Папки-передвижки

Конспект занятия по знакомству детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области

Светлана Владимировна Филиппова
Конспект занятия по знакомству детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
▼ Скачать

Конспект НОД

Тема:

Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области

Автор:

Филиппова С. В., воспитатель МБДОУ № 223

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям через знакомство с мастерами – умельцами мастерами Корсунского района Ульяновской области

Публикация «Конспект занятия по знакомству детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем.

Развивающие:

1. Формировать навыки работы с глиной.

2. Развить наблюдательность, расширить кругозор; 3. Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса к народным промыслам родного края.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.

Предварительная работа:

1. Рассказ о истории народного гончарного промысла Корсунского района ;

2. Выставка глиняных изделий, проведение экскурсии для детей по ней.

3. Игра «Хорошо –плохо» - рассматривание свойств глиняной посуды.

4. Рассматривание глиняной посуды, игрушек, составление детьми рассказов о понравившемся экспонате выставки глиняных изделий и презентация его в игровой форме «Проведение экскурсии по выставке для гостя группы (сотрудника д / с, родителя, детей и пр.)

План рассказа:

5. Просмотр презентации «Сухой карсун Дом Ремесел».

6. Чтение и рассматривание иллюстраций книги М. В Коротковой «Быт и традиции русского народа», А. Вахрючева «Сказы о самородках».

7. Изготовление детьми совместно с педагогом письма-приглашения на встречу мастеру Дома Ремесел и благодарности ему за мастер –класс по работе с глиной и рассказ о деятельности гончаров.

Расширение и активизация словаря детей

(Гончары, горшечники, гончарный круг, обжиг, глазурь, рыльник, молочник, горшеня, кринка, миска, латка, ….)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, на выставку наших изделий, и отгадайте загадки.

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

2. Посуды нет такой давно,

Всё металл и стекло,

А в старину у всех была

Чаще посуда (глиняная)

3. В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

4. Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (Гончар.)

Дети отвечают и поясняют, или подытоживает воспитатель:

Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.

Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем оно:

Горшки, кувшины, крынки,

Ты почеши им спинки,

И губкой приголубь их,

Родится новый стих.

Гончарные изделия,

Использовал Емеля их,

Как в сказках, в кухне носятся,

"Возьми меня!" все просятся.

Все гладкие, молочные

Лощёные и сочные,

К столу их подавай,

И чай всем наливай!

И крикни "Мурр!" в окошко!

Налей Мурёнке в плошку.

Себе - в Кандюшку чаю,

Садись, но ближе с краю.

В Кувшины - молоко,

Сменить посуду так легко!

И так приятно взляду и рукам,

Живая глина здесь и там.

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

гончарном промысле)

Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Ульяновской области. Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. На всю округу славились Корсунские горшки. В наши дни гончарным ремеслом занимаются в Сухом Карсуне Доме Ремесел.

Воспитатель :Ребята, сегодня я

расскажу о народных ремеслах и промыслах Корсунского района.

Расскажу я вам, ребята, что давным- давно,

В Сухом Карсуне жило было ремесло.

Жило было не тужило,

людям пользу приносило,

и дернвня и село, свое имели ремесло.

ну а глиняные латки обжигали гончары.

Сегодня мастер – гончар Смирнова Ирина Владимировна покажет вам свое мастерство. Как из обыкновенного кусочка глины получаются необыкновенно красивые формы.

Мастер-класс на гончарном круге. Смирнова И. В

обращает внимание детей на гончарный круг.

Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает, что это?

Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещаются от дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

Показ изделия, выполненного мастером.

Староверова. – Чтобы сделать такое изделие мастеру помогли гончарный круг, умелые руки, и материал с которым он работал.

Как называется этот материал?

Дети - глина.

Староверова. Как вы думаете, ребята, а что еще нужно для того, чтобы получились такие изделия?

Дети - нужно учиться, много трудиться

Староверова. Ребята у каждого мастера есть ученики и подмастерья, которые помогают мастеру, мять глину, готовить ее к работе, шлифовать изделия, готовить изделия к обжигу.

Сегодня мы с Ириной Владимировной приглашаем вас в помощники мастера.

А пока мы готовим материал, вы готовите ручки и пальчики к работе с глиной.

(Можно заранее положить на стол салфетки х/б или небольшие клееночки или доски. Влажные губки для мытья посуды.

Раздаем комочки глины.

Воспитатель Физкультурная минутка. (стоя у своих столов)

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите»

Практическая часть. Изготовление тарелочки из глины из целого куска. Староверова А. В.

Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем тарелочку.

Переминаем комок глины в кулачке, разминаем пальчиками, прощупываем глину, собираем все в комок., продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшения и дополнительные детали.

- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);

- сплющить шар между ладонями (показать);

- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).

Дети лепят тарелочки. индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.

Переходим к украшению тарелочки. Украсить можно оттисками в виде листочков, кружочков с помощью тех инструментов, которые находятся у вас на столе. Это стеки. Стек увлажняем о губку и прижимаем к изделию.

Второй способ украшения- налепами. Отщипываем небольшое количество глины от комочка который остался, катаем горошинку, увлажняем огубку и прикрепляем к изделию. Элементом украшения может служить жгутик и капелька. / Чистим руки, губкой, чистим стеки. тарелочки ставим на край стола.

Давайте посмотрим, что у нас получились. (презентация своей поделки) (необычные, красивые, все разные у кого-то края повыше, у кого-то ниже, украсили по разному. вот видите ребята вы делали одинаковую тарелку, но они отличаются украшением, формой. Так и у гончарных мастеров есть отличительные черты)

Апплодисменты нашим мастерам!

Староверова. Ребята из глины лепили не только предметы посуды, а также и глиняную игрушку.

Тарелки из глины и фарфора обжигают в печи, чтобы они стали прочными.

Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими красками.

Для вас принесла в подарок глиняные игрушки

- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук. Сделал их мастер – игрушечник.

Воспитатель. Сегодня мы рассказали вам о народном творчестве, волшебной глине, познакомили вас с мастерами глиняных дел. А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими видами народного творчества, которыми занимаются мастера в Корсунском Доме Ремесел и не только понаблюдаем процесс изготовления изделий, но и сами поучаствуем в этом процессе

Вопросы

Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?

Что вам больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело

Публикации по теме:

Дидактическая игра с прищепками по знакомству детей с витаминами А, В, С, д «Заботливые Витамишки» для детей 5–7 летДидактическая игра с прищепками по знакомству детей с витаминами А, В, С, д «Заботливые Витамишки» для детей 5–7 лет Игра "Заботливые Витамишки" предназначена для детей 5-7 лет. Цель этой игры познакомить детей с витаминами группы А, В, С, Д, расширять.

Фотоотчет о смотре-конкурсе педагогических коллективов Новоусманского района Воронежской областиФотоотчет о смотре-конкурсе педагогических коллективов Новоусманского района Воронежской области Фото отчет о смотре- конкурсе педагогических коллективов, Новоусманского района, Воронежской области. Здравствуйте мои коллеги и друзья.

Фотоотчет «Знакомство с глиной и гончарным кругом»Фотоотчет «Знакомство с глиной и гончарным кругом» Вопрос развития творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения был и всегда будет актуальным. Сегодня очень важно действовать.

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица» Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя.

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия». Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты.

Конспект занятия в подготовительной группе «Горы Оренбургской области и их обитатели» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Горы Оренбургской области и их обитатели».Цель: Продолжать знакомство детей с неживой.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Знакомство с народным ремеслом плетения из природного материала»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Знакомство с народным ремеслом плетения из природного материала» Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью мелкой моторики рук Задачи. Развитие мышления, наблюдательности, воображения двигательной и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 10:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД