Ольга Румянцева
Конспект занятия «Пусть всегда будет мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть всегда будет мама
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие
Вид деятельности: Непосредственно – образовательная
Возрастная группа: Старшая группа
Тема: Пусть всегда будет мама
Цель: Уточнение и обобщение знаний детей о портретной живописи, основных законах изображения портрета человека средствами рисунка, композиции, цвета и музыки.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Пусть всегда будет мама“» размещена в разделах
Образовательные задачи. Вызывать у детей желание нарисовать портрет своей мамы. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет)
Развивающие: Развивать художественное восприятие образа человека, умение рисовать красками всей кистью и кончиком.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональное отношение к образу, добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку.
Предварительная работа. Рассматривания разных портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и д. р.) Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения разных светлых оттенков (розового, телесного.) Беседа «наши мамы и бабушки», рассматривание семейных фотографий принесенных в группу, уточнение цвета волос, цвета глаз у мам. Чтения рассказа Н. Носова «Самая красивая».
Формы и средства обучения: Образно – художественные, практические, му-зыкальные, наглядные.
Приё мы: Рассматривание рисунков, репродукций и фотографий. Художе-ственное слово, пословицы, поговорки, физкультминутка, пояснения, поощрения. Самостоятельная деятельность.
Словарная работа: Обогащение словаря: погрудный портрет, миниатюра Активизация словаря: портрет, пропорции.
Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы музыкальные записи: Раймунда Паулса «Вернисаж», запись лирических песен о маме.
.
Содержание занятия.
Воспитатель: Скоро праздник и мы готовимся к нему, выучили много стихотворений, песен, танцев. И всё это для самых любимых, для наших мам.
Дети читают стихотворение В. Берестова «Праздник мам» :
1 ребёнок Сегодня праздник наших мам,
Тук, тук! – стучите в двери к нам
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
2 ребёнок Мы пол для мамы подметем,
Мы стол накроем сами
Мы сварим для нее обед.
Мы с ней споем, станцуем.
Мы красками ее портрет
В подарок нарисуем
3 ребёнок - Их не узнать! Вот это да! –
Пусть мама скажет людям.
Все вместе А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!
Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать про свою мамочку?
Ответы детей
- Наверное, каждый человек на свете мог бы очень долго и интересно рассказывать про самых любимых, самых добрых, красивых и умных – наших мам. К сожалению, времени у нас не так уж много, а все дети хотят, чтобы про их маму узнали. Как же нам поступить? Ответы детей.
Корректируя ответы детей, постараться подвести их к пониманию того, что, рисуя портрет, можно без слов рассказать о человеке.
Далее воспитатель проводит краткую беседу о том, где и кем работают наши мамы, какие они (красивые, добрые, ласковые, умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к маминому празднику оформить в детском саду красивую выставку.
Воспитатель показывает опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом, рассказывает: 1) овал лица; 2) прическа, 3) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 4) глаза; 5) губы; 6) нос; 8) детали одежды и аксессуары.
Воспитатель показывает детям схему, чтобы уточнить представление о том, как предать пропорции лица, где и как нарисовать глаза, нос, рот, уши. С давних времён художниками установлены идеальные пропорции рисования головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю – линией волос, а нижнюю – основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа. Расстояние от бровей до кончика носа определяет величину ушей. В действительности, очень редко встречаются люди с такими пропорциями, но знание их поможет передать индивидуальность изображаемого человека.
Объясняет варианты изображения женских причесок. Советует вспомнить, какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы точно подобрать нужный цвет или оттенок.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку под тихую бодрую му-зыку:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас,
Одной, другой – кроль.
Все как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком порядке будем рисовать, по ходу делая уточнения связанные со спецификой женского портрета (более нежный цвет кожи, сложные и разнообразные при-чески, красивые наряды и украшения)
Спрашивает, какого цвета кожа на лице мамы (нежная, розовая, иногда загорелая, и как получить такой цвет (оттенок) на палитре. Демонстрирует цветовую модель и советует поэкспериментировать с цветом в поисках нежных, розово-телесных оттенков разной светлоты.
Дети в течение двух-трех минут выполняют это цветовое упражнение на па-литрах.
Воспитатель напоминает, что дети могут рассматривать мамины фотографии и по своему желанию нарисовать портрет любого размера на белом или цветном фоне.
Самостоятельная работа. Дети выбирают лист желаемого формата и цветового тона и начинают рисовать. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь советом, напоминанием, поощрением.
По ходу занятия звучат лирические песни о маме, воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь «Без мамы»
Без мамы в квартире
Печально и пусто.
Без мамы в квартире
И скучно и грустно.
А мама придет
Словно солнышко встретишь.
По окончании работы, устраивается выставка детских рисунков звучит музыка (Р. Паулса «Вернисаж»)
Воспитатель: - «Какая хорошая выставка! Какие красивые лица на портретах! В них свет добра и нежности». Спасибо ребята вам за работу, берегите ваших мам, чаще говорите им приятные слова. Желаю вам всем успехов.