Татьяна Липовцева
Конспект занятия «Птицы нашего родного края — Кузбасса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Птицы нашего родного края – Кузбас
са»[/b]
Цель: формировать представление детей о птицах нашего края, об особенностях их внешнего вида.
Задачи:
• расширять представления детей о родном крае.
• познакомить детей с птицами, обитающими в Кузбассе.
• воспитывать интерес и любовь к природе родного края, бережное и заботливое отношение к ней.
Предварительная работа с детьми:
Публикация «Конспект занятия „Птицы нашего родного края — Кузбасса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
• наблюдение за птицами на прогулке;
• беседа о птицах нашего края;
• рассматривание иллюстраций с изображениями птиц Кузбасса;
• отгадывание загадок;
Предварительная работа воспитателя: раздаточный материал к занятию.
Методические приёмы:
• словестный (беседа, вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей);
• игровой;
• наглядный;
• художественное слово;
• анализ занятия.
Оборудование: аудиозапись пения птиц, картинки с изображением птиц, физическая карта Кузбасса, обруч красный и злёный, нагрудные знаки с изображением птиц, кормушка, корм для птиц.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель обращает внимание детей на карту.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это карта нашего родного края Кузбасса.
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя -
Кузбасс! (Г. Юров)
Воспитатель: Какого цвета больше всего на карте?
Дети: зелёного.
Воспитатель: Да, в нашем Кузбассе много лесов, а еще он богат реками, озерами, родниками, давайте найдем их на карте. А хотите отправиться со мной в путешествие по лесам нашего родного края?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Добрый лес, старый лес, полный сказочных чудес.
Я иду гулять сейчас и зову с собою вас.
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите?
Дети: Пение и голос птиц.
Воспитатель: Как они поют?
Дети: Красиво, радостно, громко, звонко, весело
Воспитатель: Сегодня, мы с вами и узнаем, какие же птицы живут в лесу нашего родного края Кузбасса.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
(К. Мухаммади)
- Скажите ребята, каких птиц вы знаете? (Ответы детей.)
- А за какими птицами мы наблюдали зимой в нашем родном крае?
Дети: За воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями.
Воспитатель: Как этих птиц, можно назвать одним словом?
Дети: зимующие
Воспитатель: А почему мы их называем зимующие?
Дети: потому что они у нас остались зимовать и не улетели в тёплые края.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их внимательно (показываю картинки и рассказываю о каждой птичке)
- Это синица. Давайте вместе повторим, как ее зовут?
Эта птичка небольшая, но очень нарядная. Посмотрите, какая у неё грудка?
Дети: Ответы
Воспитатель: Правильно, ярко-желтая, а спина и крылья с синим отливом. За это ее и прозвали «Синичка».
Воспитатель: А это птица голубь. Посмотрите, какой он красивый. Оперенье у голубя чаще всего бывает голубого цвета.
Отсюда и название птицы «голубь, значит голубой.
Воспитатель: Ребята, а это Ворона - одна из самых известных городских птиц. Её перышки серого и черного цветов. Ворона – самая крупная городская птица. Издавна народ шутливо относится к вороне из-за ее любопытства и громкого карканья.
Воспитатель: А эта птичка называется «Воробей». Грудка у него серая, а крылья, спинка и хвостик коричневого цвета. Воробушек маленький, но очень проворный.
Ребята, давайте немножко отдохнем и гимнастику проведем?
Физминутка «Птички»
Птички в гнёздышке сидят
(дети сидят на корточках, скрестив руки)
Во все стороны глядят,
(повороты головы)
Погулять они хотят
(топают ногами)
И тихонько все летят
(бегут и машут руками)
Прилетели и тихонько сели.
Воспитатель: Ребята, а за какими птицами мы не можем наблюдать зимой?
Дети: За грачами, скворцами, журавлями, цаплями.
Воспитатель: Почему за этими птицами мы не можем наблюдать зимой в нашем родном крае?
Дети: Потому что они улетели в тёплые края, им было холодно и голодно. Наступили холода, выпал снег, насекомые спрятались, не стало ягод.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Найди домик птицам»
Игра-итог «Найди домик птицам»
Правила игры: воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц. Дети выполняют взмахи руками. По сигналу воспитателя каждый занимает свой домик. Синица, воробей, сорока встают вокруг зеленого обруча — это домик зимующих птиц, а скворец, грач, журавль в красный обруч – это домик перелётных птиц.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Вы знаете, что нужно делать, чтобы сохранить птиц в лесу?
Давайте запомним несколько правил:
• Веди в лесу себя тихо.
• Ходи только по тропинкам.
• Убирай за собой мусор, не загрязняй воду.
• Не трогай птичьи гнёзда, не пугай птиц.
• Береги растения, не ломай ветви кустов и деревьев.
Надеюсь, ребята, вы запомните эти правила и расскажете о них своим друзьям и родителям.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по лесам родного Кузбасса. О ком сегодня мы говорили? О каких птицах говорили? Чем занимались сегодня? Что понравилось?
После занятия предложить вынести кормушку на участок, закрепить на дереве, насыпать корм птицам.