Наталья Суслова
Конспект занятия «Заповедные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с заповедными растениями Грязинского района, расширить представление о Красной книге Липецкой области, воспитывать бережное отношение к растениям, занесенным в Красную книгу.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу Липецкой области, произрастающих в Грязинском районе.
Развивающие: развивать связную речь, память, наблюдательность, умение обобщать, расширять кругозор, развивать интерес к изучению природы.
Публикация «Конспект занятия „Заповедные растения“» размещена в разделах
Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: Аудиопрезентация сопровождения занятия, Красная книга Липецкой области, карта Грязинского района, лэпбук «По страницам Красной книги…», картинки заповедных растений Грязинского района; белая бумага, цветные карандаши.
Содержание
Минута вхождения в день.
- Посмотрите ребята, сегодня я принесла для вас карту нашей области. Кто мне скажет, как она называется? (Липецкая область).
- Ребята, скажите, почему карта раскрашена разными цветами, что они обозначают? (Ответы детей. Рассуждаем о том, что голубой цвет на карте – это реки, озера, моря; зеленый цвет – леса, луга, поля; желтый и коричневый - это холмы и возвышенности).
- Давайте с вами посмотрим в какой части области расположен наш район, в котором мы живем. Как он называется? (Грязинский район)
- Посмотрите, ребята, в нашем районе есть леса и реки? (Ответы детей). - Правильно, в нашем районе есть леса, реки, луга и даже море и многие из них являются заповедными уголками природы.
- Ребята скажите, вы любите путешествовать? (Ответы детей).
- Я тоже очень люблю путешествовать и приглашаю вас с собой в путешествие по нашему району. Согласны?
- На чем же нам отправиться в путь? (Ответы детей). Как вы думаете на чем нам удобнее будет передвигаться, и где мы сможем все поместиться? (Подвести к выбору автобуса в качестве транспорта).
- Давайте мы выберем с вами шофера, который поведет наш автобус, а остальные вместе со мной будут пассажирами. Внимание! Автобус отправляется. (Имитируем поездку на автобусе).
(Аудиозапись звуки леса)
- Ой, ребята, что вы слышите? Куда мы с вами попали? А почему вы так решили? (Ответы детей).
- Правильно, мы прибыли с вами в красивый лес!
- Ребята, скажите мне, а зачем люди приходят в лес? (Ответы детей. Отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться на деревья, растения, послушать пение птиц и др.)
- Тогда давайте, присядем, отдохнем и вспомним, как человек должен вести себя в лесу и на природе? (Ответы детей). Подвести к выводу: что человек, являясь частью природы должен бережно относится к ней и защищать животных и растения).
- Молодцы, все растения и животные нуждаются в защите, но есть те, которые нуждаются в особой защите. И они занесены в особую книгу. Вы знаете, что это за книга? (Ответы детей).
- Посмотрите, сегодня я принесла вам Красную книгу Липецкой области.
- Как вы думаете ребята, почему эта книга так называется? Почему она не синяя или зеленая, а красная? (Ответы детей. Вывод – красный цвет сигнал предупреждения, опасности).
- Ребята, у меня есть лэпбук, который называется «По страницам красной книги», в нем есть загадки, картинки, раскраски, пазлы о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Давайте посмотрим что там.
- Я хочу вам рассказать об одном заповедном растении, которое растет в лесах нашего района.
- Посмотрите на экран, что это за растение? Встречали ли вы такое растение? (Ответы детей).
- Это ребята ландыш. Посмотрите, какую форму имеют цветы ландышей? (Ответы детей).
- Кто знает, когда распускаются ландыши? (Ответы детей. Ландыши распускаются весной в мае).
- Скажите, а почему ландыш занесен в Красную книгу? (Ответы детей. Ландыши очень красивые, они нравятся многим людям, их часто срывают, собирают в букетики и продают.)
- Давайте продолжим наше путешествие. Шофер – заводи автобус, мы отправляемся дальше. (Имитируем поездку на автобусе).
(Аудиозапись звуки воды)
- А сейчас, где мы с вами оказались? А почему вы так решили? (Ответы детей).
- Правильно мы с вами оказались у реки, давайте хорошенько рассмотрим это место. Что вы видите? ( Ответы детей: описание реки, на поверхности плавают темно-зеленые листья, в виде большого сердечка).
- Ребята, в некоторых реках нашего района растет еще одно заповедное растение, посмотрите на экран, что это за растение? ( Ответы детей: Кувшинка).
- Вы видели эти цветы на реках нашего района? Какого цвета лепестки у цветочка? (Ответы детей).
- Ребята, я слышала, что кувшинку называют «дитя солнца», как вы думаете почему так? (Ответы детей). Цветы кувшинки раскрываются утром, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды, и прячутся под воду с наступлением сумерек.
- По этому растению можно предсказать погоду. Что же может предсказать нам кувшинка? (Ответы детей. Если днем цветки закрываются - то скоро может пойти дождь).
- К сожалению, кувшинок на водоемах становится все меньше и меньше. А почему это происходит, как вы думаете? (Ответы детей. Происходит это из-за загрязнения и пересыхания водоемов.)
- А теперь, давайте мы с вами представим, что мы поднялись чуть-чуть выше от реки и попали. куда?
(Аудиозапись звуки луга). Мы попали на луг.
- Здесь ребята, растет еще одно очень удивительное заповедное растение – рябчик шахматный (русский!
- Ребята, как вы думаете почему его так назвали? ( Ответ детей: потому что он похож на шахматную доску).
- Посмотрите он действительно похож на шахматную доску, только цвет у него какой? (бордово-белый).
- Это растение тоже относится к исчезающим. Потому что люди активно распахивали землю, неумеренно собирали эти цветы в букеты. Чем же ещё люди наносили вред этому растению, особенно ранней весной, когда трава на лугах старая и сухая? (Ответы детей).
- Вы молодцы, вы знаете как вести себя на природе, и знаете о том, что заповедные растения нужно беречь. Но есть люди, которые этого не знают или не соблюдают правила и этим приносят вред природе.
- Ребята, а мы с вами можем чем-то помочь этим красивым, исчезающим растениям? Что мы можем сделать в их защиту? (Подвести детей к тому, что можно рассказать дома родителям, знакомым, что нельзя рвать, заповедные цветы, разжигать и бросать непотушенными костры на природе, поджигать сухую траву на лугах, бросать мусор, загрязнять реки. Сделать это можно с помощью листовок, которые можно раздать знакомым, повесить на подъезде дома, в автобусе и т. д.)
- Что можно изобразить на листовках? (Ответы детей.)
- Давайте вернемся в детский сад и примемся за работу.
- А, помогут нам в этом наши ручки и карандаши, но прежде, чем мы приступим, давайте подготовим ваши пальчики. (Пальчиковая гимнастика, Кинезиологическая гимнастика).
Самостоятельная работа детей. Рисование экологических листовок по защите растений.
Итог:
- Ребята, давайте, полюбуемся нашими работами! Где мы можем разместить наши листовки? Кому подарить?
- Вам понравилось наше путешествие, чем оно вам запомнилось?
- О каких растениях, занесенных в красную книгу Липецкой области и растущих в нашем районе мы говорили?
Список литературы:
1. Экологическое образование дошкольников: учебно-методическое пособие/ Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018.
2. Сказки о цветах из Красной книги Липецкой области. Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области. – Липецк: ООО «Веда социум», 2016.
3. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2018.
4. Красная книга Липецкой области : в 2 т. — Изд. 2-е, перераб. — Липецк : Веда социум, 2014. — Т. 1 : Растения, грибы, лишайники / науч. ред. А. В. Щербаков.
Интернет-ресурсы:
1. https://lounb.ru/lipparks/oopt/pamyatniki-prirody
2. https://ekolip.ru