Дарья Великохацкая
Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей старшей группы
Тема: «Дары осени»
Цель: Закрепление и расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью, используя технологию квеста.
Программные задачи :
Публикация «Конспект занятия „Экологическая прогулка“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса;
- вызвать познавательный интерес к миру живой природы, обеспечить расширение и систематизацию представлений об осенних явлениях в природе.
поощрять стремление к достижению поставленной цели, проявлению волевых качеств;
- развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие. Стимулировать речевую активность.
- воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; дружеские взаимоотношения между воспитанниками группы и готовность оказать помощь, способствовать развитию конструктивных взаимоотношений между детьми.
Оборудование: листья, карта-задание, письмо от осени, картинки с изображением листьев, корзина с дарами осени.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательная;
• продуктивная.
Воспитатель с детьми выходят на прогулку и приходят на свой участок.
На участке обнаруживают необычные яркие листья.
Ребята, кто же оставил эти листья?
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны, Что за волшебница, скажете вы?
(Ответы детей – Осень)
В: Конечно, это волшебница Осень заглянула к нам в гости.
Дети рассматривают листья и под одних из них обнаруживают письмо от осени в конверте:
«Здравствуйте, ребята! Я пришла в гости рассказать вам, какая чудесная погода осенью, полюбоваться ярким нарядом деревьев, а также принесла угощения, которые я собрала в саду и огороде. Но найти мои осенние дары вы сможете выполнив интересные задания.
Воспитатель оглядываясь, говорит: «Ребята, как же мы будем искать осенние дары?»
(Рассуждения и предположения детей).
- Дети, может пройдем по следам осени и увидим подсказку?
В: «Правильно, давайте пойдем по ним и узнаем куда они ведут.
(пройдя по следам, дети подходят к домику, на участке, где лежит карта).
В: Интересно, что же это за лист бумаги? На нем картинки. Как вы догадались, что это карта? Для чего она нужна?
Хотите рассмотреть ее? Что могут обозначать эти картинки? как вы догадались? А стрелочки зачем?
Как вы думаете мы сможем пройти путь, нарисованный на карте, выполнив все задания?
Наблюдение
Воспитатель обращает внимание на карту:
- Ребята, что могут обозначать рисунки солнышка, тучек, дождя? Правильно, погоду. Какая сейчас погода? Что мы с вами видим на небе? Какое солнышко? Как оно греет? Можно это проверить? Протяните ладошки к нему, что чувствуете? дотроньтесь до скамейки, стола, что чувствуете? Летом оно также грело? А цвет неба какой? Как вы догадались, что погода ясная?
- Отлично! Подумайте и вспомните, может кто-то знает игру, где есть признаки Осени?
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился. Устал. (Н. Нищева.)
В: Как мы хорошо поиграли, а что же дальше на нашей карте, как вы думаете? Действительно, какой-то лабиринт. Из чего он сделан? Как вы догадались?
А почему листья желтые, ведь трава-то зеленая? Ответы. Правильно, потому, что осень наступила, осенью листья деревьев становятся желтыми, красными, оранжевыми. И что же будем дальше делать? Молодцы - искать, где же этот лабиринт находится. Рассуждения детей.
Смотрите, ребята, на карте возле лабиринта нарисована какая то загадка, отгадав ее мы поймем где находится лабиринт. (Загадка про липу).
В: А где в нашем саду растет дерево – липа?
Лабиринт
Дети с воспитателем идут к лабиринту и выходят на липовую аллею, где выложен лабиринт из листьев, педагог предлагает детям встать друг за другом и пройти по лабиринту.
В: Легко или трудно было вам справиться с заданием? (рассуждение детей).
Трудовая деятельность
В: Кто догадался, какое же следующее задание в нашей карте? Вы хотите собрать листья? Так мы с вами поможем нашему дворнику следить за красотой и чистотой на участке. Но давайте, самые красивые листочки не будем выбрасывать, а соберем их в корзинку, и я покажу вам как можно сохранить частичку осени в группе!
В: Ребята, как вы думаете почему эту аллею называют липовой аллеей? (ответы детей : потому, что растёт много лип).
А знаете ли вы что в липовом мёде много полезных веществ? А чем полезен липовый чай? Правильно. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.
(На карте обозначены деревья и куст рябины)
В: Посмотрите вокруг, какие деревья ещё есть на участке? (ответы детей). Почему все эти деревья называются лиственными? (ответы детей).
Обратите внимание на окраску листьев. Они изменились с лета?
Дети: На деревьях листья желтеют, краснеют и опадают.
Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)
С каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых?
Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья лип и берез.
Ребята, подскажите, а для чего здесь проложена дорожка? Лучше же бегать просто возле деревьев?
(Ответы детей)
Совершенно верно, согласна с вами.
В: Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно делать ходы под землей. Почва становится твердой, ее тяжело взрыхлить, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.
Затем педагог предлагает поздороваться с деревьями, обнять их, погладить, послушать шелест листвы.
Воспитатель обращает внимание детей на карту, где следующее обозначение – футбольное поле.
(Проходят на футбольное поле).
В: А мы с вами знаем игру про листья?
Физкультминутка.
П/ И «Ветер и листья».
В: Смотрите, что там такое белеет на столе?
Как вы думаете? Я тоже думаю, что это послание Осени.
Дети называют к какому дереву относится каждый лист на картинке.
У нас на карте следующая картинка-задание. Что она означает? (предположение детей)
На карте нарисован аист
В: А есть ли у нас на территории сада место, где живет аист?
Дети подходят к искусственному водоёму.
В: Как же у нас здесь красиво! Это любимое место наблюдений за природой у нас. Правда, ребята? Посмотрите, хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды птицы, наблюдение за которыми доставляют всем окружающим истинную радость; здесь живут водные насекомые.
В: Предлагаю всем вспомнить основные правила поведения возле водоема (не шуметь, чтобы никого не спугнуть; не мусорить; близко к воде не подходить, чтобы не упасть).
-А что это в клюве у нашего аиста?
Дети: гроздья калины. (На карте обозначен куст калины.)
- Наверное, это Осень подсказывает нам куда продвигаться дальше в поисках осенних даров.
Дети подходят к калине и находят корзину с осенними дарами.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кто оставил письмо? Что нам подарила Осень?
Какие выполняли задания? Какие из заданий вызвали затруднения? Какие понравились?
В группе педагог организует совместную деятельность по художественно – эстетическому развитию с листьями.