Лучший педагог года

Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»

Юлия Сугак
Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»

Конспект занятия экскурсии в музей «Кубанского казачьего быта» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о жизни и быте кубанского казачьего народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.

Задачи.

Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в музей „Кубанского Казачьего быта“» размещена в разделах

1. Образовательные:

-познакомить детей с историей и культурой кубанского народа;

-познакомить детей с музеем;

- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

- активизировать словарь детей кубанскими пословицами и поговорками.

2. Развивающие:

- развивать исследовательский интерес, любознательность;

- развивать умение рассматривать предметы кубанского быта, отмечать их пользу и красоту.

3. Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;

Материалы и оборудование: макет кубанской хаты, керамические тарелки, чугунок, деревянные ложки, самовар, прялка,одежда кубанского казака и казачки –детский,скатерьти,салфетки,вышитые рушники,обрядовые тряпичные куклы,картотека кубанских казачьих игр,флаги Кубани,России.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта кубанского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта кубанского народа; беседа с детьми о кубанских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.

Ход занятия:

Любимый уголок земли,где ты родился и живёшь называеться Малой Родиной. Наша Малая Родина -Кубань. Недаром в народе говорят «Кубань родная земля, «Кубань,наша Родина»

Воспитатель :Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:

"В нем предметы старины

До сих пор сохраннены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет". (Мотивация детей)

Дети: Это музей.

Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей кубанского быта. Педагог ведет детей в музей.

Воспитатель Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).

Воспитатель Правильно, вы все верно назвали. И так, в музее : нельзя кричать и шуметь,перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; по залам музея следует передвигаться бесшумно, громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

А теперь можно отправляться в музей.

Воспитатель Ну вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?

Дети : Экскурсовод.

Воспитатель Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».

На столе записка от экскурсовода.

Воспитатель :Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну, тогда начнем нашу экскурсию.

Проходите в наш музей «Знакомство с казачим бытом».

Кубанская земля – казачий край. Для защиты нашей Кубани были посланы черноморские,а потом донские казаки,стали они называться Кубанскими казаками. В станицах строились хаты. Их строили из глины,камыша соломы. Во дворе находилась печка,колодец,баня,конюшня,во дворе держали коров,свиней,коз,кур. Хаты свои казаки называли - курени. Хаты казаки огоражали плетнём, Его делали из камыша или прутьев. Хата у казаков делилась на две комнаты большую и малую. Главное место в большой комнате занимала печь. Она отапливала хату,в печи казачка варила еду. Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Послушайте загадку:

"Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет".

Дети : Ухват

Воспитатель А вот и ухват. Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в печь чугунки. Педагог показывает ухват

Следующая загадка:

"Без работы - холодная она,

А после работы - красна от огня"

Дети: Это кочерга.

Воспитатель : Верно. Вот и кочерга. Она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи. Педагог показывает кочергу.

Воспитатель: Кто же еще помогал хозяйке готовить еду? Давайте отгадаем следующую загадку:

"В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке. "

Дети Чугунок.

Воспитатель Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в печи. Педагог: показывает чугунок.

Воспитатель: А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?

Педагог помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку.

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:

"И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает".

Дети Это самовар.

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами,пирожками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Педагог показывает самовар. В хате обязательно стояла этажерка,и на ней было много различной посуды.

Глиняные горшки на Кубани были самой распространё нной посудой: в них готовили пищу,замещивали тесто,держали молоко,сметану и другие жидкости (показ).В глиняных кувшинах хранили молоко или воду. Посуду делали так же из дерева. Из дерева делали ложки,черпаки,кадушки,бочки,корыта,деревянные корамысла. Из гибких веток казаки плели корзины. Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка? (ответы детей).

С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Педагог показывает прялку и веретено.

Воспитатель: Ребята, скажите каким способом казаки освещали свою избу вечерами, когда становилось темно. Электричества ведь раньше не было.

Дети : Ответы детей.

Воспитатель Темными осенними, зимними вечерами казаки освещалась при помощи лучин. Лучиной называли тонкую щепку и щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает керосиновую лампу.

Одежда казаков : казачью форму в входили черкеска из черного сукна, с нашитыми на груди подкладками для газырей, тёмные шаравары,бешмет,башлык,зимой бурка,папаха,сапоги или наговицы.

Основой женского костюма состоял из юбки и кофты,на голове красивые платки или лентыв волосах. На ногах полусапожки.

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в одну хороводную игру «Сон казака»

Игра «Сон Казака»

Из играющих выбирают «Казака» который становиться в середине круга. «Казаку» завязывают глаза. Дети двигаються по кругу со словами: Кто с утра курей гоняет песни звонкие спивает. Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»?Один из стоящих к кругу кричит петушиному,стараясь изменить голос. Казак открыв глаза стараеться угадать,кто кричал. Если угадал забирает кричащего в середину круга. Игра продолжаеться: Все коровы во дворе,размычались на заре,не понятно никому,почему «Му-Му-Му-Му».Стоящий в кругу мычит,изображая корову. Казак угадывает и забирает к себе в круг. Игра продолжаеться: Вот казак заснул опять,но недолго ему спать,Утка уточек не зря,учит крякать кря-кря-кря».Казак угадывает и забирает утку. Надоело казаку»Кря-кря-кря «с «Ку-ка-ре-ку» Я не лягу больше спать,я вас буду догонять. По окончании слов дети,образующие хоровод,поднимают руки- «воротники»- казак догоняет тех детей которых забирал в круг.

Кубанская культура проявляеться в языке. Вот что означают некоторые казачьи слова.

Робыть –работать,придворье –подворье,худоба – домашнее животное,кликать –звать,спивать –петь,гарный –красивый. Казаки придумывали поговорки из своей жизни: Що з возу упало,щитай пропало-потерянное не найдёшь. Свинья калюжу найдэ- свинья грязь найдёт.

В завершении экскурсии по нашему музею, давайте споём с вами песню «У Кубани матушки реки»

Воспитатель: Ребята что вам понравилось в музее, какие экспонаты. Что нового вы узнали.

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука» [h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3] Составила: воспитатель Скачкова А. А. Цель:познакомить с народными символами.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей изобразительного искусства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе и презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»Занятие проводится.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина»Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Занятие проводится в рамках межгруппового проекта «Я.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: "Рассматривание столярных инструментов" Цель занятия:.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Экскурсия в музей мороженогоЭкскурсия в музей мороженого Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о посещении музея мороженого в г. Киров. В музеи представлены разнообразные.

Экскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочетЭкскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочет Экскурсия в музей народного быта "Дом Семёна-ложкаря", фотоочет. Работа представлена, как одна из форм организации совместной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экскурсия в музей «Кубанского Казачьего быта»
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 14:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД