Светлана Торгунакова
Конспект занятия «Эколята — молодые защитники природы» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Эколята в гостях у дошколят»
Конспект занятия «Эколята — молодые защитники природы» для детей среднего дошкольного возраста
«Эколята в гостях у дошколят»
Актуальность проекта:
Публикация «Конспект занятия „Эколята — молодые защитники природы“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя в природе и среди людей.
Девиз проекта: Только вместе, только дружно помогать природе нужно!
Цель проекта:
знакомство детей с основами экологической культуры, посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы.
Задачи проекта:
учить правилам поведения на природе;
закреплять знания детей о живом мире;
развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать логическое мышление, память, воображение;
формировать умение отгадывать загадки;
обогащать словарный запас.
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о природе;
- обогащать словарный запас детей;
- вовлекать родителей в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
-улучшение навыков экологической безопасности;
-Формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её;
Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость ;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Ход : Здравствуйте ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы поговорить об экологии. Кто из вас может объяснить, что такое экология?
(Ответы детей). Экология – это наука о природе. Главный закон экологии – охрана природы. Чтобы научиться охранять природу нужно с ней подружиться.
Ведущий: Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» и хлопаем, если плохо, то все говорим «нет» и топаем!
- Если ты придёшь в лесок и сорвёшь ромашку? («нет!» - топают)
- Если съешь конфетку ты, и выбросишь бумажку? («нет!» - топают)
- Если хлебушек для птиц на пеньке оставишь? («да!» - хлопают)
- Если веточку подвяжешь, колышек поставишь? («да!» - хлопают)
- Если разведёшь костёр, а тушить не будешь? («нет!» - топают)
- На полянке мусор бросишь, а убрать – забудешь? («нет!» - топают)
- Если мусор уберёшь, ветку не сломаешь? («да!» - хлопают)
- Значит, любишь ты природу, ей ты помогаешь? («да!» - хлопают)
Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости, в моё Природное Государство. Здесь у меня много друзей - животные, птицы, рыбы и даже сказочные жители.
- Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчат ручьи, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.
- А вы любите природу? (Да)
- Все мы, жители нашего огромного Природного Государства, называемся Эколятами – защитниками и любителями природы. Хотите побывать в нашем государстве и вступить в ряды Эколят? Но для этого вам необходимо будет пройти нелегкий путь и преодолеть много интересных испытаний, выполнить много трудных заданий
Вы не знаете, как зовут моих чудесных лесных сказочных помощников – героев – «эколят»?
А давайте с ними познакомиться.
Воспитатель: Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Итак, давайте знакомиться.
Умница - Самая серьезная, в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Для встречи с вами Умница приготовила несколько загадок:
1. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её …. (сорока)
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый (воробей)
4. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. (дятел)
5. Окраска сероватая
Повадка вороватая
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Это ж я (ворона)
6. Ну а я, не зная сна
Ловлю мышей до поздна
Даже шорох лёгкий слышу
Не уйти, пожалуй, мышке. (сова)
7. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …. (снегирей)
8. Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится
Зимнюю одежду прячь!
Кто на пашне скачет? (грач)
9. Рыбку цапнула в пруду.
Цап! - и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу (цапля)
Воспитатель: молодцы ребята, вы справились с загадками.
Знакомьтесь это братишка Умницы - желудь Шалун. Самый озорной и шкодливый – это Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка (нет)
- Но что, же здесь не так? (кругом мусор)
- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор)
- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.
Воспитатель : приглашаю ребята на разминку. Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под текст стихотворения (звучит негромко веселая музыка).
Птичка польку танцевала
На полянке в ранний час (Слегка приседают, поворачиваясь то вправо, то влево)
Два жука на барабане (Имитируют удары по барабану)
Дует жаба в контрабас (Надувают щеки, показывают, как дует жаба)
Хвост налево, клюв направо («Каблучок» поочередно правой и левой ногой)
Это полька Карабас.
Клюв налево, хвост направо (Наклоняются, поворачиваются направо)
Это полька Барабас (Наклоняются, поворачиваются налево, хлопают в ладоши)
Птичка польку танцевала (Ногами делают «пружинку», руками - «фонарики»)
Потому что весела.
Хвост налево, клюв направо -
Вот так полечка была.
Клюв налево, хвост направо -
Вот так полечка была.
Игра «Самый ловкий»
(Ведущий рассыпает шишки, на одну меньше чем детей. Пока звучит музыка дети двигаются: бегают, прыгают, танцуют. Во время музыкальной паузы дети должны взять по одной шишке. Кто остался без шишки – выбывает из игры. В конце игры остается самый ловкий «собиратель шишек»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично справились. Продолжим?
Воспитатель: Тихоня младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А еще Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком сказочных героев он разбил чудесный цветник. Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим? - Чистим дорожки от снега лопатками, собираем мусор на участке, поливаем цветы
Конверт от Тихони (оранжевый)Лексическая игра «Четвертый лишний».
(На экране картинки с изображением зверей, птиц, насекомых. Дети называют лишнее изображение и оно исчезает)
14 слайд –колорадский жук, майский жук, муха, лягушка;15 слайд - лиса, шмель, заяц,еж;
16 слайд - кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
17 слайд - синица, снегирь, паук, сорока;
18 слайд - стрекоза, енот, пчела, бабочка.
- Молодцы, ребята! Вот, что вы делаете доброго и хорошего для природы! Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе.
1. Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
2. Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
3. Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
4. Если мусорить сейчас,
То довольно скоро
Могут вырасти у нас
Мусорные горы.
- Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу!
Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
Дети становятся в круг, в середине – ведущий (взрослый). Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Игра-эстафета «Потуши лесной пожар»
(Дети строятся в две команды. На противоположной стороне зала стоят макеты костра. Дети, по одному участнику от каждой команды, бегут к «очагу возгорания», выливают «воду» из ведра и возвращаются
А это Ёлочка, лучшая подруга малышей-желудей, она - веселая и общительная. Ёлочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Я вам буду по очереди задавать вопросы, вы отвечаете «да» или «нет».
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
10. Правда ли, что соловей - самый лучший певец? (да)
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)
ВоспитатеКонверт от Ёлочки (зелёный)
Загадки о природе :
Ой, смотрите великаны —
Руки — крюки, мох — карманы.
Из коры пошит кафтан, —
Кто же этот великан?
(дерево)
***
В небесах летают крошки.
Нет, не мушки и не мошки!
На деревьях гнезда вьют,
Звонко песенки поют (птички)
***
В синем небе — океане
Ветер правит кораблями.
Высоко они плывут —
Дождик нам с тобой везут. (облака)
***Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (Радуга)
***
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (Солнце)
***
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня (Луной)
***
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)
***
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег)
ль: Ребята, Эколята очень любят и берегут природу и хотят, чтобы все вокруг вели себя так же, поэтому давайте повторим правила поведения на природе. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко хлопать в ладоши, если не правильно, то топать ногами»
Конкурс «Хлопни - топни»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
Не бери ежа с собой,
Отпусти ежа домой.
Ежик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду (плохо)
Если мусор уберу,
В землю закапаю? (хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)
- Молодцы, справились с испытанием! Все правильно
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в сказочном лесу? Но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить лес.
- Ребята, я всё же хочу проверить, всегда ли вы готовы делать добрые дела, быть настоящими защитниками леса? Если вы готовы, отвечайте трижды: «Да, да, да». Будем старших уважать? Да, да, да!
Будем маме помогать? Да, да, да!
Позаботимся о кошке? Да, да, да!
Птицам мы насыплем крошки? Да, да, да!
Будем добрыми всегда? Да, да, да!
За это вы получаете отличительные эмблемы «Эколят».
- Ребята, вы прекрасно справились с заданиями, всем доказали, что вы настоящие друзья и знатоки природы. С радостью примем вас в Эколята! Но для начала мы должны все вместе произнести клятву Эколят. Я вам прочитаю клятву, а вы слушайте внимательно. И в конце вместе со мной громко скажете Клянусь
Клятва «Эколят – дошколят» :
Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.
Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.
Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Все: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Ребята, берегите нашу планету Земля, заботьтесь о ней, делайте как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета становилась всё красивее!
–В честь праздничного дня мы каждому повяжем зелёный галстук - символ Эколят.
Исполняется «Гимн «Эколят» (дети слушают)
- А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем– Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и наш девиз: «Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно
]
Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу! До свидания! До новых встреч!
Я предлагаю вам дома, вместе с родителями, нарисовать рисунок как эколята помогают Природе. Принесите рисунки в детский сад для оформления выставки «Наши друзья – эколята».