Юлия Санникова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
Цель: обобщение знаний детей о разных климатических зонах и их обитателях.
Задачи:
• Формировать у детей представление о Северном полюсе (особенности климата, растительного и животного мира)
• Уточнить представления детей о животных Крайнего Севера: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания
• Развивать устойчивый познавательный интерес, стимулировать познавательную активность каждого ребенка
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
• Способствовать реализации творческих способностей детей
Материалы к занятию: презентация «Северный полюс», музыка, глобус, клей ПВА, кисти, шаблоны медведей
Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми картин и иллюстраций, фотографий с изображением Севера; чтение художественной литературы, д/и «Кто где живет?»
Словарная работа: Северный полюс, полярная ночь, северное сияние, полярный день, морж, тюлень, белый медведь, северный олень.
Ход занятия:
Воспитатель: (организует детей в круг)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
А сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, где другом и помощником будет что-то очень интересное, а что это, вам нужно отгадать.
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю (глобус).
А что такое глобус?
Ответы детей
«А сейчас, закройте глазки. 1,2,3 — я глобус покручу, вас в удивительное место на нашей планете приглашу!» (Воткнуть флажок белого цвета на глобусе в районе Северного полюса)
На экране появляется слайд №1 с изображением Северного полюса и звучит музыка северного ветра, вьюги
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились на Северном полюсе.
Художественное слово:
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы.
А вы знаете, какая погода здесь на Севере?
Ответы детей
Северный полюс – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (слайд №2)
Воспитатель: А вы, знаете, что такое полярная ночь?
Ответы детей
Воспитатель: Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы (слайд №3)
А ещё на Северном полюсе можно чаще всего наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая проносятся по небу с одного края на другой (слайд №4)
Посмотрите, какое оно?
Ответы детей (яркое, огненное, сияющее, сверкающее, разноцветное)
Воспитатель: А на смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас (слайд №5)
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь (шагаем на месте,
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши,
Подойдет ко мне мороз (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши,
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).
Воспитатель: Как ни сурова природа Северного полюса, здесь обитают многие животные.
А какие животные вы узнаете, отгадав загадки.
1. Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень). Слайд №6
2. У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький. (тюлень) Слайд №7
3. Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий. (морж) Слайд №8
4. Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый. (медведь) Слайд №9
Воспитатель: Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?
Ответы детей
Воспитатель: Вы знаете, что мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – прозрачная, а вот кожа у него – черная (слайд №9)
Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке (слайд №10)
Воспитатель: Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.
Ответы детей
Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он может плавать даже под водой, охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей (слайд №11)
Воспитатель: Что – то холодно здесь, я предлагаю отправляться в обратный путь. А сейчас закройте глазки. 1,2,3 — я глобус покручу и в детский сад нас верну!
Вот мы и в детском саду, ребята! А на память о нашем путешествии, давайте, с вами изобразим белых медведей. Присаживайтесь на свои места. Перед вами заготовки шаблонов белых медведей.
-Для того, чтобы приступить к выполнению работы, давайте посмотрим, что нам понадобиться?
-клей ПВА
- основа
- шаблон белых медведей
- кисточка
- вата
- салфетка
Как будем выполнять?
• Наносим клей на медведей с помощью кисти, при этом следим, чтобы кисть не выходила за границы.
• Затем мы будем приклеивать кусочки ваты на шаблон.
• Прежде чем приступить к работе вспомним правила пользования клеем. (воспитатель напоминает правила)
• Перед тем как начать делать наших медведей, сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
А теперь приступам к работе
Самостоятельная работа детей (звучит тихая музыка)
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились белые медведи! Молодцы!
Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что видели? Какие животные живут на северном полюсе? Кого мы с вами сегодня делали? Понравилось вам наше путешествие?
Ответы детей