Юлия Сугак
Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия экскурсии в музей «Кубанского казачьего быта» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о жизни и быте кубанского казачьего народа.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в музей „Кубанского Казачьего быта“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
1. Образовательные:
-познакомить детей с историей и культурой кубанского народа;
-познакомить детей с музеем;
- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
- активизировать словарь детей кубанскими пословицами и поговорками.
2. Развивающие:
- развивать исследовательский интерес, любознательность;
- развивать умение рассматривать предметы кубанского быта, отмечать их пользу и красоту.
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;
Материалы и оборудование: макет кубанской хаты, керамические тарелки, чугунок, деревянные ложки, самовар, прялка,одежда кубанского казака и казачки –детский,скатерьти,салфетки,вышитые рушники,обрядовые тряпичные куклы,картотека кубанских казачьих игр,флаги Кубани,России.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта кубанского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта кубанского народа; беседа с детьми о кубанских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.
Ход занятия:
Любимый уголок земли,где ты родился и живёшь называеться Малой Родиной. Наша Малая Родина -Кубань. Недаром в народе говорят «Кубань родная земля!», «Кубань,наша Родина»
Воспитатель :Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:
"В нем предметы старины
До сих пор сохраннены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет". (Мотивация детей)
Дети: Это музей.
Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей кубанского быта. Педагог ведет детей в музей.
Воспитатель Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).
Воспитатель Правильно, вы все верно назвали. И так, в музее : нельзя кричать и шуметь,перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; по залам музея следует передвигаться бесшумно, громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
А теперь можно отправляться в музей.
Воспитатель Ну вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?
Дети : Экскурсовод.
Воспитатель Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».
На столе записка от экскурсовода.
Воспитатель :Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, тогда начнем нашу экскурсию.
Проходите в наш музей «Знакомство с казачим бытом».
Кубанская земля – казачий край. Для защиты нашей Кубани были посланы черноморские,а потом донские казаки,стали они называться Кубанскими казаками. В станицах строились хаты. Их строили из глины,камыша соломы. Во дворе находилась печка,колодец,баня,конюшня,во дворе держали коров,свиней,коз,кур. Хаты свои казаки называли - курени. Хаты казаки огоражали плетнём, Его делали из камыша или прутьев. Хата у казаков делилась на две комнаты большую и малую. Главное место в большой комнате занимала печь. Она отапливала хату,в печи казачка варила еду. Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Послушайте загадку:
"Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет".
Дети : Ухват
Воспитатель А вот и ухват. Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в печь чугунки. Педагог показывает ухват
Следующая загадка:
"Без работы - холодная она,
А после работы - красна от огня"
Дети: Это кочерга.
Воспитатель : Верно. Вот и кочерга. Она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи. Педагог показывает кочергу.
Воспитатель: Кто же еще помогал хозяйке готовить еду? Давайте отгадаем следующую загадку:
"В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке. "
Дети Чугунок.
Воспитатель Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в печи. Педагог: показывает чугунок.
Воспитатель: А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?
Педагог помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:
"И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает".
Дети Это самовар.
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами,пирожками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Педагог показывает самовар. В хате обязательно стояла этажерка,и на ней было много различной посуды.
Глиняные горшки на Кубани были самой распространё нной посудой: в них готовили пищу,замещивали тесто,держали молоко,сметану и другие жидкости (показ).В глиняных кувшинах хранили молоко или воду. Посуду делали так же из дерева. Из дерева делали ложки,черпаки,кадушки,бочки,корыта,деревянные корамысла. Из гибких веток казаки плели корзины. Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка? (ответы детей).
С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.
А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Педагог показывает прялку и веретено.
Воспитатель: Ребята, скажите каким способом казаки освещали свою избу вечерами, когда становилось темно. Электричества ведь раньше не было.
Дети : Ответы детей.
Воспитатель Темными осенними, зимними вечерами казаки освещалась при помощи лучин. Лучиной называли тонкую щепку и щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает керосиновую лампу.
Одежда казаков : казачью форму в входили черкеска из черного сукна, с нашитыми на груди подкладками для газырей, тёмные шаравары,бешмет,башлык,зимой бурка,папаха,сапоги или наговицы.
Основой женского костюма состоял из юбки и кофты,на голове красивые платки или лентыв волосах. На ногах полусапожки.
Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в одну хороводную игру «Сон казака»
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирают «Казака» который становиться в середине круга. «Казаку» завязывают глаза. Дети двигаються по кругу со словами: Кто с утра курей гоняет песни звонкие спивает. Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»?Один из стоящих к кругу кричит петушиному,стараясь изменить голос. Казак открыв глаза стараеться угадать,кто кричал. Если угадал забирает кричащего в середину круга. Игра продолжаеться: Все коровы во дворе,размычались на заре,не понятно никому,почему «Му-Му-Му-Му».Стоящий в кругу мычит,изображая корову. Казак угадывает и забирает к себе в круг. Игра продолжаеться: Вот казак заснул опять,но недолго ему спать,Утка уточек не зря,учит крякать кря-кря-кря».Казак угадывает и забирает утку. Надоело казаку»Кря-кря-кря «с «Ку-ка-ре-ку» Я не лягу больше спать,я вас буду догонять. По окончании слов дети,образующие хоровод,поднимают руки- «воротники»- казак догоняет тех детей которых забирал в круг.
Кубанская культура проявляеться в языке. Вот что означают некоторые казачьи слова.
Робыть –работать,придворье –подворье,худоба – домашнее животное,кликать –звать,спивать –петь,гарный –красивый. Казаки придумывали поговорки из своей жизни: Що з возу упало,щитай пропало-потерянное не найдёшь. Свинья калюжу найдэ- свинья грязь найдёт.
В завершении экскурсии по нашему музею, давайте споём с вами песню «У Кубани матушки реки»
Воспитатель: Ребята что вам понравилось в музее, какие экспонаты. Что нового вы узнали.