Ольга Бирюкова
Конспект занятия «Загадки от Знайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей
направленности с 5 до 6 лет
«Загадки от Знайки»
Воспитатель МДОУ детский сад № 14
«Красная шапочка»
г. Котовска Тамбовской области
Бирюкова Ольга Алексеевна
г. Котовск
Программное содержание:
I. Познавательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Загадки от Знайки“» размещена в разделах
1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем, используя метод моделирования.
2. Подводить к поиску путей решения проблемной ситуации, выбирая оптимальный путь среди альтернативных.
3. Активизировать словарный запас: адресат, отправитель, Земля, землица-матушка, почва, суша, планета.
П. Развивающие:
1. Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов моделирования информации.
2. Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений) и символическую (моделирование) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
3. Совершенствовать речевую активность: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа; дать представление о многообразии значения слова.
III.1) Формировать мотивацию познания, ориентированную, на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Формировать приемы умственных действий (сравнение, обобщение, аналогия).
3) Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.
4) Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
IV. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к своей планете, чувство доброжелательности ко всем её жителям, чувство гордости за свою родную землю.
2. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
3. Воспитывать эстетические чувства: чувство прекрасного, чувство цвета и музыкальной гармонии в релаксационной презентации.
Материал к занятию :
1. Посылочный ящик с адресами отправителя и адресата.
2. В посылке: шар, круг и полоска чёрного цвета, земля в мешочке, карта с изображением планет солнечной системы.
3. Компьютер.
4. Фотоальбомы.
4. Презентация-релаксация «Наша планета Земля»
Методические приемы:
1. Посылка с загадками от Знайки.
Детям предлагается по моделям, находящимся в посылке, определить загаданное Знайкой слово.
2. Перед детьми карта Солнечной системы, предлагается определить на ней нашу планету, посчитать, какая она по счёту от Солнца.
3. В игре «Парад планет» закрепить знание планет, движение планет вокруг Солнца и вокруг своей оси.
4. Раскрытие многообразия значения слова <земля>, закрепление этих значений с помощью фотоальбома и в игре «Собери макет».
5. Во время рефлексии закрепить знания и понятия, полученные в ходе образовательной деятельности.
6. Вызвать эстетические чувства во время просмотра презентации-релаксации.
Воспитатель:
Дорогие ребята, мне очень приятно снова вас видеть, захотелось пообщаться с вами, поиграть с вами. Вы не возражаете? К нам сегодня пришли гости, очень хорошие и добрые, им не терпится узнать, чем мы с вами будем сегодня заниматься. Вы не против если это время они побудут с нами? Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся им, как добрым друзьям. (Стук в дверь)
Воспитатель: Наверное, это кто-то из гостей запоздал.
Голос:
Почта России. Распишитесь и получите посылку.
Воспитатель расписывается и благодарит за посылку, показывает детям посылку и спрашивает: «Интересно, кому эта посылка, как вы думаете? А как узнать, кому предназначена посылка или письмо?» (выслушивает ответы детей, подводит к выводу – надо прочитать на посылке адрес и имя).
Воспитатель:
А вы знаете, как называется человек, на чей адрес пришла посылка или письмо?
Адресат (или получатель) — человек, которому адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение. Значит, мы с вами – адресаты, то есть, получатели.
А кто же нам прислал посылку? (читают - Знайка)
Адресант (или отправитель) — человек, который адресует почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение. Значит, Знайка – адресант.
Что же нам прислал Знайка, мне очень интересно, а вам?
(открывают посылку, воспитатель достаёт письмо от Знайки и читает : «По предметам, которые я вам прислал, отгадайте слово, которое я загадал».
Достают шар, полоску и круг из картона.)
Воспитатель:
Интересно, что бы это значило? Что это такое? Давайте подумаем, на что это похоже, и что общего может быть между всем этим? (Высказывания детей).
Мне кажется, что в посылке должна быть ещё подсказка. Достаёт мешочек, в который насыпана горсть земли, и карту с изображением планет Солнечной системы.
Воспитатель читает стихотворение:
В океане космоса много есть планет,
Но одной из них - родней и красивей нет.
Какая же планета для нас самая родная и красивая? Почему?
Да, Земля – это наша с вами планета, на которой мы живём вместе с растениями, животными, птицами, рыбами и насекомыми. Единственная из всех планет солнечной системы, на которой есть жизнь. Давайте найдём Землю на карте, посчитайте, которая по счёту Земля от Солнца. Правильно, третья. Все планеты находятся на разном расстоянии от Солнца, есть планеты больше нашей, есть - меньше, но самая красивая – Земля. На ней видна вода, зелёные леса, пустыни. Все планеты движутся по своим орбитам вокруг Солнца и вращаются вокруг своей оси. Кто-то из вас может назвать ещё планеты Солнечной системы? Всего их – 9. (Меркурий, Венера, Марс, Нептун, Уран, Плутон, Сатурн, Юпитер).
Ребята, а каким образом планеты связаны с этими предметами? Что здесь общего? (Подвести к выводу, что планеты имеют форму шара). Да, правильно, но мне кажется, что речь идёт всё-таки о нашей планете Земля. Какая подсказка указывает на это?
(Земля в мешочке). Что это? Как это можно назвать? Земля, почва.
Ребята, обратите внимание, и нашу планету Земля, и почву люди называют одним словом - <земля>. А ещё землёй называют страну, государство, (российская земля, русская земля, иностранная земля); территорию на карте, местность, место, где ты родился и живёшь (родная земля, котовская земля, московская земля); земельный участок, огород; а моряки землёй называют сушу. Правда, интересно, что у одного слова так много значений.
Давайте подумаем, какое значение земли можно соотнести с шаром? (Планета).
А круг? (Страна, государство, местность. «Родная земля – это горы и море, поля и леса, деревеньки и сёла, и все города»).
Полоска бумаги? (Почва, огород, участок земли. Например, : «Наша земля уродила хороший урожай»).
Устали немного? Я предлагаю вам поиграть в игру «Парад планет». Я буду Солнцем, а вы – планетами. (Воспитатель раздаёт шапочки с изображением планет и напоминает о том, что все планеты движутся точно по своим орбитам вокруг Солнца и в то же время вращаются вокруг своей оси).
Планеты выстраиваются по порядку. Под музыку начинается движение.
Воспитатель: Красивый парад планет получился!
А сейчас я предлагаю разделиться на три команды по вашему желанию, кто с кем хочет, и поиграть в игру «Кто быстрее соберёт макет?»
На подносах вперемешку лежат изображения материков, овощи, дома, деревья, река. Первая команда собирает макет Земли на круге голубого цвета, вторая команда – макет города, местности, который можно назвать родная земля, третья – макет огорода, почвы.
Молодцы!
И так, какое же слово загадал нам Знайка, о чём мы сегодня говорили?
Правильно, это слово <земля>. Давайте вспомним все значения этого удивительного слова. (Планета, почва, страна, родина, местность, суша, земельный участок).
А сейчас я предлагаю посмотреть, как красива наша планета Земля и хочу призвать вас любить и беречь её, так как она у нас одна.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нет! Я. Аким
Спасибо вам, ребята за встречу и общение с вами.