рамиля муфазалова
Конспект занятия в старшей группе «Край родной — Бузулукский бор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Край родной – Бузулукский бор»
Цель: Развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к родному краю через ознакомление с национальной культурой.
Задачи:
Образовательные: Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающего мира.
Развивающие: Развивать общую, мелкую, зрительную, дыхательную моторику через игровые упражнения.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Край родной — Бузулукский бор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к миру живой природы (чувства ответственности, заботы, эмпатии, защиты окружающей среды); воспитывать интерес к родному краю и его достопримечательностям; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам.
Работа над словарем: Заповедник, исчезающие, бор, котловина, дюны, водная артерия.
Создание среды для организации и проведения занятия : фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей; рассказ Н. Сладкова «Друг или враг»; иллюстрации с изображением деревьев, леса, соснового бора.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».
-Лесные жители верят только делам, что это значит? (Ответы детей)
2. Основная часть.
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарством, строительного материала. Природа отдавала человеку все, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны.
-Ребята, как же природа нам помогает? Что мы берем из природы? (Ответы детей)
-Молодцы ребята, знаете! А как вы думаете, что происходит, когда человек много берет из природы, например вырубает много леса, а в замен не сажает новые. Что происходит тогда? (Ответы детей) -Да, ребята уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. -А как вы понимаете слово «исчезающие виды» (Ответы детей)
-Исчезающие - значит такие, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
-Ребята, а как вы думаете как называются места для исчезающих растений и животных. (Ответы детей)
-Для этого в нашей стране созданы заповедники. Заповедник - это особое место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные. В России создано много заповедных зон. Сегодня мы с вами побываем в Бузулукском бору.
(Выставляется картинки Бузулукского бора).
-Ребята, а как вы думаете, что такое бор? (Ответы детей)
-Слово бор в данном предложении обозначает – сосновый лес, а Бузулукский значит, то, что он находится в городе Бузулуке.
-Ребята, а что вы знаете о Бузулукском боре? Может кто-нибудь там бывал? (Ответы детей)
-Бузулукский бор - словно огромный зеленый корабль в океане степей и песков устремляет он свои мачты-сосны высоко-высоко в небо.
Уже несколько тысяч лет стоит он, величественно возвышаясь над окрестными полями.
-А кто знает, где находится Бузулукский бор? (Ответы детей)
-Бузулукский бор расположен на территории двух областей: Оренбургской и Самарской. Большую часть занимают пески. Отложение песков в котловине бора началось несколько сотен тысяч лет назад, когда вблизи Оренбурга было древнее Каспийское море.
-Ребята, а как вы понимаете слово «котлован»? (Ответы детей)
-Котлован это углубление в земле, так можно сказать яма.
(Музыкально-ритмическое упражнение.)
- Постепенно море отступило, остались песчаные отложения, реки, ручьи, озера.
-А как ребята, в место, моря появились сосны? (Ответы детей)
-Под воздействием благоприятных условий, такие растения как сосны, нашли здесь свое место. Вековые красавицы прочно держат своими корнями песчаные дюны.
-Ребята, а что такое песчаные дюны? (Ответы детей)
-Дюны это скопление песка, созданное ветром.
Бор представляет собой огромный лесной остров, имеющий форму треугольника. Через самую середину бора протекает река Боровка, которая является главной водной артерией, она впадает в реку Самара.
(Выставляется картинки реки Боровки).
-А водная артерия, что обозначает? (Ответы детей)
-Вода дает жизнь всему живому. Бор почти со всех сторон окружен полосой лиственного леса, граничащего с безлесной степью. Полоса лиственных лесов тянется вдоль течения реки Боровки, отдельные участки осинников и березняков рассеяны по всему бору.
-Ребята, а как вы думаете какого возраста сосны в Бузулукском бору? (Ответы детей)
-Сосны в Бузулукском бору достигают возраста 300-350 лет. Более 50 лет назад было уничтожено большое количество (свыше 1000) сосен.
-Ребята, а как вы думаете зачем их вырубили? (Ответы детей)
-Так как они занимали много места и не давали роста молодым соснам, которые создаются человеком. Только две 350-летние сосны были оставлены и выделены как объект научных исследований. (Выставляется картинка 350-летней сосны). -Ребята, а как называется книга, в которую занесены редкие растения и животные? (Ответы детей)
Игра «Угадай чьи следы?»
-В России есть особая книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений,- «Красная книга».Она является предупреждение для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть.
-Как же надо обращаться с природой, которая нас окружает? (Ответы детей)
-Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться. Лес-это сокровище России, человек должен беречь леса.
3. Заключительная часть
Представляете, как бы было бы хорошо, если бы в лесу весели специальные знаки, предупреждающие людей о том, чего нельзя делать в лесу.
-Давайте сегодня придумаем и нарисуем такие знаки.
(Дети рисуют запрещающие знаки).