Анастасия Гаинцева
Конспект занятия «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
Продолжать знакомить детей со свойствами воды : прозрачность, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, текучая, пар - тоже вода, вода может растворять предметы. Познакомить детей с элементарным способом очистки воды – фильтрацией.
Публикация «Конспект занятия „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ; развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Ввести в активный словарь детей слова: «жидкость», «бесцветная», «безвкусная», «прозрачная», «очищение», «фильтр», «растворитель», «вещество».
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа
1) беседы о воде и ее роли в жизни человека;
2) рассматривание иллюстраций на тему "Вода";
3) игры с водой: «Какая бывает вода», «Рыбалка», «Тонет – не тонет» и др. ;
4) чтение художественной литературы;
5) наблюдение за водой на прогулках.
Материалы и оборудование
1) Коллаж «Кому нужна вода?».
2) Инвентарь для опытов: стаканы с водой, электрический чайник, зеркало, стеклянные колбы, бумажные салфетки, пустые стаканы с фильтром, ведёрки с грязной водой, ватные диски, сахар-рафинад, соль, растительное масло, ложечки, сосуды разной формы.
3) Электрический фонтан.
Ход занятия:
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
Знакомство с фонтаном.
- Ребята, хочу вас предупредить, в нашей группе появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
(Дети подходят к фонтану и рассматривают его)
- Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане? (вода).
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Ответы: плещется. Журчит. Переливается, бежит, льется, течет.
- Что же такое вода?
Ответы: вода - это жидкость. (На доску помещается символ)
Вспомним, что ещё мы знаем о воде? (С опорой на символы дети называют ранее известные им свойства воды : бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).
- Сегодня мы продолжим знакомиться со свойствами воды.
- Как вы думаете, имеет ли вода форму? (ответы детей)
Опыт 1.
Переливают воду из сосуда в сосуд и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).
Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка.).
Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают. (Символ – на доску)
- Какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).
Ответы: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (Отметить - кипяток - это опасно).
Опыт 2. (с чайником)
Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.
Что происходит.
Ответы: вода булькает очень сильно, т. к. нагревается.
Открыть крышку чайника, в котором кипяток.
Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?
Ответы: пар.
Над паром подержать зеркало - оно запотело. дети проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.
Вопрос: так что же такое пар?
Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая. (Символ)
- Посмотрите, какие вещества находятся у вас на столе?
- Как они называются? (сахар и соль)
- Как вы думаете, что произойдёт, если сахар положить в воду? (он растает)
- Соль? (тоже растает)
Опыт 3. (Дети по очереди растворяют соль и сахар в воде)
- Что произошло с сахаром? (Он исчез, растворился. То же произошло с солью)
Вывод: вода – растворитель, она может растворять различные вещества. (Символ)
- Но все ли вещества растворяются в воде?
Опыт 4.
В воду налить масло и понаблюдать.
( Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.)
Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Физминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
- Ребята, вчера вечером я получила бандероль (Показывает, а в ней письмо. Прочитав его, я узнала, что пишет нам наш друг Буратино. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! В прошлый раз вы помогли мне узнать много нового о воде. Большое вам спасибо! Но вот какая проблема: я решил полить свои комнатные растения, а в кране совсем не оказалось воды. Тогда я набрал воды из лужи. Я не знаю, можно ли поливать цветы водой из лужи. Помогите, что делать?»
Буратино даже прислал нам эту воду из лужи (Показывает) Какая это вода? (Грязная) Как она стала грязной? Ведь с неба дождь идет чистый? (ответы детей)
- Верно, вода растворяет в себе комочки земли: земля смешивается с водой, вода становится грязной.
- Но, что же делать? Как помочь Буратино? (Надо очистить воду)
Опыт 5.
- Как это сделать? (Нужно использовать фильтр)
- Фильтр – это приспособление для очистки воды. В нашем случае мы будем использовать бумажную салфетку, сложенную в несколько раз.
- Грязную воду выливаем в стаканчик с фильтром.
- Что мы видим: земля осталась на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.
- Вывод: Воду можно очистить через фильтр. (Символ)
Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему».
Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.
Вывод: без воды прожить невозможно.
Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.
Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.
Как нужно относиться к воде.
Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки.
Охранять - не бросать мусор, когда отдыхаем на природе.
Итог.
(После опытов, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.)
- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
- Ответы: Вода - это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- Вода может нагреваться и быть горячей - пар.
- Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
- Воду можно очистить с помощью фильтра.
- Действительно, без воды мы не можем прожить на земле, воду надо беречь и охранять.
- Сегодня мы напишем ответное письмо для Буратино. Что мы ему посоветуем? (Грязной водой растения поливать нельзя! Эту воду нужно профильтровать.)
- Ребята, Буратино знал, что вы ему поможете и прислал вам в подарок сладкие гостинцы. (Раздача сладостей)