Лариса Щербенкова
Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №70"
Сценарий совместной деятельности по познавательной и художественно – эстетической деятельности в подготовительной группе «Живая древняя Русь» из цикла «Исторические сказки»
Составила:
воспитатель Щербенкова Лариса Аркадьевна
Программное содержание:
Пробудить интерес к искусству русской архитектуры.
Публикация «Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности „Живая древняя Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Познакомить с особенностями строения старинных деревянных построек, культурой строительной в России.
Учить детей переводить впечатления от восприятия деревянного зодчества в конструкцию.
Проявлять самостоятельность в выборе конструкции терема.
Предварительная работа:
Экскурсия в «Ангарскую деревню».
Чтение детских энциклопедий, литературы о деревянном зодчестве, былин, русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций.
Изготовление макетов изб, теремов.
Материал:
Макет «Русская деревня».
Элементы теневого театра.
Шаблоны.
Наборы строительного материала.
Чертежи теремов.
Активизация словаря:
Землянка, изба, терема, балясины, ставни, хоромы, горница, наличники, древодел.
Ход занятия:
1 часть
Дети рассаживаются вокруг макета «Русская деревня».
Педагог: - Дети, вам знакомо слово «архитектура»?
- Что оно обозначает? (Это искусство создания для людей красивых и удобных сооружений). Сегодня мы поговорим о русских архитекторах, которых на Руси называли «зодчие».
- Для чего люди строили жилища? (Защита от внешней среды, от животных).
- Как строили? (Прочно, надёжно).
- Но чтобы здание считалось произведением искусства, оно должно быть красивым, вызывать чувства. Что вы чувствуете, когда смотрите на старинные сооружения? (Гордость, радость).
- Какими словами можно описать эти здания? (Красивые, нарядные, неповторимые, величавые). Все они имеют русский облик, а вместе называются архитектурным ансамблем или архитектурным пейзажем. Вы хотите узнать, как изменялся облик жилища в старину на Руси? Тогда я предлагаю вам отправиться по реке времени в те давние времена.
Дети рассаживаются перед ширмой. Гаснет свет. За ширмой появляются силуэты Кубарика, затем Рисовашки.
Рисовашка: Кубарик, куда путь держишь?
Кубарик: Давным-давно задумал я узнать,
Прекрасна ль русская земля.
И есть ли там, вдали,
Деревни, города…
Рисовашка: Можно, и я с тобой?
Подходят к землянке. (Появляется силуэт землянки).
Кубарик: А вот и первое жилое сооружение! Россия издавна была лесной страной, а потому русский человек жилище рубил себе из брёвен и селился по берегам рек и озёр.
Рисовашка: Но это какое-то ветхое сооружение. Что это? (Землянка).
Кубарик: Почему вы думаете, что это землянка? (Маленькая, низкая, без окон). Верно. В те давние времена у мастера, кроме топора, ничего не было. В высоту строить было невозможно. Почему? (Не было инструментов, техники). И поэтому человек рыл яму, углублялся в землю, а яму обкладывал брёвнами.
Время бежит вперёд, и уже в таком жилье стало жить тяжело.
Рисовашка: Почему? (Тесно, темно, неуютно).
Кубарик: Немало воды утекло, прежде чем человек стал возводить для себя и своей семьи избы. (Появляется силуэт избы). Как же рубились бревенчатые дома? (Прочно, крепко).
Рисовашка: И об украшении не забывали. Как украшали? (Наличниками, коньками, наличниками, ставнями).
Как ловко и ладно слажена изба и какое название меткое – сруб.
Кубарик: Какие же мастера могли это построить? (Древноделы, плотники).
Рисовашка: Интересно, из стволов каких деревьев можно было строить избы? (Из сосен и елей). Почему? (Стволы этих деревьев ровные, на солнце не рассыхаются, от дождей не гниют).
Наша лесами богата земля.
Лес в ней и строен, и ровен.
И стену, и крышу рубили из брёвен.
Один лишь помощник – топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Кубарик: Долго – долго учился человек строить крепко и красиво, и задумал он построить… (появляется силуэт терема). Что задумал построить? (Терем). Чем отличается терем от избы? (Терем выше, шире, наряднее, красивее).
Рисовашка: Хорошо в тереме изукрашено!
На небе солнце, в тереме солнце!
На небе звёзды, в тереме звёзды!
На небе заря, в тереме заря!
И вся красота поднебесная!
Кубарик: И не только внутри, но и снаружи, где главным украшением были наличники и ставни. Но талант зодчего проявлялся в архитектуре крыльца. Какими могли быть крылечки? (Висячими крытыми, на одном столбе, на четырёх столбах). (Добавляется силуэт крыльца). А у этого терема какое крыльцо? Чем украшено? (Балясинами).
Рисовашка: А крыш-то сколько! И какие все необычные! (Кубовастые, бочки, главки, шатры). Похоже на сказку куполов! (Добавляются силуэты крыш).
Кубарик: Но дерево, в отличие от камня и кирпича, материал недолговечный: дожди и снега, зной и ветры, наводнения и пожары сделали своё дело: на всей земле России почти не осталось деревянных сооружений. И я, знаешь, Рисовашка, о чём думаю? О том, когда же на Руси начнут восстанавливать терема?
Рисовашка: Я полагаю, с сегодняшнего дня.
(Даёт Кубарику планы).
2 часть
Включается свет.
Педагог выходит к детям с планами, даёт им возможность выбрать чертёж.
Самостоятельная работа. Ребёнок-контролёр обходит группу, определяет и исправляет неточности.
Педагог: Какие сказочные персонажи могли бы жить в этих теремах? Предлагаю вам в группе нарисовать терема для названных сказочных героев.
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель. АСТ, 1999.
2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.
3. Журнал «Обруч», № 2, 2002. Помогаева В. «Дворцы и храмы».
4. Иркутск. Агенство «Комсомольская правда – Байкал», 1995.
5. История человечества. Рождение Руси. М., «ЭКСМО – Пресс», 1998.