Получи документы

Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»

Юлия Сугак
Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия экскурсии в музей «Кубанского казачьего быта» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о жизни и быте кубанского казачьего народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.

Задачи.

Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в музей „Кубанского Казачьего быта“» размещена в разделах

1. Образовательные:

-познакомить детей с историей и культурой кубанского народа;

-познакомить детей с музеем;

- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

- активизировать словарь детей кубанскими пословицами и поговорками.

2. Развивающие:

- развивать исследовательский интерес, любознательность;

- развивать умение рассматривать предметы кубанского быта, отмечать их пользу и красоту.

3. Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;

Материалы и оборудование: макет кубанской хаты, керамические тарелки, чугунок, деревянные ложки, самовар, прялка,одежда кубанского казака и казачки –детский,скатерьти,салфетки,вышитые рушники,обрядовые тряпичные куклы,картотека кубанских казачьих игр,флаги Кубани,России.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта кубанского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта кубанского народа; беседа с детьми о кубанских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.

Ход занятия:

Любимый уголок земли,где ты родился и живёшь называеться Малой Родиной. Наша Малая Родина -Кубань. Недаром в народе говорят «Кубань родная земля, «Кубань,наша Родина»

Воспитатель :Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:

"В нем предметы старины

До сих пор сохраннены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет". (Мотивация детей)

Дети: Это музей.

Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей кубанского быта. Педагог ведет детей в музей.

Воспитатель Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).

Воспитатель Правильно, вы все верно назвали. И так, в музее : нельзя кричать и шуметь,перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; по залам музея следует передвигаться бесшумно, громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

А теперь можно отправляться в музей.

Воспитатель Ну вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?

Дети : Экскурсовод.

Воспитатель Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».

На столе записка от экскурсовода.

Воспитатель :Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну, тогда начнем нашу экскурсию.

Проходите в наш музей «Знакомство с казачим бытом».

Кубанская земля – казачий край. Для защиты нашей Кубани были посланы черноморские,а потом донские казаки,стали они называться Кубанскими казаками. В станицах строились хаты. Их строили из глины,камыша соломы. Во дворе находилась печка,колодец,баня,конюшня,во дворе держали коров,свиней,коз,кур. Хаты свои казаки называли - курени. Хаты казаки огоражали плетнём, Его делали из камыша или прутьев. Хата у казаков делилась на две комнаты большую и малую. Главное место в большой комнате занимала печь. Она отапливала хату,в печи казачка варила еду. Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Послушайте загадку:

"Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет".

Дети : Ухват

Воспитатель А вот и ухват. Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в печь чугунки. Педагог показывает ухват

Следующая загадка:

"Без работы - холодная она,

А после работы - красна от огня"

Дети: Это кочерга.

Воспитатель : Верно. Вот и кочерга. Она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи. Педагог показывает кочергу.

Воспитатель: Кто же еще помогал хозяйке готовить еду? Давайте отгадаем следующую загадку:

"В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке. "

Дети Чугунок.

Воспитатель Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в печи. Педагог: показывает чугунок.

Воспитатель: А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?

Педагог помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку.

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:

"И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает".

Дети Это самовар.

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами,пирожками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Педагог показывает самовар. В хате обязательно стояла этажерка,и на ней было много различной посуды.

Глиняные горшки на Кубани были самой распространё нной посудой: в них готовили пищу,замещивали тесто,держали молоко,сметану и другие жидкости (показ).В глиняных кувшинах хранили молоко или воду. Посуду делали так же из дерева. Из дерева делали ложки,черпаки,кадушки,бочки,корыта,деревянные корамысла. Из гибких веток казаки плели корзины. Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка? (ответы детей).

С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Педагог показывает прялку и веретено.

Воспитатель: Ребята, скажите каким способом казаки освещали свою избу вечерами, когда становилось темно. Электричества ведь раньше не было.

Дети : Ответы детей.

Воспитатель Темными осенними, зимними вечерами казаки освещалась при помощи лучин. Лучиной называли тонкую щепку и щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает керосиновую лампу.

Одежда казаков : казачью форму в входили черкеска из черного сукна, с нашитыми на груди подкладками для газырей, тёмные шаравары,бешмет,башлык,зимой бурка,папаха,сапоги или наговицы.

Основой женского костюма состоял из юбки и кофты,на голове красивые платки или лентыв волосах. На ногах полусапожки.

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в одну хороводную игру «Сон казака»

Игра «Сон Казака»

Из играющих выбирают «Казака» который становиться в середине круга. «Казаку» завязывают глаза. Дети двигаються по кругу со словами: Кто с утра курей гоняет песни звонкие спивает. Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»?Один из стоящих к кругу кричит петушиному,стараясь изменить голос. Казак открыв глаза стараеться угадать,кто кричал. Если угадал забирает кричащего в середину круга. Игра продолжаеться: Все коровы во дворе,размычались на заре,не понятно никому,почему «Му-Му-Му-Му».Стоящий в кругу мычит,изображая корову. Казак угадывает и забирает к себе в круг. Игра продолжаеться: Вот казак заснул опять,но недолго ему спать,Утка уточек не зря,учит крякать кря-кря-кря».Казак угадывает и забирает утку. Надоело казаку»Кря-кря-кря «с «Ку-ка-ре-ку» Я не лягу больше спать,я вас буду догонять. По окончании слов дети,образующие хоровод,поднимают руки- «воротники»- казак догоняет тех детей которых забирал в круг.

Кубанская культура проявляеться в языке. Вот что означают некоторые казачьи слова.

Робыть –работать,придворье –подворье,худоба – домашнее животное,кликать –звать,спивать –петь,гарный –красивый. Казаки придумывали поговорки из своей жизни: Що з возу упало,щитай пропало-потерянное не найдёшь. Свинья калюжу найдэ- свинья грязь найдёт.

В завершении экскурсии по нашему музею, давайте споём с вами песню «У Кубани матушки реки»

Воспитатель: Ребята что вам понравилось в музее, какие экспонаты. Что нового вы узнали.

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука» [h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3] Составила: воспитатель Скачкова А. А. Цель:познакомить с народными символами.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей изобразительного искусства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе и презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»Занятие проводится.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина»Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Занятие проводится в рамках межгруппового проекта «Я.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: "Рассматривание столярных инструментов" Цель занятия:.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Экскурсия в музей мороженогоЭкскурсия в музей мороженого Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о посещении музея мороженого в г. Киров. В музеи представлены разнообразные.

Экскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочетЭкскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочет Экскурсия в музей народного быта "Дом Семёна-ложкаря", фотоочет. Работа представлена, как одна из форм организации совместной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 14:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сугак (УИ 920695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД