Ирина
Конспект занятия «Золотая осень» для детей 6–7 лет
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы (6-7лет)
по теме: «Золотая осень»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений детей об осени средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки)
Задачи:
Образовательные
Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
-Активизировать в речи детей употребление сравнений, эпитетов при описании природы.
Публикация «Конспект занятия „Золотая осень“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
учить детей отражать осенние впечатления в рисунке, закреплять технические умения в работе с акварелью.
Развивающие.
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
развивать наблюдательность и зрительное восприятие при рассматривании картины;
развивать умение определять настроение художника (композитора), передаваемое его произведением;
развивать интерес к непринужденной беседе и правильно отвечать на вопросы;
Воспитательные
воспитывать чувство прекрасного, любви к природе через произведение живописи, музыки, воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.
Методы и приемы:
наглядный рассматривание картины, ;
словесный рассказывание стихотворений, вопросы, беседа;
Оборудование: проигрыватель дисков, диск с музыкой.
Средства:.
Предварительная работа-разучивание стихов на тему осени, -прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского и других музыкантов; - просмотр репродукций художников на тему осеннего пейзажа;
Словарная работа: листопад, пасмурная,монотипия.
Организационный момент.
Дети заходят в зал.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу. (и нашим гостям)
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий, чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное, какое настроение у вас в это чудесное осеннее утро? (ответы детей). (Отредактировать, в зависимости от погоды в день занятия) А что может вам улучшить, поднять настроение? (ответы детей)
- Как вы думаете, природа может влиять на наше настроение? Как это происходит? (ответы детей)
Я предлагаю вам посмотреть наш электронный фотоальбом, и вспомнить нашу осеннюю прогулку.
Дети рассаживаются перед экраном
- Давайте рассмотрим фотографии и вспомним, какой был день?
Какими были деревья? Кусты?
Каким было небо? Какое у вас было настроение? (Ответы детей).
-Как можно догадаться, какое у человека настроение (По выражению лица, по разговору).
-Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась….
В :О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?
В: Как вы думаете, с каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение (Восхищение, любование, грусть, печаль)
-Ребята, а с помощью живописи можно выразить своё настроение? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас на выставку картин. Сегодня здесь представлены произведения великого художников-пейзажиста Исаака Левитана. Кто знает, почему его так называют, пейзажист? (ответы детей). Верно, художник написал очень много пейзажей в разные периоды осени. Какие периоды осени вы знаете? (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень). А какой период у нас сейчас за окном? (поздняя осень).
Какой период осени изображён на этой картине? Как вы это поняли? (Ответы детей)
- Да вы правы, картина так и называется «Поздняя осень». - Какие чувства или какое настроение она передаёт? Что вы чувствуете, глядя на неё?
…. (и т. д. «Осень. Река» - ранняя осень, и затем - «Золотая осень»).
- Что помогает художнику отобразить это настроение? (краски) Какие цвета помогают выразить радость, восторг (яркие, светлые оттенки: жёлтый, красный, голубой)
- А с какие цвета, наоборот, помогают выразить грусть? (темные: черный, коричневый, темно-синий, темно-зелёный).
Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень».
Как вы думаете почему? Как бы вы назвали её (Ответы детей).
-Давайте посмотрим на картину внимательно, рассмотрим, что изображено на ней. Ответы детей
-Ещё тепло, солнечно, но деревья уже начинают окрашиваться в золотой цвет.
-Какие листья на берёзе? На осинке? (Листья на берёзе жёлтые, золотые, а осинка красная, багровая.)
-Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)
-Посмотрите на речку. Какая она? (Речка тихая, светло – синяя, задумчивая.)
-Присмотритесь к её берегам. Чем они покрыты? Какая трава? (Зелёная, но уже начинает увядать. Сухая трава клонится к земле.)
-А вы заметили среди увядающей травы одинокий цветок? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу, радуется, что он красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
Я предлагаю вам сейчас «поднять ему настроение». Давайте подарим ему танец осенних листьев. (Раздаёт осенние листья, дети импровизируют под музыку)
Физминутка (Вивальди. Фрагмент)
В: Здорово у вас получилось! Настоящий осенний листопад! Какое настроение было у вас, когда вы танцевали? Почему? (потому что музыка была весёлая, торжественная, радостная)
- Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора? (звуки). Да, ребята, ими тоже можно прекрасно рисовать природу.
Так же, как это делает в своей музыке великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Композитор очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы. Свои впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”. Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в этом произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка?
(звучит фрагмент произведения)
Ответы детей: (Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая. Композитор передал в ней чувство печали по прошедшему лету).
Я предлагаю вам тоже выразить свои впечатления от этого необыкновенного времени года – осени, и организовать свою осеннюю выставку! Согласны? Давайте пройдем за столы.
Ребята, мы с вами уже умеем рисовать природу, деревья, отражённые в воде. Кто-нибудь помнит, как называется этот приём? (Монотипия пейзажная)
Правильно! Монотипия – это нетрадиционная техника рисования. Состоит из двух слов «Моно — один, типия — отпечаток». Напомнить вам, как она выполняется? Берем листы бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы в верхней части рисуем пейзаж. Как нарисовали смачиваем нижнюю часть листа водой с помощью губки. Быстро складываем лист пополам, разгладив салфеткой или ладошкой. Раскрываем лист и смотрим какие у нас получились пейзажи. На верхнем рисунке тонкой кисточкой можно дорисовать веточки.
- Чтобы передать в рисунке радостное, светлое настроение, какие оттенки мы будем использовать? А если грусть, печаль? (Яркие, светлые для ранней, тёмные – для поздней осени). Тогда приступим. Постарайтесь, чтобы ваши пейзажи получились аккуратными и красивыми.
(Под музыку Чайковского, Вивальди, музыку дети рисуют свои пейзажи)
Итог занятия (1 мин.)
Давайте придумаем название нашей выставке. (Дети предлагают варианты)
Посмотрите, пожалуйста, на каком рисунке получилась осень золотая?
А на ком поздняя, грустная осень?
А мне бы хотелось пойти гулять вот в такой лес. А на этом рисунке самое необычное дерево.
Какой рисунок вам больше всего понравился? Осень нам оставила листочки. Возьмите один, прикрепите рядом с той работой, которая вам больше понравилась, объясняя, почему?
Ребята у всех пейзажи получились по-своему красивые, с разным настроением. Вы меня очень порадовали, я горжусь вами.
Соня, что для тебя сегодня больше всего порадовало на занятии. А ты, Вероника, что сегодня расскажешь маме?
Спасибо вам, ребята. Мне тоже было с вами интересно. Я подарю вам раскраски «пейзаж». Вы сможете раскрасить их так, какое у вас будет настроение.