Наталья Ефимова
Конспект занятия в старшей группе «Старинный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе «Старинный сундучок»
(Весь знакомый детям лексический материал говорю на карельском языке.)
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о природе Карелии, о некоторых предметах быта и их предназначении.
Задачи:
1. Обобщать и закреплять представления детей об истории некоторых предметов быта, о природе карельского края.
2. Вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этих предметов.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Старинный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
3. Формировать интерес к изучению природы, истории родного края, воспитывать к нему любовь и уважение.
4. Способствовать формированию умений работать в группе, выслушивать друг друга, договариваться.
5. Развивать инициативу, активность, творческое воображение.
Хозяюшка:
- Terveh lapset! Здравствуйте ребята! Tulgua tа ne. Проходите сюда, встаньте все в круг и будем знакомиться. Я хозяйка этого дома. Mina olen emandy. Вот моя правая рука, вот моя левая рука. Мы все хорошие друзья. Ребята, я очень люблю путешествовать и узнавать что-то новое, интересное. А вы любите путешествовать, хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далёкое прошлое, но с собой нам нужно взять дружбу, доброту и хорошее настроение потому, что мы хорошие друзья. Что ж, я вижу, что мы готовы отправляться в путешествие. У меня есть волшебный клубочек, который поможет нам перенестись в старину.
Клубочек в руки я возьму, волшебство позову,
Чудо в гости к нам придёт в старину нас унесёт.
По дорожке ты катись и в избе вместе с нами очутись!
Давайте закроем глаза и повернёмся вокруг себя 3 раза.
Раз, два, три – открывай глаза, смотри!
Мы очутились в необычной избе-музее. Что вы здесь видите? Здесь собраны старинные предметы быта карельских крестьян. Они нас окунут в старину и помогут узнать, как давным-давно жили люди на нашей земле. Но сначала послушайте, пожалуйста, карельскую пословицу:
«Oma mua – mandoi, vieras mua - mustoi»
«Своя земля – земляника, а чужая – черника».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Каждый человек любит свой край, место, в котором он родился. А что значит любить свою Родину? Это значит знать историю, традиции народа, чтить и уважать их. Вот и мы с вами тоже любим свою Карелию, знакомимся и уважаем традиции и обычаи карельского народа. Давайте, мы с вами ребята исполним песню о Карелии.
- А теперь, чтобы дальше нам продолжить беседу, я предлагаю вам разбиться на 2 группы – команды (по желанию детей или с помощью разноцветных лент). За каждое задание будут выдаваться фишки. Фишку получает та команда, которая лучше справится с заданием. В конце нашего путешествия мы посчитаем фишки и определим победителя- У меня в сундуке много интересных старинных вещей, сделанных руками людей. А это волшебный сундук мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, для чего нужен был сундук в избе? Да, раньше в старину вещи, необходимые в хозяйстве, хранили вот в таких больших сундуках. Например: в одном сундуке хранили одежду; в другом – скатерти, полотенца; в третьем – обувь; в четвёртом - рыболовные снасти и другие вещи, необходимые в быту. А хотите узнать, что там внутри?
Достаёт лапти. - Что это? В какое время года носили лапти? Лапти носили только летом. Как вы думаете, чем хороши лапти? В лаптях – удобно, не потеют ноги в жару, вода в лапоть как зайдет, так и выйдет. А осенью да весной носили сапоги из телячьей кожи. Ну а зимой что носили? Правильно, валенки. Как вы думаете, кто плёл лапти? Из чего они сделаны? А что такое берёста? (Кора берёзы).
1-е задание. А какие деревья растут в карельском лесу? Команды перечисляют названия деревьев по - очереди. Чья команда назовёт больше деревьев, та получает фишку.
Для чего ещё использовали берёсту?
Достаёт корзинку.
- Для чего она была нужна в хозяйстве?
2-е задание. Игра «Что лишнее?» «Какая ягода лишняя? Какая ягода не растёт в карельском лесу?» Какие ягоды собирали карелы в лесу?
3-е задание. Какие грибы растут в Карельском лесу?
Достаёт берестяной туесок.
- А в бересте ведь – хлеб, крупа, и мука лежат и не портятся – потому, что свойства у бересты особенные – обеззараживающие.
Достаёт заячий хвостик.
- Для чего нужен был заячий хвостик? Из какого материала ещё делали игрушки для детей? (Из ткани, глины, дерева).
А зачем ещё мужчины ходили в лес? Правильно, на охоту.
4-е задание. На каких животных и птиц охотились? А каких животных, живущих в карельском лесу, вы ещё знаете? Назовите на карельском языке.
Достаёт грузило, поплавок, сеть.
Что это? Для чего это нужно? Кто ходил на рыбалку? Чем ловили рыбу?
Река для человека всегда была дорогой жизни – она кормила, перевозила людей и грузы,
5-е задание. Каких рыб можно было поймать на рыбалке у нас в Карелии?
Игра «Поймай на удочку». Ребята по очереди (одновременно из обеих команд) выходят ловить рыб на удочку.
Игра «Сеть и рыбы»
Достаёт керосиновую лампу.
6-е задание. «Соберите картинки по порядку» (лучина в светцах – свеча - керосиновая лампа - лампочка – люстра)
Достаёт мутовку. Что это? Для чего она нужна?
Достаёт валёк. А это валёк. Женщины и старшие дочки помогали маме постирать бельё. С помощью валька выбивали грязь, мыло. А когда постирали, затем нужно было погладить. С помощью чего погладить бельё?
Достаёт рубель.
7-е задание. Игра «Найди «дедушку» предмету»
Показываю пример.
Настольная лампа – лучина, керосиновая лампа.
1-я команда
Миксер – мутовка
Чайник – самовар
Кран – рукомойник 2-я команда
Утюг – рубель
Кастрюля – чугунок
Детская кроватка – люлька
8-е задание. Игра «Угадай предмет»
Каждой команде по очереди показывается картинка, на которой изображён предмет
(ухват, кочерга, лавка, сундук, бочка, корыто, печка). Каждый член команды одновременно с помощь жестов, мимики, показывает какие либо действия с этим предметом, для чего он предназначен. Другая команда отгадывает и называет название предмета.
- Ребята, нам пора возвращаться из нашего путешествия
Ты клубочек помоги,
В детский сад нас обратно верни!
Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя 3 раза.
Раз, два, три – в д/с верни!
- Ну вот, наше путешествие завершилось.
Подсчитывание фишек, подведение итогов.
- А сейчас представьте, что я журналистка и буду брать у вас интервью.
Рефлексия «Интервью» (с использованием микрофона)
Мне занятие понравилось, потому что ….
Мне занятие не понравилось, потому что ….
Спасибо вам, ребята, за старание.
И говорю вам до свидания!