Татьяна Самойлова
Конспект занятия «Звуки [М]-[Н]»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет домашнее животное
II. Основная часть
Объявление темы занятия
- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, кто на занятие пришел к нам.
Любит рыбку и сметану,
И поёт так сладко «мяу»,
И мурлычет у окошка,
Кто же это дети? (кошка)
У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я. (собака)
- Посмотрите, к нам на занятие пришли кошка Мурка и собака Нурка.
- Ребята, эти имена похожи? (да)
- А чем они различаются? (Отличаются первым звуком (М и Н)
- Сегодня мы будем работать со звуками [М]-[Н] и учиться их различать. Тема нашего занятия звуки [М]-[Н].
Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.
- Хоровое и индивидуальное произнесение звука [М] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: Губы сжаты вместе, они не пропускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук [М], нос сердится, «гудит», и губы «гудят». Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Звук [М] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
- Произнесение звука [Н] логопедом, а затем детьми хором и индивидуально. Звук [Н] — согласный, твердый, звонкий (губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду — язык и зубы, обозначаем фишкой синего цвета.
Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов и слов.
- Давайте вместе с Муркой и Нуркой поиграем в игру «Хлопай, не зевай».
- Внимательно слушайте звуки. Покажите веселый смайлик если услышите звук [М], злой смайлик если услышите звук [Н]. (М, П, А, Н, М, У, К, У, М, М, Н и т. д.)
В слогах: МА, ПА, МЫ, НО, СЫ, МЫ, КА, ОМ, НО, ОК, ИМ и т. д.
В словах: лимон, гном, диван, дом, сом, банан, мама, носорог и т. д.
Дети внимательно слушают и поднимают соответствующий смайлик.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Как животных нам назвать?
(хлопаем в ладоши)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно
Лошадь, корова, собака и кошка
(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке)
Как назовем их?
Подумай немножко
(разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих)
В доме с хозяином дружно живут
Значит, домашними все их зовут.
(изображаем руками крышу дома над головой)
Формирование фонематического анализа: определение количества и последовательности звуков, выкладывание звуковой схемы.
- А сейчас дружно выложим схему слогов.
(МУ, АН, НО, ИМ)
Физминутка
Вы со мной знакомы близко
дети идут по кругу на носочках, крадучись
Я – приветливая киска.
останавливаются, лицом в круг
Кверху – кисточки на ушках,
делают «ушки» из ладошек
Когти спрятаны в подушках.
«коготочки» из пальчиков
В темноте я зорко вижу,
вновь и дут по кругу, крадучись
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно-
останавливаются, встают лицом в круг
Я царапаюсь ужасно.
показывают «коготочки»
Игра «Четвертый лишний»
Мурка и Нурка хотят вас запутать, послушайте внимательно, скажите какое слово лишнее, обращая внимание на звуки М и Н.
Нота, мама, моль, сом
дым, мошка, бант, мышь
Нина, мыло, бинт, ноль
Слоговые цепочки «Повтори за мной»
-Молодцы! Не получилось вас запутать. Наши герои любят слушать песенки, слушайте внимательно и повторяйте слоговые цепочки.
Мы-ми-ми ды-ды-ди
ни-ни-ны бы-би-би и т. п.
Игра «Подари картинку Мурке и Нурке» (работа в тетрадях) (Приложение1)
- Нам пора прощаться с Муркой и Нуркой. Мурке подарим картинки со звуком [М], а Нурке со звуком [Н] в конце слова.
III. Подведение итога
- Какие звуки мы сегодня с вами различали? (звуки М и Н)
- Расскажите секреты звуков М и Н. (Звуки М и Н – согласные, твердые и звонкие)
- Каким символом мы будем обозначать звуки М и Н? (Синим квадратом)