Елена Серкина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Куда ушел снеговик Снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
(НОД) Образовательная область: познавательно-речевое развитие
Интеграция образовательных областей: коммуникативное, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие
Возраст детей: 5-6 лет
Формы занятия (НОД) : коммуникативное, трудовая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Формы организации: группа.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Куда ушел снеговик Снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик
- Темочки
Задачи: воспитывать у детей уважение к дереву долгожителю; учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменение состояния воды в зависимости от температуры, подмечать простейшие изменения в природе. Учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей в природе.
Развивать наблюдательность, способность формировать простейшие умозаключения. Развивать интегративные качества «любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость.
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Словарь новых слов: мудрый, тепло, холодная, снежная, морозная; белый, чистый; растопить; проталинки.
Предварительная работа: Слепить с детьми на участке снеговика; продуктивная деятельность детей на тему «Снеговик» (лепка, рисование); рассматривание различных следов на снегу.
Оборудование и материалы: краски, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки.
Ход занятия
В один из дней, когда произошло атмосферное потепление-оттепель. Воспитатель и дети вышли на свой участок гулять, они шли к тому месту, где несколько дней назад лепили снеговика. Подойдя к тому месту, они никого не увидели.
Дети: Где он? Где снеговик – Снежок, который мы делали? В гости ушел? Рассыпался? Ребята из другой группы позвали его?
Воспитатель: Ребята, не расстраивайтесь, давайте поищем его. Посмотрим вокруг, где-нибудь его видно? (Нет.) А давайте позовем его Ау - у! ( дети зовут: «ау-у!», но никто не откликается.)
Воспитатель: Может, по следам его найдем? Мы ему какую-нибудь обувь надевали, ребята? Вспомните.
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда, если он ушел куда- то, должна остаться дорожка от снежного нижнего шара. Помните, какой большой нижний шар мы слепили?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим все следы вокруг и поищем следы от шара.
(Дети присматриваются, подмечают разные следы, но от снежного шара следов не находят.)
Дети: Что же делать? Как нам быть? Где искать Снежка? Может, ему нужна помощь?
Воспитатель: Я знаю, кто нам поможет. Есть интересное место, там растет Мудрое дерево. Мудрое - значит, умное. Оно знает про все на свете. Поможет и нам. (Дети проходят по территории ДОУ, останавливаются у огромного дерева.) Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с деревом. Это дерево очень старое, много лет уже здесь живет. Поэтому с каждым годом оно становилось все мудрее и мудрее. Ребята, кто из вас хочет рассказать дереву о том, что за беда у нас случилась? Говорить должен кто – то один, а то дерево ничего не расслышит. (Выбирается один ребенок и начинает рассказывать о потерявшемся Снежке.)
Дерево: Вашей беде я не могу помочь. Знаю, где ваш Снежок, но сказать не могу: это тайна природы. Разгадайте эту тайну – узнаете, где Снежок. Ну что, готовы разгадывать тайны природы?
Дети: Да!
Дерево: Тогда слушайте и выполняйте. Возьмите в свои ладошки немного снега. Взяли? Прижмите другой ладошкой и чуть – чуть подождите. Теперь откройте ладошки. Что в них осталось? А где же снег? Кто мне скажет?
Дети: Растаял, превратился в воду.
Дерево: Почему снег между ладошек таял?
Дети: Сильно прижимали. Ладошки теплые. Рассыпался.
Воспитатель: Ребята, если снег положить на варежку (показывает, то он не прижимается, не рассыпается, не тает. А если положить его на ладонь (показывает, то… Смотрите, что произошло?
Дети: Он растаял!
Воспитатель: Почему?
Дети: От теплой ладони.
Воспитатель: Правильно. От любого тепла снег тает. Запомнили? От чего снег таял?
Дети: От тепла.
Воспитатель: Я начинаю догадываться, куда мог подеваться наш снеговик. А вы не догадываетесь, ребята?
Дети: Он, наверно, тоже растаял.
Воспитатель: Я тоже так думаю. Ну что, дерево мудрое, мы верно отгадали тайну?
Дерево: Вы правильно говорите. Ваш снеговик растаял. Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь он превратился в воду, а вода нужна растениям. Ваш снеговик принесет много пользы многим растениям.
Воспитатель и дети: Спасибо тебе, Мудрое дерево. В следующую зиму, мы еще снеговика слепим. (Попрощались с Мудрым деревом.) Если что, мы опять к нему придем за советом, если не справимся сами.
Дети и воспитатель возвращаются в группу.
В группе читают рассказ В. В. Ашиковой «Весенняя история», заучивают стихотворение о снеговике.
Воспитатель: Ребята, так какую же погоду любит снеговик?
Дети: Холодную, снежную и морозную.
Воспитатель: А почему они такую погоду любят?
Дети: Чтобы не растаять.
Воспитатель: Нам пришло письмо от снеговика – Снежка. Хотите узнать, что он нам написал?
Дети: Да!
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте ребята! Хочу вам рассказать свою историю. Стоял я на участке и стало сильно меня солнышко припекать. И вот я решил пойти к солнышку и попросить его не греть так сильно, как сейчас. Если хотите узнать что произошло со мной дальше, то усаживайтесь поудобнее и слушайте. Пошел я по лесной тропинке. Вокруг снег почернел, стал рыхлым, грязным и стали видны первые проталины. (Проталины – это место, где стаял снег и открылась земля. Ласково их можно называть проталинами.) Мне это очень не понравилось. Потому что зимой он был белым и чистым. Иду я дальше. Вижу, деревья стоят с мокрым стволом, а вокруг ствола весь снег растаял. А зима ведь наоборот присыпает снежок к стволам, чтоб деревья не замерзли. Испугался я, что деревья замерзнут, и твердо решил попросить Весну не растоплять снег. Пошел я дальше. Вижу – все звери, птицы от голода и холода не прыгают, не летают, не веселятся. Вот, рассказали на своем языке.
Ждем весну
Мы от холода устали,
По теплу мы заскучали.
Пусть скорей придет весна,
Постучит к нам в дверь сама.
Снится нам тепло во сне,
Мы скучаем по весне.
Жалко мне стало птиц и зверей. И подумал я: «Может пора уходить зиме? Ведь все уже ждут весну». Ни о чем я не стал просить солнышко. И я совсем не побоялся растаять, потому что следующей зимой вы опять слепите снеговика. Пусть солнышко согреет землю. Все лесные жители ждут прихода весны и теплого солнца.
Воспитатель: Не грустите ребята, белые снеговики похожи на белые облака в небе. Эти облака нам будут напоминать о снеговиках весной и летом. А еще нам будут напоминать ваши рисунки, в которых вы нарисуете нашего снеговика – Снежка.