Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» (4 фото)

Березнева Анна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: пробуждение интереса детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом.

Задачи:

Обучающая

- Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, его деталями и элементами.

- Расширять кругозор и познавательный интерес дошкольников.

- Закреплять и углублять знания детей по теме «Одежда».

Развивающая

- Развивать зрительное внимание, восприятие, память, связную речь.

- Продолжать формировать умение слушать педагога и сверстников.

- Прививать уважение к народным традициям и нравственных качеств детей.

Словарная работа

Темочки:

- Обогатить и активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, душегрея, понёва, кокошник, порты, зипун, кафтан, картуз.

Воспитывающая

- Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к жизни предков.

- Прививать бережное отношение к одежде.

- Воспитывать патриотические чувства у старших дошкольников, прививать бережное отношение к наследию русского народа.

Оборудование:

Карта России, символы России, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, «колесо истории», аудиозапись «Русский народный хоровод».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие:

- Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

На доске расположены символы России: флаг, герб; карта России.

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы с вами живём? (В России)

- Посмотрите на карту, что вы можете сказать о нашей стране? (ответы детей)

- Да, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на земле.

- Ребята, а у России есть государственные символы? Какие? (Герб и флаг).

- А кто из вас знает, как называется народ, который живёт в России? (Россияне)

- Ребята, в давние времена наша страна называлась Русь, жили на Руси – русичи. А хотели бы вы больше узнать о нашем народе, как одевались люди, что носили?

- Я предлагаю отправиться в путешествие – в прошлое, в Древнюю Русь. А поможет нам «Колесо истории». Вращаем колесо и повторяем слова:

Колесо истории мы повернём.

В Древнюю Русь все попадём!

Обратить внимание детей, что на столе лежит необычный, большой конверт.

Воспитатель: - Интересно, что там может быть? (достаёт иллюстрацию, ставит на доску)

- Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей)

- Да, это сундук. Но сундук не простой, старинный, он очень большой и в нём хранится много добра.

Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится:

«Сундук старинный распахнись!

Что внутри? Похвались!»

Воспитатель выставляет на доску иллюстрации женского русского народного костюма.

- Ребята, посмотрите. как вы думаете как это все называется одним словом? (рус. нар. костюм)

- Да, в старину его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни швейных фабрик и женщины сами шили одежду и для себя и для всей семьи, сами украшали ее.

- Рубаху шили из светлого полотна, почти до пят, с длинными рукавами, украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан.

- Сарафан - длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором. Это душегрея. Душегрея - это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали узором, она прикрывала верхнюю часть тела, «как будто греет душу».

- Не только сарафан носили на Руси. Элементом русского народного костюма являлась - понёва.

Понёва - это длинная, клетчатая, шерстяная юбка.

- Особое внимание предки всегда уделяли головным уборам. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» - его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями.

- Платки всегда славились своими яркими и красочными оттенками. Их носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода.

- Ребята, давайте подведем итог и повторим, из каких частей состоит женский костюм? (Рубаха, сарафан, душегрея, понёва, кокошник, платок)

Пальчиковая игра «Как на русской стороне»

Как на русской стороне (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Жил народ по старине!

На Руси девицы-красавицы

Красивыми нарядами славятся: (Руки «полочкой» перед грудью)

Сарафаны – длинные,

Рубахи – старинные,

Душегреи – расшитые, (Загибать поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого)

Платки – цветами усыпаны!

А кокошник – посмотри,

Весь сверкает и блестит! (Сжимать, разжимать кулачки)

Воспитатель: - А теперь, ребята, рассмотрим мужской костюм того времени.

- Главной частью мужской одежды (впрочем, как и у женщин) тоже была - рубаха. Рубаху шили длинной, у ворота был разрез сбоку называлась такая рубаха – косоворотка. Повторите и запомните это слово. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском - кушаком. Следующая важная часть мужской одежды – это порты.

- Ребята, а кто из вас догадался что такое порты? (штаны).

- Верно, в старину так называли штаны- порты.

- Мужик поверх рубахи и портов надевал - кафтан или зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно были длинные.

- А что носили мужчины на голове? (шапка, кепка)

- Правильно! Зимой- одевали шапку, а весной и летом- кепку или раньше ее называли- картуз.

-Давайте подведем итог и повторим, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, зипун, картуз)

Воспитатель: - Ребята, в старину красны девицы и добры молодцы ходили на гулянья. Они надевали красивую одежду, пели, плясали, водили хороводы!

Музыкальная пауза. «Русский народный хоровод»

Воспитатель: - А ещё на Руси любили играть в разные игры!

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (современная и старинная одежда)

Футболка, рубаха, майка, блузка.

Свитер, водолазка, душегрея, жилет.

Шорты, порты, джинсы, брюки.

Зипун, толстовка, пиджак, ветровка.

Шляпа, кепка, шапка, картуз.

Жакет, понёва, платье, халат.

Игра «Наоборот»

Пришивать – отрезать

Яркий – бледный

Снимать – надевать

Сухой – сырой

Расстёгивать – застёгивать

Лёгкий – тяжёлый

Завязывать – развязывать

Дорогой – дешёвый

Длинный – короткий

Найти – потерять

Чистый – грязный

Покупать – продавать

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы хорошо и дружно отвечали!

- А теперь послушайте русскую народную пословицу: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Как вы её понимаете? (ответы детей) – Да, главное в человеке – доброта и его добрые дела.

Воспитатель: - Ну, что ж, пришло время нам возвращаться из далёкого прошлого снова в наше время. Вращайте «Колесо истории» и повторяйте слова:

Колесо истории мы повернём.

В группу нашу все попадём!

Итог занятия. - Вот мы с вами и снова в нашем детском саду. Вам понравилось путешествовать в прошлое нашей страны? Ребята, а что нового вы узнали?

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»
Фото «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»
Конспект занятия в старшей логопедической группе - фото
Фото №1 Цель пробуждение интереса детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом
Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

Фотоотчет о рисовании русского народного костюма в подготовительной к школе группеФотоотчет о рисовании русского народного костюма в подготовительной к школе группе На этой неделе на занятии рисованием мы с ребятами подготовительной к школе группы изучали элементы русского народного костюма. Задачи перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 12:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»» (включая файлы) размещена пользователем Березнева Анна (УИ 3544499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД