Алла Брунёва
Конспект занятия-викторины по познанию для детей старшей группы «Позывные предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса к насекомым.
Задачи:
- закрепить у детей знания о насекомых;
- рассказать о жуке- скарабее;
- учить правильно вести себя при встрече с насекомыми; знать правила общения с ними.
- развивать речь через полные ответы на вопросы, чтение стихотворений;
- развивать логическое мышление при ответе на вопросы викторины об экологической цепочке;
- развивать крупную моторику, выразительность движений в процессе физминутки;
Публикация «Конспект занятия-викторины по познанию для детей старшей группы „Позывные предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
- воспитывать бережное отношение к насекомым как участникам жизни на Земле.
Предварительная работа :
Беседы с детьми о насекомых; занятие по рисованию насекомого с характерными для него частями тела, выставка детских работ; наблюдения с детьми на прогулках за поведением насекомых; смена развивающей среды с картинками насекомых и наборов мелких игрушек -насекомых их пластмассы и резины; чтение и заучивание стихотворений о насекомых; разучивание инсценировки «Пчелиный домик»; подготовка презентации, грамот, к викторине.
Оборудование:
Презентация «Позывные предков», грамоты по количеству участников, фишки.
Ход занятия:
Идёт видеоролик с космической музыкой (СЛАЙД №1, воспитатель читает стихотворение:
Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,
К родным, на отдых, по делам, к друзьям,
Нам интересного встречается так много,
Что все запомнить не под силу нам!
И каждый новый день, как приключение,
За поворотом новые места, нас ждут -
Красивая природа, города,
Счастливые и интересные мгновенья!
Нас путешествия встречают каждый день -
В различных областях рутинной жизни,
Мы открываем что-то новое в себе -
Стремясь познать неведомые дали!
О, сколько неизведанного в них -
В тех удивительных местах, в далеких странах,
Которые нам доведется посетить!
Открытиям мы новым будем рады.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и посмотрим как зарождалась жизнь на нашей планете Земля.
- Сначала появилась сама планета Земля. СЛАЙД №2
-Потом через миллионы лет появились простейшие, одноклеточные организмы. СЛАЙД №3
- Потом стали появляться рыбы СЛАЙД №4 ,насекомые СЛАЙД №5, земноводные СЛАЙД №6,динозавры СЛАЙД №7, животные СЛАЙД №8, и, наконец, люди СЛАЙД №9
- Посмотрите, ребята, насекомые на нашей планете появились гораздо раньше человека, поэтому считаются нашими далекими предками. И сегодня мы с вами поговорим об этих удивительных созданиях. Это самый многочисленный класс среди всех живых существ на Земле. Их очень трудно заметить из-за маленьких размеров, но некоторые из них умеют разговаривать, издавать звуки, сигналы. Сейчас мы попробуем отгадать насекомых по их позывным сигналам. Работать мы будем по командам. Правила: ответ зачитывается, если вы поднимаете руки; отвечаете, когда назовут ваше имя и ответ не принимается, если вы выкрикиваете. За ответ команда получает фишку. Итак, первое задание…
ЗВУЧИТ ПЕРВЫЙ СЧИГНАЛ (КОМАР)
-Отгадали? Верно – это комар. СЛАЙД №10
- Кто расскажет нам про него стихотворение? (ребенок читает стихотворение)
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
- Верно, ребята, комары питаются кровью, но все или нет?
Ответы детей (только самки, у самцов хоботки тоненькие, поэтому они питаются нектаром)
- А почему возле водоемов много комаров?
Ответы (потому что самки откладывают свои яйца в воду)
- Где у комара уши?
Ответы (на усиках)
- Почему комаров называют вредными насекомыми?
Ответы (потому что переносят инфекции)
- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС КУЗНЕЧИКА.
Ответы…. СЛАЙД №11 (ребенок читает стихотворение)
По траве кузнечик ловкий
Скачет из конца в конец.
Быстролетные подковки
Подарил ему отец.
- Что за быстролетные подковки у кузнечика?
Ответы (крылья и лапки)
- Чем «поёт» кузнечик?
Ответы ( крыльями: на левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом перепонка со вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренной жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук)
- Где у кузнечика уши?
Ответы ( у него две пары ушей: одни - на передних лапках, другие – на задних лапках)
- Чем питается кузнечик?
Ответы (травой, другими насекомыми, росой)
- Какие враги у кузнечика?
Ответы (птицы, ежи, лисы)
- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС СВЕРЧКА.
Ответы….СЛАЙД №12 (ребенок читает стихотворение)
В заповедном лесу под упавшей сосной
Поселился сверчок как-то ранней весной.
Норку сделал себе из опавшей листвы
И присел вечерком на иголку сосны.
- Почему сверчки выходят из своих норок только вечером?
Ответы (потому что это ночные насекомые)
- Кто из них поет, самцы или самки?
Ответы (самцы)
- Чем они поют?
Ответы (надкрыльями)
- Почему часто сверчки селятся за печками?
Ответы (очень любят тепло)
- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС БОЖЬЕЙ КОРОВКИ
Ответы…. СЛАЙД №13 (ребенок читает стихотворение)
С моей ладошки очень ловко
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог!
- Ребята, а вы сможете ответить на вопрос, почему это насекомое назвали коровкой?
Ответы (потому что выделяет ядовитую жидкость в момент опасности, похожую на молоко)
- О чем птицам говорит красная спинка божьей коровки?
Ответы (яркая окраска предупреждает птиц об опасности, о том, что божья коровка ядовита)
-На кого охотится божья коровка?
Ответы (она поедает тлю и других мелких насекомых, поэтому считается полезным насекомым)
- Где зимуют божьи коровки?
Ответы (в расщелинах коры деревьев, под листвой или зарывается в землю, если зима будет холодной)
-Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС ЖУКА-СКАРАБЕЯ.
Ответы…. СЛАЙД № 14 (ребенок читает стихотворение)
Удобренье скарабей
Припасает для детей.
Он берет один комочек
И ещё, ещё кусочек
Лепит вверх, и вниз, и вбок,
Получая колобок.
Позже, словно бы снежки,
Катят сильные жуки.
СЛАЙД № 15
Воспитатель:
- Сейчас я вам расскажу об удивительном насекомом, жуке- скарабее: египетские жуки скарабеи имеют панцирь черного цвета. Тело имеет широкую и овальную форму.
Брюшко и ноги покрыты волосками. На голове жука скарабея располагается наличник с зубцами. Передние лапки также снабжены зубцами.
СЛАЙД № 16 Питание: основным рационом являются экскременты крупного рогатого скота и лошадей. Он охотно его скатывает в шарики разного размера, затем закапывает в землю для последующего использования в пищу.
Питается жук скарабей навозным шариком пока полностью не съест его, все это время живет в том месте, где его закопал.
СЛАЙД № 17 Размножение: перед появлением потомства пара скарабеев начинает готовить пищу впрок, для деток. Сначала египетские жуки скарабеи своими лапками выкапывают глубокие норки (от 10 до 30 см). После выкапывания самец уползает, а самка остается.
Она вылепливает овальные фигуры из навоза для каждого яйца отдельно. Затем в каждой навозном шаре делает лунку и откладывает туда яйцо. После этого засыпает вход в норку. (Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь)
Священный жук скарабей живет около 3 месяцев.
Враги
Из-за того, что очень заметен и медлителен, является легкой добычей для птиц и некоторых млекопитающих. На него охотятся вороны, мелкие млекопитающие (кроты, ежи и другие). В огромном количестве их поедают лисы.
Но, существует враг и опасней. Это - клещ, который способен пробить защитный хитиновый слой, чтобы выпить у него всю кровь. Очень часто бывает, что на одного жука скарабея нападает сразу несколько клещей.
Интересные факты
Жук самый сильный и трудолюбивый насекомым во всем мире.
Обладает большой силой, и способен передвинуть вес в 90 раз превышающий собственный вес.
Скарабеи добывают влагу из тумана. Становится против ветра и расправляет свои крылья. Через определенное время у жука скарабея на высоких участках головы появляется влага, собирающаяся в каплю. Далее эта капля стекает прямо ему в рот.
СЛАЙД №18 Жук скарабей символ Египта. По приданию, он напоминает путь Солнца.
Скарабеи добывают влагу из тумана. Становится против ветра и расправляет свои крылья. Через определенное время у жука скарабея на высоких участках головы появляется влага, собирающаяся в каплю. Далее эта капля стекает прямо ему в рот.
Красная книга
Занесен в Красную Книгу как самый уязвимый вид.
- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС ПЧЕЛЫ.
Ответы… СЛАЙД №19 (ребенок читает стихотворение)
Бубенцом звенит веселым
Желтый липовый цветок.
Из него шмели и пчелы
Пьют душистый сладкий сок.
ФИЗМИНУТКА (в виде инсценировки) СЛАЙД № 20
- Пчелы живут семьями. Как это они делают мы покажем.
Есть в саду пчелиный домик-
Ульем все его зовут.
(двое-трое детей соединяют руки над головой вместе)
-Кто живет в нем? Сладкий гномик?
-Пчелы, милый, в нем живут.
(несколько детей бегают вокруг домика- улья, издавая жужжащий звук)
Там узорчатые соты,
В кленках – мед, пчелиный труд….
Тесно, жарко… тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут…
(один ребенок становится перед ульем)
Там пчелиная царица
Яйца белые кладет.
Перед ней всегда толпится
Умных нянек хоровод…
(выбегают еще несколько детей вокруг «царицы»)
В суете неутомимой
Копошатся тут и там:
Накорми ее да вымой,
Сделай кашку червякам.
Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
(выходят два «стражника», становятся перед «царицей»)
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах
А вокруг ковром пушистым
Колыхаются цветы:
(несколько детей выбегают на «полянку», «раскрывают» свои руки вверх)
Лютик, клевер, тмин сквозистый,
Дождь куриной слепоты….
Пчелы все их облетают –
(«пчелы» облетают цветы)
Те годятся, эти – нет.
Быстро в чашечки ныряют
(«пчелы» приседают и встают)
И с добычей вновь на свет….
Будет день – придет старушка,
(выходит ребенок-«старушка», обходит улей)
Тихо улей обойдет,
Подымит на пчел гнилушкой
И прозрачный мед сберет…
(«старушка» говорит последние слова)
Хватит всем – и нам, и пчелам….
Положи на язычок: станешь вдруг как чиж
Веселым и здоровым, как бычок!
- Молодцы, отдохнули.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
-Ребята, посмотрите на СЛАЙД (№21). Это наши насекомые.
-Кто может назвать отличительные особенности насекомых? ( тело состоит из трех насечек: голова, грудка и брюшко; шесть лапок)
- Давайте подумаем, что произойдет, если не будет на нашей планете насекомых. Вспомните, чем они могут питаться (на слайде появляются картинки). А кто питается насекомыми? (на слайде появляются картинки).
- Теперь подумайте и скажите, что будет, если насекомых не будет?
Ответы…
- Молодцы! Раз без насекомых нельзя, надо научиться с ними уживаться. Мы же с вами разумные существа. Давайте усвоим некоторые правила поведения с насекомыми, чтобы они нам не наносили вред, а мы им.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ С НАСЕКОМЫМИ.
- Я буду показывать картинку, а вы говорить, что нужно делать при встрече с опасными насекомыми.
Ответы….
СЛАЙД № 22, 23, 24, 25 (ответы)
-Молодцы! Теперь давайте подведем итоги нашей викторины, посчитаем заработанные фишки и поздравим победителей. Воспитатель отмечает всех грамотами «Знатоков насекомых».
СЛАЙД № 26
- А теперь я хочу, чтобы мы дружно все вместе прочитали стихотворение о том, как нужно вести себя на планете ЗЕМЛЯ со всеми его жителями (дети становятся на ноги возле стульев).
Мы пришли в этот мир потому,
Чтобы сделать лучше ему,
Чтобы каждый житель его
Жил на планете Земля всегда.
Мы в ответе за каждого здесь,
Потому что разумнее нет существ.
- Всем спасибо за участие.