Ольга Ларькина
Конспект занятия «Знакомство с творчеством И. Э. Грабаря. Рассматривание картины «Сентябрьский снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование навыка рассматривания картин.
Задачи:
Развивающие:
Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;
Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанников в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с творчеством И, Э, Грабаря, Рассматривание картины „Сентябрьский снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развитие эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств личности ребёнка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Образовательные:
Обучение приёмам творческой деятельности;
Формирование знаний о средствах художественной выразительности;
Формирование знаний о видах художественно-творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
Обогащать речь детей (терраса, балюстрада, колонна, перила);
Воспитательные:
Воспитывать чувство прекрасного, любви к природе через произведение живописи.
Формирование художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства;
Воспитание интереса к разным видам художественного творчества.
Оборудование: картина «Сентябрьский снег» И. Э. Грабарь;
схема – описание пейзажа;
кегли – 6 штук;
мольберт;
магниты.
Предварительная работа:
• рассматривание и описание картин «Золотая осень» И. И. Левитан; «Опавшие листья» И. И. Бродский;
• заучивание «Песня о картинах» А. Кушнер, Г. Гладков;
• чтение стихов об осени;
• наблюдения на прогулке за изменениями в природе осенью.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В: Ребята, сегодня мы пойдем с вами в картинную галерею.
В:-Что такое галерея?
Ответы детей.
-Это пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства.
В:-Вспомните пожалуйста, как нужно вести себя музее, в картинной галерее?
Ответы детей.
- Говорить нужно тихим голосом, обсуждать то, что видим, делиться впечатлениями.
-Нельзя бегать, трогать руками ничего нельзя.
-Нельзя мусорить.
В: - Давайте подойдем поближе к картинам и рассмотри их. Ребята, обратите внимание на эту чудесную картину. Будем рассматривать ее и рассказывать, что на ней изображено. Посмотрите на картину и скажите что это за жанр живописи. Почему?
(ответы детей)
В: Кто из вас помнит стихотворение «Песня о картинах» где говориться о пейзаже?
Ребенок:
Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.
2. Основная часть.
В: Что вы видите на картине?
Какое время года изобразил художник?
По каким признакам определили?
Какие цвета использовал художник, изображая снег?
Какой снег на картине?
Как бы вы назвали эту картину?
Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
(ответы детей)
В: Художник назвал эту картину «Сентябрьский снег». А написал эту картину Игорь Эммануилович Грабарь.
На картине мы видим террасу дома с колоннами и невысокой балюстрадой. Терраса – это открытая площадка.
Балюстрада – это ограждение террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин) соединенных сверху перилами.
Вокруг дома мы видим сад. Листья еще не опали. Тут и золото, и красноватые и даже ярко – зеленые листья. Выпал совсем недавно снег и он еще не успел весь растаять.
На террасе справа лежит пышный наметенный ветром снег. Он лежит шапкой на перилах балюстрады и бугорками между балясинами, а у дверей уже успел растаять и видно несколько досок пола. Снег на картине как настоящий, хочется его взять, потрогать.
Осенний день пасмурен. Небо серовато – голубое. Художник использовал много цветов и оттенков когда писал свою картину.
«Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце».
Художнику удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие. Игорь Эммануилович Грабарь изобразил необычное явление в природе – снег в сентябре. Неожиданно выпавший снег застал природу врасплох. Еще деревья не сбросили листву, а снег уже накрыл землю. Мы видим на картине редкий момент – встречу осени с зимой. Яркие краски осени и серовато-голубой оттенок снега создают красивое сочетание цветов. Снег как бы примеривается к земле. Мы ощущаем свежесть и прохладу осеннего дня. Художник дает нам возможность почувствовать красоту этого момента, увидеть причуды природы.
В: Послушайте небольшой фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди ("Времена года", I часть – "Осень"). Виртуозная музыка усиливает впечатление от картины. Что вы представили себе, когда слушали музыку? (ответы детей)
3. Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
4 Итог занятия.
В: Ребята, вы сегодня постарались и составили рассказы по картине и все они получились разные. Скажите, как называется эта картина? Какой художник ее написал? (ответы детей)
Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Чувство праздника или печали? Почему?
Предложить детям побыть художниками и дома совместно с родителями нарисовать осенний пейзаж и принести в детский сад.
Литература
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000.
2. Екатерина Румянцева Весёлые уроки рисования. – Москва Айрис – Пресс, 2016
3. Косминская В. Б. ,Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Москва Просвещение, 1987
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
6. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
8. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
9. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1996.