ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Конспект занятия «Вода — наша спутница всегда»
▼ Скачать
Программные задачи:
1. Обобщать знания детей о свойствах и качествах воды.
2. Познакомить детей с тремя состояниями воды: жидкое, газообразное, твердое (вода, пар, лед).
3. Закреплять навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
4. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление.
Словарная работа:
- обогащение словаря - газообразный, температура.
- активизация словаря - твердый, жидкий, глобус, макет.
Публикация «Конспект занятия „Вода — наша спутница всегда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Материал на столе: термос с кипятком, зеркало, схемы, доска, краски, кисточка, сахарный песок, емкости с песком, три емкости с водой, два подноса, лед или снег, глобус, магнитофон с записями журчания воды, дождя,.
Ход занятия:
1 часть: (Дети стоят около воспитателя под грамзапись «Журчания воды»).
Воспитатель: Сейчас я вам прочту загадку. Ее отгадаете, тогда и узнаете, чему посвящается наше занятие.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Посмотрите (показываю глобус) - это глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
- Какого цвета на глобусе больше? (Синего).
- Что обозначают на картах, глобусе синем цветом? (Воду в море, реках, океанах, озерах). Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. Это потому, что на нашей планете воды больше, чем суши.
- А сегодня вы видели воду? Где? ( Ответы детей: в кране, в аквариуме, чашке).
Воспитатель: И в правду, без воды жизнь представить сложно.
Предлагает детям пройти на стульчики.
Под песню «Я Водяной, я Водяной» в зал входит Водяной.
Водяной: Здравствуйте! Я рад встреться с вами. Зовут меня Водяной. А как вы думаете, почему меня так звать? (Ответы детей). Да я в воде живу. Люблю по лужам ходить, да только сейчас она куда - то делась. А еще на днях хотел искупаться в речке вашей, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы нашего гостя? Но для этого надо вспомнить все: что знаем о воде, какая она?
Водяной: Ой, да я все знаю о воде: она белая, светлая, круглая, вкусная, а пахнет как приятно!
Воспитатель: Ребята, правильно говорит Водяной? (Ответы детей). Ты сядь гость дорогой, да посмотри и послушай, а мы с ребятами тебе много интересного расскажем о воде.
ОПЫТ № 1: (сосуды разной формы с водой)
- Посмотрите на эти сосуды, - они разной формы, в них вода.
- Какую форму приняла вода? (круглую, цилиндрическую, треугольную)
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится, т. е. у воды нет формы (Выставляю схему).
Воспитатель: Вода - это жидкость.
Водяной: Вода - жидкость?
Воспитатель: Даша и Владик, возьмите по одной емкости с сухим песком. Пересыпьте свой песок в другую пустую емкость. Видите! Песок свободно помещается в любую емкость и меняет свою форму… А теперь высыпьте песок на поднос. Что можно сказать про форму песка?. Он лежит горкой.
Водяной: Значит, песок - жидкость.
Воспитатель: А вы, дети, как думаете, песок - жидкость? (Ответы детей). Попробуем доказать Водяному, что он ошибается.
ОПЫТ № 2:
Воспитатель: Опрокинем стакан с водой. Что произошло? (Вода растекается). А что будет, если опрокинуть ведерко с песком?. Песок ложится горкой. Так что, песок - это жидкость? (Ответы детей).
Вывод: вода - жидкость, она течет. Сухой песок - сыпучий, он сыпется. (Выставляю схему).
Воспитатель: Теперь определим, какого цвета вода?
Водяной: Зачем определять? Я все знаю о воде! Она белая.
Воспитатель: А вы как считаете?. Как можно доказать, что вода не белая, а прозрачная.
ОПЫТ № 3: ( перед детьми стоят два стакана: с водой, с молоком и две ложки).
Воспитатель: Дашенька проведет опыт с двумя стаканами: в одном стакане вода, в другом – молоко. Даша, опусти в каждый стакан по ложке… В каком стакане видна ложка?. (Ответы детей) Верно, в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.
Вывод: Значит, вода прозрачная, без цвета. (Выставляю схему).
Водяной: Ничего у воды нет: ни цвета, ни формы… Ну, запах-то есть?
Воспитатель: Дети, есть ли запах у воды? (Ответы детей). Как это можно доказать? (Понюхать). Вот, понюхайте и дети, и ты, Водяной, сначала воду, потом духи. Сравните запахи. Что можно сказать об этих запахах? (Ответы детей)
Вывод: У воды нет запаха (Выставляю схему).
Воспитатель: А на вкус какая вода? (Ответы детей; выставляю схему).
Игра «Цветная водичка»
Водяной: Интересно, вы мне сказали и доказали, что вода не имеет цвета, что она прозрачная. Как же тогда капельки стали цветными?
Воспитатель: А вот сейчас мы тебе покажем и расскажем, какая вода волшебница.
ОПЫТ № 4: ( Трое детей выходят к столу и растворяют в воде: один песок речной, другой - сахарный песок, третий - краску. Водяной удивляется увиденному).
Дети объясняют: Песок речной - не растворяется, сахарный песок - растворяется.
Водяной: Почему вода стала красной?
Дети: Краска растворилась в воде.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, а другие нет. (Схема)
Водяной: Ух, ты, как интересно! И все-таки, запаха у воды нет, вкуса тоже, ну что-то у нее должно быть?
Воспитатель: У воды есть температура.
Водяной: Как это? Разве вода может заболеть? Разве может быть у нее температура?
Воспитатель: Температура есть не только у больного, но и у здорового человека. И у воды она тоже есть.
ОПЫТ № 5: (Проношу около детей стакан с холодной и теплой водой. Дети трогают ее пальцем).
- Одинаковая ли она?. Чем отличается?
- Значит, вода может быть холодной, теплой и даже горячей - в зависимости от температуры (Выставляю схему).
II часть: (сели на стулья).
Водяной (стоя рассказывает историю) : Ой, а со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце, достал бумагу, кисточку, краски. Только устроился у окошка, как друзья мои - рыбки - в футбол играть начали. Я все оставил и пошел к ним. Играли целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел, а воды-то в блюдце нет. Может, вы мне объясните, куда она делась, куда исчезла?
Воспитатель или дети: Она просто испарилась.
Водяной: Как это испарилась?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что, значит испарилась? (Ответы детей). Верно, превратилась в пар: шапку невидимку нахлобучила и улетела из блюдца. Пар – это маленькие капельки воды, не видимые невооруженным глазом.
ОПЫТ № 6: (открываю термос с кипятком)
- Что вы видите? (Ответы детей).
Держу зеркало над термосом - на нем выступают капельки воды; показываю детям.
Вывод: Пар - это тоже вода, но легкая, невидимая.
Воспитатель: Мы узнали еще об одном состоянии воды - паре. А помните, Водяной хотел искупаться в речке, да не смог, вместо воды, лед появился. Почему? (Ответы детей). Когда холодно вода замерзает, становится твердой. Во что она превращается? (в снег, в лед)
Вывод: снег и лед - тоже вода, только в твердом состоянии.
Водяной: Да не может этого быть. Вы говорили, что вода - жидкость, она течет, а лед и снег не течет.
- А что произойдет со снегом, льдом, если их «поместить» в теплое помещение? (Ответы детей).
ОПЫТ № 7: (снег и лед - тоже вода)
Воспитатель: Итак, вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом. Вот видишь, уважаемый Водяной, сколько мы интересного рассказали тебе о воде.
Водяной соглашается, называет свойства и качества воды, указывая на схемы.
Водяной: Сколько нового я сегодня узнал, даже придумал загадки не простые, водяные.
Дети и водяной читают загадки про воду:
1. Он, белесый и сырой
Опустился над землей.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывет,
А с рассветом пропадет. (Туман)
2. Я как песчинка мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю,
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
(Снег)
3. Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
4. Крупно, дробно зачастил
Всю землю намочил. (Дождь)
5. Рыбам зиму жить тепло
Крыша - толстое стекло. (Лед)
Воспитатель: А чтобы ты еще лучше запомнил, все то, о чем мы сегодня говорили, я и ребята расскажем тебе стихотворение о воде:
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
1 реб. : В луже, море, океане
И водопроводном кране.
2 реб. : Как сосулька – замерзает
В лес туманный заползает.
3 реб. : На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
4 реб. : Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
5 реб. : Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Воспитатель:
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить
Под запись «Песня Водяного» Водяной прощается с детьми и гостями и уходит.
Воспитатель: И нам пора. Наше занятие закончилось, попрощайтесь с гостем.