Марина Саппинен
Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями»
Цель: рассказать о комнатных растениях, научиться давать им характеристику по схеме, познакомится с некоторыми видами комнатных растений, основными частями растений, способом размножения (отростками, научить детей сажать отросток, выполнить аппликацию «Примула».
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
Формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями.
Побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида.
Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.
Закрепить понятие «отросток».
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по посадке и уходу за комнатными растениями.
Воспитывать основы ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
Материал:
Комнатные растения – примула, алоэ, каланхоэ, хлорофитум. Схемы описания и посадки растений. Карточки с изображением растений.
Лейка, земля для посадки, отростки хлорофитума, ложечки, торфяные горшочки, емкость для земли, фартуки.
Белые листы, листы цветной бумаги – коричневый, зеленый, желтый, фиолетовый. Ножницы, клей-карандаш.
Ход занятия:
занятие строится на основе обхода детьми и педагогом трех рабочих мест:
1) стол, на котором расположены комнатные растения – хлорофитум, каланхоэ, алоэ. схема описания комнатного растения, карточки с изображением растений. на этом этапе с детьми проводится беседа.
2) стол, на котором размещен хлорофитум с отростками. Лейки, фартуки повешаны на стулья, земля в контейнерах, земля в торфяных горшочках, ложки, отростки хлорофитума в воде. На этом этапе дети будут сажать отростки хлорофитума в землю. Также с детьми проводится беседа.
3) стол, на котором расположена примула. Листы цветной бумаги зеленого, коричневого, синего цвета, желтого. клей-карандаш, ножницы, лист белой бумаги. Здесь дети будут выполнять аппликацию.
Начало занятия :
Воспитатель: Сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут. (Комнатные растения)
правильно, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о комнатных растениях.
Основная часть.
Воспитатель: Дети, пройдите, пожалуйста, к первому столу. Тут нас ожидают комнатные растения. Что такое комнатные растения? Как это вы можете мне объяснить?
Дети: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.
Воспитатель: дети, а вы знаете названия комнатных растений.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с комнатными растениями, узнаем их названия и основные особенности.
Воспитатель: перед вами комнатное растение, называется алоэ. (Воспитатель сам описывает растения по схеме, показывая детям пример). как ребята называется это растение?
Дети: Алоэ.
Воспитатель: Следующее растение называется хлорофитум. Степа, возьми, пожалуйста, схему и по ней опиши растение. (Степа описывает растение, воспитатель помогает).
Схема описания комнатного растения.
Воспитатель: как называется это растение?
Воспитатель: следующее растение называется каланхоэ. Женя, опиши растение по схеме.
Женя описывает по схеме.
( примеры рассказов:
Хлорофитум.
Цвет растения — светло-зеленый. без характерного запаха. Вырастает средних размеров. Листья длинные узкие, ярко-выраженного стебля нет. Выпускает длинные стрелки, на которых образуются детки. Это комнатное растение.
Каланхоэ.
Цвет листочков темно-зеленый, цветков — у этого вида желтый. Без характерного запаха. У нас маленький. Листья каланхоэ крупные, мясистые, овальной формы с зубчатыми краями. Цветы мелкие, соединены в соцветия. Стебель по всей длине растения. На конце стебля образуются цветы.
Алоэ.
Цвет листочков ярко-зеленый, цветков нет. Запаха характерного нет. Листья длинные мясистые, в форме розетки, стебель короткий. Цветков нет. По размеру большое растение. Комнатное.)
Воспитатель: как называется это растение? Молодцы ребята. Теперь давайте проверим как вы запомнили растения и насколько вы внимательны и наблюдательны. поиграем в игру «Что спрятано». На столе лежат карточки с изображением растений. называем названия: это алоэ, это каланхоэ с желтыми цветами, это каланхоэ с красными цветами, каланхоэ с белыми цветами, это хлорофитум. Я сейчас буду убирать по одной карточке, а вы, ребята, при этом закроете глазки. когда скажу откроете глазки и назовете какое растение я убрала.
Проводится дидактическая игра.
Примеры карточек
Воспитатель: молодцы ребята, познакомились с растениями, описали их и запомнили.
Воспитатель: Давайте ребята пройдем к следующему столу и узнаем, что такое «отросток» и зачем он нужен.
Дети и воспитатель проходят ко второму столу.
Воспитатель: Дети, наденьте, пожалуйста, фартучки. посмотрите, что за растение стоит на столе.
Дети: Хлорофитум.
Воспитатель: правильно. Хлорофитум размножается отростками. Показываю отростки на самом растении. цветок выпускает длинные стрелки, на которых образуются пучки с листочками. Пучки растут, и получается небольшой кустик из листьев, который можно сорвать и поставить в воду. Посмотрите, пожалуйста, что с тало с отростками, опущенными мною несколько дней назад в воду.
Дети: появились корни.
Воспитатель: Почему мы не видим корни, когда растение посажено. Ответы детей…
Зачем растению корни?
ответы детей.
Воспитатель: Хотите посадить растение?
дети: Да.
Воспитатель: Юля, опиши, пожалуйста, по схеме как садить растение.
Юля описывает.
Схема для описания посадки растения.
Воспитатель после этого показывает трудовые действия по посадке растения. проговариваем каждое действие, говорю, что сажу в торфяные горшочки, которые от большого количества воды могут разбухать. Поэтому при пересадке подросшего растения его можно садить в горшок сразу в торфяном горшочке, при этом не повреждаются корни. растение поливается.
Далее дети садят растение сами, воспитатель помогает.
Воспитатель: молодцы ребята, вам понравилось садить отростки?
Дети: да.
Воспитатель: ребята, проходите, пожалуйста, на ковер.
Проводится физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (взмахи ладонями на себя, иммитируя ветер)
Закачалось деревцо (взмахи руками над головой и раскачивание туловищем)
Ветерок все тише тише (руки опускаем вниз плавно)
Деревцо все ниже ниже (приседаем).
Воспитатель: молодцы ребята, проходим к следующему столу.
На третьем столе посередине стоит примула и приготовлены материалы для аппликации.
Воспитатель: Перед вами, дети примула. Ее еще называют первоцвет. Растение очень нежное с большими цветочками и длинными листочками. Цветы собраны в соцветия.
Воспитатель: перед вами на бумаге цветочный горшок но пока без цветов и листочков. приклейте, пожалуйста, его на белую бумагу. Мы с вами сделаем цветы и поместим в горшок, выполним аппликацию. Посмотрите, как я буду это делать.
Для работы нам понадобятся ножницы. Вспомним и проговорим правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами.
1. Постарайся соблюдать порядок на своем рабочем месте в течение всего занятия.
2. Работай ножницами только на своём рабочем месте, под руководством воспитателя.
3. Следи за движением лезвий во время работы.
4. Ножницы клади кольцами к себе.
5. Подавай ножницы всегда кольцами вперед.
6. Не оставляй ножницы открытыми.
7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
8. Используй ножницы только по назначению.
Также для работы нам понадобится клей. Проговорим правила работы с клеем-карандашом.
Правила безопасной работы с клеем карандашом.
1. Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая.
2. При работе с клеем – карандашом не оставляй открытым после работы.
3. Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.
Показ трудовых действий.
Пальчиковая гимнастика.
Нежный цветок появился в лесу (из кистей обеих рук, соединенных в запястьях «Цветок»)
Первым встречает он солнце, весну (солнышко из обеих рук)
Утром весенним открыл лепесток (соответственно)
В мягкой землице его корешки (соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз).
Дети выполняют аппликацию.
Воспитатель: Молодцы ребята. Пройдемте, пожалуйста, на ковер.
Рефлексия.
Вопросы педагога: Ребята, о каких растениях мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Диалог с детьми).
Молодцы, ребята. на этом наше занятие закончено.