Светлана Назарова
Конспект занятия «Зимняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной группы
«Зимняя прогулка»
Подготовила: Назарова С. Н.
Цель: уточнить представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, солнце не греет, животные прячутся от холодов).
Задачи:
Расширять представления детей о приметах зимой;
вспомнить стихи о зиме;
рассказать русскую народную сказку о животных зимой;
воспитывать активность, смелость, ловкость.
Публикация «Конспект занятия „Зимняя прогулка“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, просмотр фильма о зимующих птицах, подготовка белых листочков и цветных карандашей для занятия в группе.
Ход занятия
(Занятие проводится на свежем воздухе на уличной площадке, возле детского сада)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите - как красиво на улице, все вокруг белям бело.
Чье это волшебство, ребята? Какое время года у нас сейчас?
Дети (отвечают) :
Зима.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поговорим о зиме. Зимой дни какие – данные или короткие?
Дети:
Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Воспитатель:
Еще какие приметы зимы вы знаете?
Дети:
Зимой идет снег, воздух морозный. Зимой холодно. Люди одеваются в теплую одежду. А звери зимой прячутся в теплые норки.
Воспитатель:
Ребята, а еще есть народные приметы. Я вам сейчас о них расскажу.
- если снег идет большими хлопьями – это к оттепели;
- если облака черные и низкие – ненастная погода будет продолжаться;
- если луна светит ночью ярко и на небе много звезд – будет ясный, морозный день;
- если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь;
- если дым от трубы идет вверх – к морозу.
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
Давайте назовем их вместе.
Дети с воспитателем называют пословицы:
- Мороз не велик, да стоять не велит;
- Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос;
- Зима без снегу – не быть хлебу;
- Чем крепче зима – тем скорее весна.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Очень точные пословицы назвали!
А кто расскажет стихотворение о зиме? Давайте послушаем.
1 ребенок:
Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Все кругом белым-бело,
Все дороги замело.
2 ребенок:
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается
3 ребенок:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Воспитатель:
Какие замечательные стихи, ребята. Молодцы!
А давайте проведем с вами игру. Она называется «Кто дальше!»
Зимняя забава «Кто дальше».
Цель: развивать силу, ловкость.
Ход игры. Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде воспитателя «Бросай правой (левой!» все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
Воспитатель. У всех хорошо получилось! Вы все очень меткие, ловкие! Отлично поиграли, ребята!
А теперь для вас такая загадка:
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
Что это?
Дети (отвечают) :
Снежинка.
Воспитатель:
Да, верно, ребята. Это снежинка.
Давайте их рассмотрим. На что они похожи?
Дети (отвечают) :
На звездочки.
Воспитатель:
Да, верно. Это легкие кристаллы, которые образуются из поднявшегося высоко вверх и быстро охлажденного водяного пара. Да, они похожи на шестиконечные звезды.
Давайте проведем с вами веселую физминутку, чтобы вы согрелись.
Физминутка «Снежинки»
Лишь земли коснулась вата (дети садятся на корточки)
И снежинки разлетелись (дети разбегаются в разные стороны)
По замерзшему асфальту,
Закружил, понес их ветер! (дети бегут по кругу)
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки, (дети крутятся на месте)
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме. (дети смеются, прыгают)
Воспитатель просит всех постоять, отдохнуть.
Воспитатель:
Я вам сейчас расскажу одну сказку. Она называется «Зайкина избушка»
Русская народная сказка «Зайкина избушка»
Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисички-на избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошё л и спрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, Петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком. Конец сказки.
Воспитатель:
Ребята, вот такая сказка. А теперь я вам задам несколько вопросов о героях этой сказки. Посмотрим, как внимательно вы слушали ее.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Какую избушку построили заяц и лиса? В чьей избушке было теплее?
• Что случилось летом с ледяной избушкой лисы?
• О чём стала просить лиса зайца?
• Хорошо ли поступила лиса, выгнав зайца из домика?
• Кто пытался помочь зайчику? Почему такие большие звери не смогли помочь маленькому зайчику?
• Что отвечала лиса собаке, волку и медведю?
• Кто помог зайчику в беде? Почему маленький петух сумел победить лису?
Воспитатель:
А теперь давайте побегаем, чтобы не замерзнуть.
Для вас такая игра:
Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается место под «курятник». В «курятнике на насесте» (в сторонке) сидят «куры». На противоположной стороне площадки готовится «нора лисы». Все остальное – двор.
Один из играющих называется лисой, остальные – курами. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с «насеста», ходят и бегают по двору, «клюют» зерна, хлопают «крыльями». По сигналу воспитателя «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит её в свою «нору». Остальные «куры» снова выбегают, и игра возобновляется.
Игра кончается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур»
Воспитатель:
Вот какие вы ловкие! Ребята, а что это у нас висит на дереве? (показывает на кормушку)
Дети (отвечают) :
Кормушки.
Воспитатель:
А для кого кормушки зимой люди изготавливают?
Дети (отвечают) :
Для птиц. Птицам трудно найти корм под снегом. Они могут погибнуть от голода и холода. Человек им помогает, подкармливает их с помощью кормушек, насыпает туда семечки и крошки хлеба.
Воспитатель:
Ребята, какие вы молодцы! Верно ответили! А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети (отвечают) :
Снегирь, воробей, сорока, голубь, ворона, синица, щегол, клест.
Воспитатель:
Да, ребята. Совершенно правильно вы назвали всех зимующих птиц.
Сегодня мы с вами на прогулке бегали, прыгали, много рассказали о зиме, о ее приметах. Все большие молодцы!
Сейчас я вам в конце нашей прогулки расскажу одно стихотворение:
Воспитатель:
Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остаётся солнышко.
Кто его согреет?
Раньше согревало,
Были солнцу рады.
А теперь любуются
Танцем снегопада.
Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.
Ребята, пойдемте в группу, согреемся. В группе на листочках цветными карандашами будем рисовать солнышко, которое уже весной будет согревать нас и природу вокруг.