Ольга Солдатова
Конспект занятия в старшей группе «Эксперименты с электричеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперименты с электричеством
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне! Посмотрите, у меня в руках игрушка, давайте ее рассмотрим. В нее можно поиграть, она работает? Что с ней произошло?
Дети: В нее нельзя играть. В ней нет батареек. Все дело в них?
Воспитатель: А у меня есть другие батарейки, что нам надо дальше сделать?
Дети: вставить их в игрушке.
Воспитатель: Давайте поменяем, а вы мне расскажите, как это правильно сделать?
Меняют
Воспитатель: А что это за знаки на батарейке?
Дети: (Думают, предполагают). Это подсказки, как правильно вставить батарейку.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Эксперименты с электричеством“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Экспериментальная деятельность
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Воспитатель: Ребята, игрушка заработала! А почему? Да, из-за батареек, значит они что дают?
Дети: ток, электричество.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Симка. Она приготовила для вас интересный мультфильм про электричество.
(показ 3 мин. 32 сек.)
Воспитатель: Ребята, интересно было. А давайте посмотрим, что у нас в группе работает от электричества? А какие у Вас в доме есть приборы?
А как с ними надо обращаться, какие правила есть?
Ребята, вспоминайте мультик, что там больше всего запомнилось.
(Дети отвечают)
Воспитатель: Симка оставила для нас задания, давайте подойдем сюда. Ребята, есть электричество опасное, а есть не опасное. Оно живет само по себе и если его поймать, то можно с ним интересно поиграть.
На столе разложены опыты. Все подходят к столам.
Воспитатель: Смотрите, сколько всего интересного!
1. Опыт с пластмассовой расческой и конфетти.
Воспитатель: ну что, ребята, будем ловить электричество! Скажите, что перед нами на первом подносе? А как вы думаете, можно ли с помощью них поймать ток?
(Варианты детей)
Воспитатель: Попробуйте поднести трубочку к тарелочке с конфетти, что происходит? А теперь потрите ее о волосы и еще раз поднесите к тарелочке с конфетти.
- Что происходит? (Конфетти прилипли к расческе.)
Дети: Это произошло потому, что мы поймали в волосах электричество, и они притянули к себе кружочки бумаги. трубочка наэлектризовалась.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
А чтобы его снять нужно провести по ней рукой. Посмотрите, я сейчас это сделаю и конфетти не будут прилипать к ней.
2. Опыт «Волшебная палочка».
Воспитатель: Ребята, а это что такое на 2 подносе? Как тут поймать электричество?
(Дети думают, пробуют, отвечают)
Воспитатель: Давайте, потрем трубочку о ткань и медленно поднесем к звездочке. Около звездочки двигайте палочку по кругу, что происходит?
Дети: Звездочка вращается по кругу.
Вывод: электричество живет в одежде, в ткани. Это статическое электричество, оно не течет по проводам, оно тихое и незаметное, живет само по себе и по всюду.
Воспитатель: Ребята, Симка мне сейчас принесла интересный прибор. Кто знает что-то про него?
(Дети думают и отвечают)
Воспитатель: Этот прибор называется вольтметр, он показывает есть ли ток в батарейках. А где мы можем взять батарейки?
А у нас в группе есть предметы или игрушки на батарейках?
Давайте по очереди назовем их: ОТВЕЧАЮТ. (микроскоп, обезьянка, часы)
3. Опыт проверки пригодности батареек.
Воспитатель: А кто может знает, как можно этим прибором проверить работает или нет батарейка?
(Обсуждаем, показываю и проверяют)
У меня есть много батареек. (показываю) Вам нужно дотронуться кончиками проводов до двух сторон и смотрим на табло, если будет 1 и еще цифры, то она нам пригодится, кладем в баночку с красной крышкой. Если будет ноль и еще цифры, то она нам не подходит, и мы ее откладываем в баночку с синей крышкой.
( Задание: проверить 10 разных батареек)
Воспитатель: Молодцы. А кто знает, куда потом нужно деть использованные батарейки?
Дети: Их сдают в специальные места и их перерабатывают.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем и представим, что мы ток.
Детям дается обруч, на котором сделаны бугорки (узелки). Они берутся за него обеими руками и по команде передвигают руки, «перешагивая» через узелки. Игра «Ток бежит по проводам» :
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
С этого момента идет повторение 3-4 раза
Змейкой прямо через лес
Вот и в домик он залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос (жи-жи, фен (ф-ф-ф, швейную машинку (чик-чик) включи
(изображают разную бытовую технику).
4. Опыт с измерением тока в лимоне
Воспитатель: Ребята, Симка предлагает, что нам нужно сделать батарейку самим. У нас есть лимон и металлические предметы. И как нам это сделать?
(Дети думают, предполагают, отвечают)
Дети: Надо ставить две пластины в лимон и часы начнут ходить.
Воспитатель: У нас еще тут есть две колбы с водой и другие предметы. Подумайте, как они могут заработать?
5. Опыт с созданием батарейки из воды
Вывод: Действительно вода проводит ток и мы видим свет лампочки и звук.
Воспитатель: Ребята, Симка очень гордится вами! Вы такие сообразительные. Теперь она может поручить нам самое ответственное задание! Нам нужно собрать Робота.
Вот эти детали. Посмотрите на них. Вам, что ни будь знакомо?
Ребята, у меня есть схема, посмотрите ее. Давайте попробуем помочь Симке.
Детям даю схему, как выглядел робот ранее. Собираем робота (светящиеся глаза)
Воспитатель: Сейчас проверим, всё ли мы сделали правильно, и если это так, то робот оживет. Я уверена, что у вас получилось. Поздравляю вас всех! Наш робот – исследователь готов.
Рефлексия: Вот и симка к нам пришла. Она очень рада, что вы выполнили все ее задания.
От имени Симки:
Что вам сегодня понравилось?
Где же живет электричество? Что для вас было самым трудным?
А самым интересным? Вы большие молодцы, давайте друг другу похлопаем.
Самоанализ занятия в старшей группе «Эксперименты с электричеством»
Цель - развить интерес воспитанников к исследованиям и экспериментам, расширить знания об электричестве, электроприборах, о пользе и опасности электричества, о правилах пользования им.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
- Уточнить и расширить представления детей, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку;
- Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
- Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы:
1. Игрушка с батарейкой для проблемной ситуации.
2. Мультфильм по правилам пользования электроприборами.
3. Обруч для игры «Ток течет по проводам».
4. Игрушки герои заданий «Фиксики».
5. Оборудование для опытов:
Опыт 1 Конфете и трубочки по количеству детей
Опыт 2 Самодельные мельницы со звездами и трубочки по количеству детей, ткань.
Опыт 3 Вольтметр и батарейки.
Опыт 4 Лимон, металлические пластины, провода с часами.
Опыт 5 Стаканчики с соляным растворам, металлические пластины, светодиодная лампочка, динамик.
Опыт 6 Схема робота, детали, аккумулятор, батарейки.
Формы - беседа, вопросы и ответы, экспериментальная деятельность, создание робота по образцу.
Методы - наглядные, практические, игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод эксперимента, методы контроля (анализ, оценка результатов деятельности, словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение).
Методические приемы: проблемная ситуация, игра, вопросы, обследование предметов, простейшие опыты, обучающий мультфильм.
Технологии:
- игровая деятельность;
- деятельностный подход;
- обучение в диалоге со взрослым;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- экспериментально-поисковая.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом и задачами ФГОС ДОО и основной программы, соответствующему старшему дошкольному возрасту. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме. Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал для проведения опытов.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз и действий в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
На каждый момент занятия подобраны наглядные пособия и материалы, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, развивало у них любознательность. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в пространстве и в ходе занятия.
В каждом моменте использованы вопросы поискового характера, которые побуждали в открытой форме излагать накопленный запас знаний. Созданы проблемные ситуации, задавались вопросы на сообразительность и логическое мышление - все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности детей, любознательности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта.
Во время всей образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон. Умозаключения детей основывались на собственном опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.
В ходе реализации занятия воспитанники были увлечены различными видами деятельности по теме, развили свои творческие способности, усовершенствовали умения осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, расширили и активизировали словарный запас.
Конечный результат на ребё нка:
1. Знают причины возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
2. Знают где «живёт» электричество и как оно помогает человеку;
3. Умеют работать коллективно.
4. Активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
5. Активно участвует в проведении опытов.
6. Проявляет сообразительность, умеет самостоятельно решать поставленную задачу.
Я считаю, что выбранная мной форма организации деятельности детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Поставленные задачи были выполнены. НОД своей цели достигло. Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности.