МААМ-картинки

Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»

Лариса Щербенкова
Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №70"

Сценарий совместной деятельности по познавательной и художественно – эстетической деятельности в подготовительной группе «Живая древняя Русь» из цикла «Исторические сказки»

Составила:

воспитатель Щербенкова Лариса Аркадьевна

Программное содержание:

Пробудить интерес к искусству русской архитектуры.

Публикация «Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности „Живая древняя Русь“» размещена в разделах

Познакомить с особенностями строения старинных деревянных построек, культурой строительной в России.

Учить детей переводить впечатления от восприятия деревянного зодчества в конструкцию.

Проявлять самостоятельность в выборе конструкции терема.

Предварительная работа:

Экскурсия в «Ангарскую деревню».

Чтение детских энциклопедий, литературы о деревянном зодчестве, былин, русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций.

Изготовление макетов изб, теремов.

Материал:

Макет «Русская деревня».

Элементы теневого театра.

Шаблоны.

Наборы строительного материала.

Чертежи теремов.

Активизация словаря:

Землянка, изба, терема, балясины, ставни, хоромы, горница, наличники, древодел.

Ход занятия:

1 часть

Дети рассаживаются вокруг макета «Русская деревня».

Педагог: - Дети, вам знакомо слово «архитектура»?

- Что оно обозначает? (Это искусство создания для людей красивых и удобных сооружений). Сегодня мы поговорим о русских архитекторах, которых на Руси называли «зодчие».

- Для чего люди строили жилища? (Защита от внешней среды, от животных).

- Как строили? (Прочно, надёжно).

- Но чтобы здание считалось произведением искусства, оно должно быть красивым, вызывать чувства. Что вы чувствуете, когда смотрите на старинные сооружения? (Гордость, радость).

- Какими словами можно описать эти здания? (Красивые, нарядные, неповторимые, величавые). Все они имеют русский облик, а вместе называются архитектурным ансамблем или архитектурным пейзажем. Вы хотите узнать, как изменялся облик жилища в старину на Руси? Тогда я предлагаю вам отправиться по реке времени в те давние времена.

Дети рассаживаются перед ширмой. Гаснет свет. За ширмой появляются силуэты Кубарика, затем Рисовашки.

Рисовашка: Кубарик, куда путь держишь?

Кубарик: Давным-давно задумал я узнать,

Прекрасна ль русская земля.

И есть ли там, вдали,

Деревни, города…

Рисовашка: Можно, и я с тобой?

Подходят к землянке. (Появляется силуэт землянки).

Кубарик: А вот и первое жилое сооружение! Россия издавна была лесной страной, а потому русский человек жилище рубил себе из брёвен и селился по берегам рек и озёр.

Рисовашка: Но это какое-то ветхое сооружение. Что это? (Землянка).

Кубарик: Почему вы думаете, что это землянка? (Маленькая, низкая, без окон). Верно. В те давние времена у мастера, кроме топора, ничего не было. В высоту строить было невозможно. Почему? (Не было инструментов, техники). И поэтому человек рыл яму, углублялся в землю, а яму обкладывал брёвнами.

Время бежит вперёд, и уже в таком жилье стало жить тяжело.

Рисовашка: Почему? (Тесно, темно, неуютно).

Кубарик: Немало воды утекло, прежде чем человек стал возводить для себя и своей семьи избы. (Появляется силуэт избы). Как же рубились бревенчатые дома? (Прочно, крепко).

Рисовашка: И об украшении не забывали. Как украшали? (Наличниками, коньками, наличниками, ставнями).

Как ловко и ладно слажена изба и какое название меткое – сруб.

Кубарик: Какие же мастера могли это построить? (Древноделы, плотники).

Рисовашка: Интересно, из стволов каких деревьев можно было строить избы? (Из сосен и елей). Почему? (Стволы этих деревьев ровные, на солнце не рассыхаются, от дождей не гниют).

Наша лесами богата земля.

Лес в ней и строен, и ровен.

И стену, и крышу рубили из брёвен.

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Кубарик: Долго – долго учился человек строить крепко и красиво, и задумал он построить… (появляется силуэт терема). Что задумал построить? (Терем). Чем отличается терем от избы? (Терем выше, шире, наряднее, красивее).

Рисовашка: Хорошо в тереме изукрашено!

На небе солнце, в тереме солнце!

На небе звёзды, в тереме звёзды!

На небе заря, в тереме заря!

И вся красота поднебесная!

Кубарик: И не только внутри, но и снаружи, где главным украшением были наличники и ставни. Но талант зодчего проявлялся в архитектуре крыльца. Какими могли быть крылечки? (Висячими крытыми, на одном столбе, на четырёх столбах). (Добавляется силуэт крыльца). А у этого терема какое крыльцо? Чем украшено? (Балясинами).

Рисовашка: А крыш-то сколько! И какие все необычные! (Кубовастые, бочки, главки, шатры). Похоже на сказку куполов! (Добавляются силуэты крыш).

Кубарик: Но дерево, в отличие от камня и кирпича, материал недолговечный: дожди и снега, зной и ветры, наводнения и пожары сделали своё дело: на всей земле России почти не осталось деревянных сооружений. И я, знаешь, Рисовашка, о чём думаю? О том, когда же на Руси начнут восстанавливать терема?

Рисовашка: Я полагаю, с сегодняшнего дня.

(Даёт Кубарику планы).

2 часть

Включается свет.

Педагог выходит к детям с планами, даёт им возможность выбрать чертёж.

Самостоятельная работа. Ребёнок-контролёр обходит группу, определяет и исправляет неточности.

Педагог: Какие сказочные персонажи могли бы жить в этих теремах? Предлагаю вам в группе нарисовать терема для названных сказочных героев.

Используемая литература:

1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель. АСТ, 1999.

2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.

3. Журнал «Обруч», № 2, 2002. Помогаева В. «Дворцы и храмы».

4. Иркутск. Агенство «Комсомольская правда – Байкал», 1995.

5. История человечества. Рождение Руси. М., «ЭКСМО – Пресс», 1998.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 16:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Щербенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД