценности таких качеств, как мужество, достоинство, благородство.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о рыцарских временах из кн. Пименовой И. К., Соломадина И. М., Соломадиной Н. А. Честь, крест и меч.

Рассматривание иллюстраций с изображением рыцарских гербов.

Просмотр фрагментов видеофильма «Чудеса света».

Составление творческих рассказов «Я – на рыцарском турнире».

Проведение игры «Путешествие по ленте времени».

Изготовление макетов зданий различных стилей архитектуры (деревянное зодчество, древнеегипетская архитектура, конструктивизм).

Материал:

Иллюстрация рыцаря.

Материал к игре «Собери правильно»,

«Лента времени».

Макеты замков.

Модели щитов.

Макеты конструкций различных стилей архитектуры.

Видеоматериал «Десять самых лучших замков Англии».

Набора строительных деталей.

Активизация словаря:

Латы, доспехи, с открытым забралом, собираться за круглым столом, снаряжение, турнир, герб. Романский стиль, пилястры, шаблоны.

Ход занятия:

1 часть:

Мотивация:

- Хотите услышать интересную историю?

На одной из улиц большого города находился обыкновенный дом. Но в одной обыкновенной квартире жил совершенно необыкновенный человек. Он был историком и путешествовал в прошлое. Каждое утро человек отправлялся в разные времена.

- Дорогу, по которой ходил историк, (а мы с вами пойдём) можно представить в виде ленты времени. (Стр. 5 кн. Е. В. Саплина и А. И. Саплиной «Введение в историю»).

- Давайте посмотрим на отрезок ленты времени. Кого вы там видите? (Рыцаря, мушкетёра, солдата времён Петра 1, гусара, красноармейца, солдата Российской Армии).

- Отправляемся вместе с историком в удивительное время, которое лежит как раз посередине всей истории человечества и называется «средние века»?

Звучит запись – топот лошади.

- О! Я вижу конного воина. Как вы думаете, кого? (Помещается иллюстрация рыцаря на коне).

Нам, как исследователям-историкам, очень важно точно запомнить снаряжение рыцаря. Опишем его. (Рыцарь одет в железные латы (или доспехи, на голове – шлем с забралом; щит, меч и копьё).

- Что хорошо, что плохо в таких доспехах? (Плохо – слишком тяжёлые, в них жарко летом, не переплывёшь через реку. Хорошо – надёжная защита в бою).

- Латы закрывали рыцаря полностью. Как же узнать рыцаря, различит, кто свой, кто чужой? (На щитах рисовали разные фигуры – гербы).

Познавательно-коммуникативная игра «Найди свой герб».

(дети ищут пару и объясняют значение герба рыцарских времё н:

Журавль – бдительность и осторожность,

Лилия – расцвет и успех,

Единорог – символ непобедимости,

Гриф – бесстрашие и свирепость).

- Как вы думаете, что обозначает сегодняшнее выражение, которое я слышу от рыцаря: «Я иду с открытым забралом, с открытым лицом». (Человек не собирается воевать, он мирный и дружелюбный).

- Ребята, наш историк зовёт нас заглянуть в замок Камелот к королю Артуру. Там собрались славные рыцари за круглым столом. Они составляют правила поведения настоящего мужчины – «Кодекс рыцарской чести».

Мы тоже сделаем круг и вспомним рыцарские правила. (Рыцарь должен быть храбрым. Защищает бедных. Не может напасть на безоружного. Рыцарь не может обманывать. Он должен хранить верность прекрасной даме).

- К посвящению в рыцари готовились долгие годы. Кем вначале были мальчики? (Пажами, потом оруженосцами и после посвящения – рыцарями).

- Когда сегодня говорят, что человек поступил как рыцарь, значит, это какой человек? (Честный, храбрый, благородный).

- Что было самым любимым занятием рыцарей в редкие перерывы между походами? (Турниры).

Гимнастика для глаз «Посмотри в бинокль».

- Что мы увидели в турнире?

Игра «Что относится к рыцарскому времени?»

- История как наука любит точность. Давайте и мы разделимся на группу рыцарей и прекрасных дам и выберем то, что относится к рыцарскому времени. (Дети по группам выбирают рыцаря, его доспехи, оружие, коня. Оставляют лапти, сапоги мушкетёра, головной убор гусара и т. п.).

2 часть:

- Также многое о прошлом человека может рассказать и его жилище. В нём отражаются традиции народа, его привычки, вкусы. Хотите узнать, каким было жилище у жителей того времени? Совершенно особенным. Климат в те времена в Европе был суровым, часто выпадал снег, дули постоянные ветра.

- Из какого материала лучше было строить дом? (Из камня и глины, чтобы сохранить тепло).

- Частые войны привели к тому, что своё жилище человек стал рассматривать как крепость. Появляются замки, окружённые мощными стенами и рвами.

- Тогда и появилось выражение «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту фразу? (Это не только жилище, но и место, где можно укрыться в случае нападения. Место неприступное, надёжное, мощное, крепкое).

- Место для строения выбирали очень тщательно. Чаще всего замки возводили на краю утёса или на высоком холме; на потухшем вулкане или по середине рек, озёр. Давайте порассуждаем, почему? (Непроходимые места, с высокого места далеко видно). Вокруг замка рыли огромный ров, наполняли его водой. Через ров перекидывали подъёмный мост, что держался на крепких цепях.

Дети рассматривают макет.

- Что вы можете сказать об архитектуре этого замка? (Тяжёлые, глухие, мощные каменные стены; огромные дубовые ворота; узкие щелевидные арочные окна; массивные зубчатые смотровые башни).

- Мы рассмотрели макет. Я же предлагаю вам посмотреть видеосюжет о настоящем замке и определить, в чём его отличие от нашего замка. (Этот замок больше, мощнее. Внутри у каждой щели место для трёх лучников).

- А вот здесь, на столе, стоят макеты различных зданий. Нужно отобрать макеты замков.

Упражнение «Выбери макет».

- Этот архитектурный стиль называется «романский». Я знаю один секрет романского стиля. Хотите его узнать? Тогда посмотрите на замки сверху. (Сверху можно увидеть, что все замки строились в виде креста).

- Чтобы стать сильными и выносливыми, как рыцари, давайте выполним упражнение со своими щитами.

Физкультминутка

В правую руку щит свой возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне неспеша положи,

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика щит мой коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне!

- Итак, вы узнали много о замковой архитектуре. Хотели бы сами сейчас стать архитекторами, начертить, а затем построить свой замок? Но сначала мы рассмотрим чертёж.

3 часть

Вывешивается графическое изображение постройки замка в фронтальной проекции.

Педагог: Какая часть здания изображена? (Передняя, фасад).

- Какой это замок? (Большой, с тяжёлыми стенами, с массивными зубчатыми смотровыми башнями по углам, с центральным арочным входом, с узкими арочными окнами, с колоннами – пилястрами).

- Из каких частей состоит фасад? (Цоколь (фундамент, левая часть фасада, правая часть фасада, перекрытия, украшения).

- Как расположены эти части по отношению друг к другу? (Центральная часть самая высокая, левая – пониже, правая – самая низкая).

- Из каких деталей будем строить фундамент?

- Как расположим детали и почему?

Самостоятельная работа.

Дети объединяются в пары, договариваются о распределении обязанностей. Строят. Затем чертят или «вид сбоку» или «вид сверху».

Ребёнок – контролёр сверяет, находит неточности и исправляет. Украшения к башням дети выбирают самостоятельно на столе у педагога.

Педагог: Ребята, я вас приглашаю к выставке иллюстраций. Слева – знакомые вам сооружения. Какого стиля? (Романского). А справа – новый стиль архитектуры, который возник на основе романского, он называется «готический», но с ним мы будем знакомиться позже.

Используемая литература:

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков.

2. Военная техника. Сборник. М., 1937.

3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.

4. Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. Честь, крест и меч: Пособие для развивающего обучения. М. :ЭКСМО – Пресс, 1998.

5. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю.

Публикации по теме:

Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №70" Сценарий совместной деятельности по.

Статья «Экспериментальная деятельность с дошкольниками» Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Чтобы избежать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 16:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Щербенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД